Специальная военная операция России на Украине привела к увеличению поставок российских товаров пищевого сектора в Китай, чему активно способствуют обе страны, оказывая поддержку предпринимателям. Но есть препятствия (среди которых неценовые факторы спроса), не позволяющие занять бóльшую долю на китайском рынке.
Инициативы по поддержке российских предпринимателей
После начала специальной военной операции России на Украине отечественным производителям, торгующим с зарубежными странами, активно оказывается поддержка со стороны государства. Особое значение приобрела программа «Сделано в России», которая помогает выстроить целостное представление о российской продукции как о заслуживающей доверия, что особенно важно для «новичков» на китайском рынке, которые не успели себя зарекомендовать. Программа объединяет товары российских производителей под единым знаком, способствует их продвижению, оказывает информационную поддержку (в том числе организуя образовательные мероприятия) и гарантирует надёжность, органичность, экологичность и уникальность поставляемых товаров. Особенно важен пункт про экологичность, так как это – один из важнейших критериев для китайского потребителя, ведь далеко не все китайские производители в должной степени удовлетворяют данный запрос. Производителей же, желающих выйти на китайский рынок, становится всё больше, в том числе благодаря упрощению процедуры получения сертификата соответствия для участия в данной программе. Это решение было принято после успеха на фестивале-ярмарке «Сделано в России», который прошёл в Шэньяне, административном центре северо-восточной китайской провинции Ляонин, с 27 января по 5 февраля 2024 года.
Фестивали и выставки – возможность напрямую познакомить китайского потребителя с российским товаром. Они проводились и до начала российской специальной военной операции (например, ЭКСПО), но с 2022 г. такая форма двухстороннего сотрудничества стала развиваться более интенсивно. На фестивале-ярмарке 2024 г. «Сделано в России» были реализованы товары на сумму более 240 млн рублей, а особым успехом пользовались кондитерские изделия. Новые субъекты РФ также интегрированы в российско-китайскую торговлю: в рамках фестиваля была представлена продукция луганской кондитерской фабрики «Лаконд» и донецкой фабрики «Донбасс Кондитер».
Второй фестиваль «Сделано в России» состоялся уже через несколько месяцев, в мае, в рамках VIII Российско-китайского ЭКСПО и Харбинской международной торгово-экономической ярмарки. Возможно, международные выставки, проходящие в Китае (Международная Шанхайская выставка гостиниц, продуктов питания и напитков, Международная выставка импортных продуктов питания и напитков и ряд других), не так сильно привлекают внимание российской общественности, однако и там отечественная продукция представлена, а со стороны государства отечественным предпринимателям оказывается поддержка. Так, Российский экспортный центр (РЭЦ) осуществляет компенсацию части затрат на участие в зарубежных выставках в размере до 700 тысяч рублей для малого и среднего бизнеса и до 2 млн для крупного.
Другой способ продвижения товаров, который зачастую применяется и на выставках, – лайвстримы. Они позволяют избавить китайцев от выбора между представленными брендами. Наибольшую популярность данный вид рекламы набрал в период ковидных ограничений, поэтому, когда российские производители активно заинтересовались китайским рынком, почва для продвижения товаров была уже подготовлена. Организации, занимающиеся популяризацией российских товаров (особенно активен РЭЦ), активно прибегают к рекламе блогеров. Причем если раньше успешность сделки зависела от китайских инфлюенсеров, то сейчас блогеры сами стали предлагать сотрудничество, предоставляя право выбора российским организациям. Тенденция обозначилась после проведения в феврале 2024 г. форума «Сильные идеи для нового времени».
Попытки России наладить экономическое сотрудничество – не односторонние. Китай тоже создает условия для более широкого представительства российской продукции. Постепенно снимаются запреты на импорт некоторых российских товаров: так, в феврале 2022 г. на российскую пшеницу были сняты все региональные ограничения, а в сентябре 2023 г. сняты ограничения по африканской чуме свиней, препятствовавшие экспорту российской свинины с 2008 года. Это отличная возможность для российских предпринимателей, поскольку свинина – самый потребляемый вид мяса в Китае, а российские цены на него значительно ниже китайских (по данным на июнь 2024 г. – в 2 раза). Также Китай делает более комфортными сами условия ведения бизнеса: в июле 2023 г. была представлена новая цифровая платформа Long Trade, которая облегчает малому и среднему бизнесу процесс осуществления торговли, предоставляя широкий спектр услуг (доставка, хранение, страхование и другие) в одном месте.
