03.09.2025
Дипломатия без извинений: эхо Синдзо Абэ в японской политике памяти
Новости Школы авторов
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Ярослав Фокин

Аспирант Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, выпускник школы авторов журнала «Россия в глобальной политике» «Учи учёного» 2025 года.

Школа авторов «Учи учёного»

Премьер-министр Японии Сигэру Исиба, несмотря на образ эпатажного лидера-новатора, с которым он пришёл к власти, продемонстрировал в своей исторической политике не больше новизны, чем его консервативные предшественники. Аккуратная формула баланса между «хватит извиняться» и «давайте не злить соседей», кристаллизованная покойным Синдзо Абэ, пережила уже несколько кабинетов министров и, похоже, останется основным ориентиром для исторической политики Токио на ближайшую перспективу.

 

Новый премьер – старые формулы

В 80-ю годовщину объявления о капитуляции Японии 15 августа на церемонии, посвящённой памяти погибших во Второй мировой войне, премьер-министр Сигэру Исиба обратился к нации со словами о необходимости «проникнуться раскаянием и осознать уроки войны»[1]. За речью, однако, ощущалась недосказанность: миллионы жертв японской агрессии за пределами страны Исиба обошёл молчанием. Кроме того, ранее в рамках весеннего и осеннего фестивалей премьер-министр совершил ритуальные подношения в храм Ясукуни. Скандально известное синтоистское святилище считается символом японского милитаризма и регулярно становится причиной дипломатических протестов со стороны Пекина, Сеула и других столиц.

Односторонние речевые формулировки или ритуальные подношения не являются чем-то новым – они были характерны и для предшественников Исиба.

Отметить стоит как раз постоянство, с которым премьер-министры с различными идеологическими ориентациями уже на протяжении десятилетия придерживаются в вопросах памяти о войне одного и того же алгоритма.

После победы на выборах в октябре 2024 г. Сигэру Исиба, склонного к вызывающе либеральным высказываниям, СМИ активно обсуждали позиции нового лидера по вопросам исторической памяти – многие классифицировали его как сторонника прогрессистских взглядов[2]. Действительно, ранее Исиба осуждал неспособность Японии «признать свою ответственность за войну», высказывался в поддержку Токийского трибунала, придерживался взвешенного мнения о военных преступлениях. Однако на практике в сфере исторической политики – усилий государства по утверждению определённой интерпретации истории и соответствующих коммеморативных практик – его «прогрессистская» линия практически не отличается от курса предшественников: прагматика Фумио Кисида, функционера Ёсихидэ Суга и консервативного тяжеловеса Синдзо Абэ. Можно утверждать, что в Токио сложилась устойчивая формула поведения в сфере исторической политики.

Войны и историческая правда: истина где-то рядом
Джеффри Робертс
Чем более бурной становится международная среда, тем менее востребована историческая правда. Как бороться с политизацией истории? Может ли прошлое помочь настоящему? Чем российско-украинский конфликт отличается от войн первой половины XX века? Готов ли Запад к мирному урегулированию? Жива ли дипломатия? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал Джеффри Робертс в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

 

Культ героев войны и консервативный ренессанс

Историческая память японского общества о прошедшей войне характеризуется консенсусом вокруг самовиктимизации – представлении народа Японии в качестве главной жертвы. Не случайно важнейшим коммеморативным символом остаётся ядерная катастрофа Хиросимы и Нагасаки.

Представители политической элиты страны – верхи бюрократии и правящей Либерально-демократической партии – исторически занимали более правые позиции. Их взгляды строились на культе героической жертвенности военного поколения, отрицании агрессивной природы довоенной японской политики. Преодоление идентичности, заложенной Токийским процессом и «пацифистской» конституцией, и восстановление национальной гордости виделись наиболее важными задачами. Важным символом для националистов стал храм Ясукуни – место почитания героев, павших за страну и императора. Особенное значение святилище приобрело после того, как в 1978 г. в его списки были внесены военные лидеры, осуждённые Токийским трибуналом.

