14.01.2025
Украинские беженцы и дилеммы лейбористов
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Джеймс Пирс

Специалист по истории культуры России.

С 2022 г. Великобритания была более доброжелательна к беженцам с Украины, чем другие страны. Им разрешено работать, и многие действительно так и делают. Они могут претендовать на пенсии и другие социальные пособия от государства и имеют право на бесплатную медицинскую помощь. Но всё это может закончиться в 2025 г., поскольку новому правительству лейбористов придётся решать ряд проблем, унаследованных от консерваторов, и одна из самых болезненных – это иммиграция.

В прошлом году в Соединённое Королевство въехало рекордное число людей – почти миллион. Сейчас на территории страны проживает около 160 тысяч выходцев с Украины. По данным Миграционной обсерватории Оксфордского университета, до 2022 г. их было 40 тысяч. Две трети взрослых украинцев, прибывших в Великобританию после начала конфликта, – женщины. Мужчинам разрешено покидать Украину, если они старше 60 лет, не годны к военной службе или имеют по меньшей мере трёх детей.

Согласно исследованию Национальной статистической службы Великобритании, 80 процентов мигрантов имеют высшее образование. Они предпочитают жить в богатых районах страны, где жители доброжелательно относятся к беженцам. Однако большинство выполняют работу ниже своего уровня квалификации (в основном из-за языкового барьера).

У украинских беженцев в Великобритании особый статус. Их считают временными гостями, то есть они не являются полноценными беженцами. Большинство получили разрешение на пребывание сроком на три года, недавно его продлили на 18 месяцев. После пяти лет пребывания в Великобритании большинство беженцев и иностранных работников вправе подать заявку на получение статуса постоянного резидента. Украинцев это положение не касается. Хуже того, время их пребывания в Великобритании в нынешнем статусе не будет входить в необходимые пять лет.

Чего ждать России от следующего правительства Великобритании?
Джеймс Пирс
В этом году в Великобритании состоятся всеобщие выборы. Следующее правительство, вероятно, возглавят лейбористы и сэр Кир Стармер. Лейбористская партия придёт к власти в мире, где бушуют конфликты и продолжается специальная военная операция на Украине. В какой-то момент новому правительству придётся менять подход к России, которая берёт верх. Вопрос в том, каким будет этот подход.
Подробнее

Решение по правилам пребывания украинских беженцев принимало последнее правительство консерваторов. И теперь это головная боль как для британского премьера Кира Стармера, так и для самих украинских беженцев, которая только усугубляется по мере погружения в многоуровневую проблему.

Начнём с самих беженцев. Украинцы обосновываются в Великобритании – и им, похоже, там нравится. В том же исследовании Национальной статистической службы украинцам задавали вопрос, где бы они предпочли жить, если бы на Украине было безопасно: 68 процентов выбрали Великобританию. Около половины не возвращались на Украину после отъезда, многие пошли на профессиональную переподготовку и языковые курсы. Они не собираются уезжать и, вероятно, будут нанимать адвокатов, чтобы этого не допустить.

Следующий уровень проблемы – политический. У Стармера было несколько непростых месяцев, после того как правительство представило бюджет на следующий финансовый год. По опросам, лейбористы теряют позиции, а популярность правой антииммигрантской партии Reform UK растет. Партия продолжит набирать обороты в 2025 г. и надеется на крупные победы на выборах в местные органы власти. Илон Маск якобы пожертвовал крайне правым 100 млн фунтов. Недавно он встречался с лидером партии Найджелом Фараджем, и теперь многие опасаются, что иностранцы могут попросту купить британские выборы.

Помимо противоречивости и нереалистичности политики Reform UK в отношении иммигрантов, следует отметить, что «реформисты» сосредоточены на нелегальной миграции. Проблема же в том, что высокие показатели по иммиграции в Британии связаны с легальной миграцией (включая украинских беженцев). Тем не менее «реформисты» успешно атаковали консерваторов со стороны правых сил по этому вопросу и отобрали у них значительную часть избирателей на прошлых выборах. Теперь партия нацелилась на традиционный электорат лейбористов на северо-востоке и северо-западе Англии, где иммиграция считается одной из основных проблем. На выборах 2024 г. Reform UK заняла второе место после лейбористов, получив около 90 мест. Но по поводу украинских беженцев реформисты молчат. Почему – остаётся загадкой.

Перед Стармером стоит дилемма. Ему необходимо снизить показатели миграции ради собственного политического выживания, одновременно остановив всплеск популярности Reform UK.

Если украинский конфликт закончится в 2025 г. после переговоров (на такую возможность Стармер уже намекал), у премьер-министра появятся весомые основания, чтобы попросить украинцев уехать.

Он даже может возложить всю ответственность на предыдущее правительство.

Но есть другой уровень проблемы: это группа мигрантов с высшим образованием, занимающих рабочие места, на которые не претендуют британцы. Кроме того, они живут в тех частях страны, где иммиграция не является запретной темой. Напротив, большинство британцев, раздражённых иммигрантами и иммиграцией, в основном направляют гнев на лодки, пересекающие Ла-Манш, и потоки беженцев из мусульманских стран (или на том и другом). Отказ от продления статуса украинских беженцев не приведёт к массовым протестам, но и не принесёт политических очков Стармеру и лейбористам.

Если мирное соглашение не будет достигнуто, встанет вопрос о социальных пособиях для украинцев, продлении их статуса или просто о признании их беженцами. Кроме того, британскому правительству придётся решать, как долго оно продолжит вооружать Украину, особенно если та терпит поражение. Британский кабинет пытается одновременно изыскать дополнительные ресурсы и не лишить снабжения собственные вооружённые силы. В прошлом году уже звучали призывы увеличить оборонные расходы, чтобы вернуть армию на прежний уровень.

Какой уровень проблемы идёт следом? Исход мирных переговоров и вопрос о том, куда ехать украинцам. В основном это выходцы из южной и восточной частей страны, где продолжаются боевые действия (но не только). Если им скажут возвращаться домой, придётся решать: ехать на Украину или в Россию. Разделение Украины уже произошло. Многие в Донецке, Херсоне, Запорожье и Луганске считают, что Киев их предал и бросил. Как сообщали некоторые СМИ в последние месяцы, многие из тех, кто бежал из этих регионов на Западную Украину, начали возвращаться (оценки разнятся, получить достоверные данные сложно). В любом случае их судьбы находятся в подвешенном состоянии. Возможно, украинцы обидятся на Великобританию за то, что она тоже их бросила?

Наконец, украинское правительство столкнется с проблемами, какое бы решение ни приняли в Британии. Если беженцы не вернутся на Украину, население страны продолжит сокращаться (как это происходит с 1989 г.). Если они вернутся, многие украинские дети, выросшие в Британии и посещавшие британские школы, будут чувствовать себя потерянными и разочарованными. Возможно, их родителей уже не устроит качество образования на Украине.

Иными словами, ни один британский политик не позавидует правительству лейбористов, которому предстоит принимать решение. На момент написания статьи кабинет министров не раскрыл свою позицию и вряд ли сделает это в ближайшее время. Делать какие-либо прогнозы читателю тоже не советуем.

Автор: Джеймс Пирс, специалист по истории культуры России.

Глобальная Британия и дары аспирантуры || Подкаст «Мировой факультет»
Сергей Шеин, Фёдор Лукьянов
Зачем Россия и Британия нужны друг другу? Почему Борис Джонсон не уступает Черчилю? Возможно ли научное сотрудничество в условиях санкций? Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с журналом «Россия в глобальной политике» представляют очередной эпизод подкаста «Мировой факультет».
Подробнее