Не как по маслу
Однако Россия всё же больше заинтересована в данном сотрудничестве. Поскольку после начала спецоперации на Украине большой поток товаров был перенаправлен с Запада в Китай, количество торговых партнёров сократилось, следовательно, выросла зависимость от китайского рынка, поставившая Россию в уязвимое положение. Это контрастирует с тенденциями в Китае, который нацелен на диверсификацию поставщиков. По данным Главного таможенного управления КНР, будучи в 2023 г. главным экспортёром минерального топлива в Китай, Россия обеспечила лишь 18 процентов от всего импорта товаров данной категории. Касательно пищевого сектора, наиболее весомую долю в 2023 г. на китайском рынке имели российские товары из категории «рыба и морепродукты» и «растительные и животные жиры и масла», которые составили 15 и 17 процентов соответственно. Что касается товаров из категории «сахар и кондитерские изделия», к которым было приковано столь большое внимание в рамках зимнего фестиваля «Сделано в России», то, по данным за январь – апрель 2024 г., сумма (553770 долларов), на которую данные товары были реализованы, не составляет даже 0,1 процента от общей суммы импорта по данной категории. Таким образом, числовой показатель экспорта в Китай растёт, но доля большинства товаров пищевого сектора незначительна.
Одна из причин этого – китайская культура питания, которая значительно отличается от российской (исключение составляют северо-восточные территории, граничащие с Россией). Например, несмотря на небольшой рост спроса на молочные продукты в последнее время, перспективы для российских производителей в этой сфере не многообещающие, поскольку китайцы не привыкли употреблять молоко животного происхождения, отдавая предпочтения растительному. Кроме того, культура питания довольно разнообразна внутри самого Китая, где насчитывается восемь региональных кухонь. То есть необходим детальный анализ пищевых предпочтений в конкретных провинциях с учётом городского и сельского населения, где пищевые привычки различны. Этим объясняется весомое преобладание экспорта сырьевых продуктов над переработанными.
С ростом благосостояния китайцев меняется и их покупательское поведение. Сейчас увеличивается спрос не просто на качественную продукцию, но и на полезную для здоровья. Это создаёт риски для российских поставщиков сладостей ввиду тенденций отказа от сахаросодержащий продукции. Параллельно с этим происходит диверсификация рациона китайцев, чьи доходы выросли, поэтому они могут отходить от своего традиционного рациона, покупая непривычные для них российские продукты – напитки из чаги, яблочную меренгу и другие. Однако вероятность массового потребления таких продуктов невелика, а значит – и значительно увеличить долю на рынке не получится.
Есть и логистические трудности. Из-за них продукции с небольшим сроком годности доступ на китайский рынок закрыт ввиду долгой доставки. Это делает саму попытку выхода на рынок нецелесообразной даже без учёта непредвиденных обстоятельств, способных привести к увеличению срока поставок. В условиях выстраивания долгосрочного сотрудничества эту проблему стараются решать. Так, РЭЦ совместно с транспортной компанией Fesco запустили сервис «Мясной шаттл», позволяющий сократить финансовые затраты на перевозку и уменьшить сроки самой доставки при помощи отказа от перегруза в промежуточных точках пути и смены рефрижераторного контейнера.
Нельзя забывать и об экономической политике Китая, в интересы которого не входит увеличение зависимости от других стран. Следовательно, отечественному бизнесу стоит присмотреться к тем нишам, которые пользуются спросом у китайских покупателей, и где доля российских производителей пока не велика (к таким, например, относится мясная продукция, которая занимает 2 процента от всего китайского импорта).
Также стоит учитывать наличие контрактов Китая с другими странами. Поскольку договоры китайцы обычно заключают на длительный срок, то – даже при сильном желании увеличить поставки – быстрая переориентация на российские товары невозможна, поскольку Китай дорожит своей репутацией и будет выполнять данные ранее обязательства.
Тем не менее потенциал выхода на китайский рынок у российских производителей есть, поскольку поддержка со стороны государства довольно ощутима.
Автор: Арина Сидорова, студентка РАНХиГС направления «Зарубежное регионоведение и политэкономический анализ»