В последние десятилетия в контексте курса Токио на построение «нормального государства», т.е. преодоление послевоенных ограничений, а также как ответ на активность в 1990-х гг. либерально-пацифистских сил, призывавших Токио к покаянию за военные преступления, историческая политика в Японии начала смещаться вправо.

Яркий пример – Дзюнъитиро Коидзуми, который в период своего премьерства с 2001 по 2006 гг. ежегодно посещал Ясукуни.

Важной вехой стал период, когда во главе кабинета был Синдзо Абэ. Начиная с 2013 г., в речах по случаю дня капитуляции он прекратил практику выражения «раскаяния» за «страдания, причинённые Японией множеству стран», характерную для таких обращений ранее. В декабре 2013 г. он нанёс личный визит в храм Ясукуни. Спустя два года в специальном заявлении, приуроченном ко Дню памяти окончания войны, Абэ объявил, что будущие поколения «не должны быть обречены извиняться»[3]. Став фундаментом современной позиции Японии по историческим вопросам, это заявление подвело черту под практикой официальных извинений.

 

Токио в поисках баланса

Такой настрой японской стороны, однако, вызывал негодование Китая, Южной Кореи и США. Прагматические внешнеполитические интересы привели Токио к необходимости искать баланс в продвижении патриотической интерпретации истории.

Попытку его нахождения предпринял сам Коидзуми, чьи посещения Ясукуни вызвали ожесточённые протесты китайцев и корейцев. Так, в 2005 г. по случаю годовщины капитуляции он выпустил заявление, выражающее «глубокое раскаяние» за колониальную агрессию и причинённые страдания[4]. Однако, несмотря на смелые формулировки, Пекин и Сеул встретили извинения с недоверием: на фоне посещений Ясукуни они казались неискренними.

Абэ предпринял более успешную попытку выстраивания баланса, изменив подход к проблеме. Так, после 2013 г. премьер-министр, демонстративно воздерживаясь от посещения Ясукуни, перешёл вместо этого к практике направления в храм ритуального подношения «масакаки». Несмотря на упомянутое высказывание 2015 г., он не дезавуировал прежние заявления об ответственности Японии за колониализм, агрессию и преступления, включая чувствительную для консерваторов проблему «женщин для утешения» – с целью избежать конфликтов с соседями. Более того, Абэ даже предпринял попытку договориться с Сеулом о компенсациях для «женщин для утешения», однако инициатива потерпела неудачу из-за прихода к власти в Южной Корее левого правительства.

Антиколониальные и постколониальные нарративы в контексте политического мифа в КНДР и Республике Корея
Наталья Ким, Александр Соловьёв
15 августа В Южной Корее отмечается День восстановления независимости (광복절), а в КНДР – День освобождения Родины (조국해방의날). По этому праздничному поводу публикуем статью, которая вышла в журнале «Международная аналитика», с любезного разрешения издателя.
Подробнее

Такой образ действий характерен и для последующих лидеров. Они воздерживались от посещения Ясукуни, однако неизменно направляли пожертвования. Преемники Абэ, как и он сам после 2015 г., в речах по случаю дня капитуляции повторяли одинаковые формулировки, игнорирующие упоминания о жертвах войны среди неяпонцев. Выражения соболезнований стали крайне редки и ограничены сферой отношений с Сеулом: один из немногих примеров – выражение Фумио Кисида во время визита в Южную Корею в 2023 г. «глубокой опечаленности» страданиями подневольных корейских рабочих.

 

Эхо Синдзо Абэ в политике Исиба

Действующий премьер-министр Сигэру Исиба – не исключение. Хотя до избрания он критически относился к посещениям политиками Ясукуни, в октябре и в апреле вслед за предшественниками направил в святилище ритуальное подношение. Речь по случаю 80-летия капитуляции также не содержала кардинальных изменений. Премьер сумел вернуть в неё слово «раскаяние», однако не уточнил, за что и перед кем Япония раскаивается. Хотя речь Исиба звучала достаточно прогрессивно на фоне обращений предшественников, возвратом к риторике, имевшей место до 2013 г., её считать нельзя.

Показателен также саммит премьера с южнокорейским лидером Ли Чжэ Мёном 23 августа 2025 г. Несмотря на репутацию президента Ли, известного непримиримой позицией по вопросу японской ответственности, в итоговом пресс-релизе тема истории почти не затрагивалась. Единственной отсылкой стало подтверждение «приверженности позиции предыдущих кабинетов по вопросам исторического сознания, включая японо-южнокорейскую декларацию 1998 года»[5]. Хотя упомянутая декларация выражала «глубокое раскаяние и искренние извинения» корейскому народу, новых утверждений о признании ответственности Исиба избежал.

Выстроенная Синдзо Абэ формула коммеморативных практик, поддерживающая баланс между патриотической интерпретацией истории и прагматическими соображениями внешней политики, пережила как самого её архитектора, так и несколько последующих кабинетов.

Она продемонстрировала свою эффективность: несмотря на периодические обвинения в ревизионизме, серьёзных дипломатических скандалов, связанных с исторической памятью, удаётся избегать. Более того, как показывает пример недавнего саммита с Южной Кореей, в условиях нарастания международной неопределённости такая стратегия не является препятствием для налаживания отношений. В обозримой перспективе Токио, вероятнее всего, сохранит приверженность этой формуле.

Автор: Ярослав Фокин, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, выпускник школы авторов журнала «Россия в глобальной политике» «Учи учёного» 2025 года.

Четыре мифа о Второй мировой войне. Игнорирование Китая и принижение роли России
Ван Вэнь
В 80-ю годовщину окончания Второй мировой войны, которая отмечается в 2025 году, жизненно важный вклад Китая и России, как и всегда, игнорируется Западом. Оба государства, сыгравшие решающую роль в разгроме фашизма, сталкиваются с преуменьшением или искажением их участия во многих – если не во всех – западных нарративах.
Подробнее
От героев былых времён… Эстафета исторической памяти и современный мир || Подкаст «Мировой факультет»
Алексей Миллер, Фёдор Лукьянов
Восемьдесят лет — это срок, когда всё в мире меняется почти до неузнаваемости. Вторая Мировая война создала тот политический мир, к которому мы привыкли и который считали, по сути, неизменным. Но сейчас он меняется быстро и необратимо. Об этом Фёдор Лукьянов побеседовал Алексеем Миллером в новом выпуске подкаста «Мировой факультет».
Подробнее
Сноски

[1] Address by Prime Minister Ishiba at the Eightieth National Memorial Ceremony for the War Dead // Prime Minister’s Office of Japan. 15.08.2025. URL: https://japan.kantei.go.jp/103/statement/202508/15shikiji.html (дата обращения: 01.09.2025).

[2] New Japanese PM’s Progressive Historical Views Raise Hope for Seoul – Tokyo Relations // The Korea Times. 29.09.2024. URL: https://www.koreatimes.co.kr/foreignaffairs/20240929/incoming-japanese-pms-progressive-historical-views-raise-hope-for-smooth-south-korea-japan-relations (дата обращения: 01.09.2025).

[3] Statement by Prime Minister Shinzo Abe // Prime Minister of Japan and His Cabinet. 14.08.2015. URL: https://japan.kantei.go.jp/97_abe/statement/201508/0814statement.html (дата обращения: 01.09.2025).

[4] Statement by Prime Minister Junichiro Koizumi // Ministry of Foreign Affairs of Japan. 15.08.2005. URL: https://www.mofa.go.jp/announce/announce/2005/8/0815.html (дата обращения: 01.09.2025).

[5] 한·일 정상회담 결과 공동언론발표문 [Совместный пресс-релиз по итогам корейско-японского саммита] // 대한민국대통령실 [Канцелярия Президента Республики Корея]. 23.08.2025. URL: https://www.president.go.kr/president/speeches/t72jcRY5 (дата обращения: 01.09.2025).

Нажмите, чтобы узнать больше