Наряду со взрывным ростом внимания к нейросетям, происходит политизация развития искусственного интеллекта, которая имеет все шансы привести к появлению ИИ-альянсов и делению технологий на «хорошие» и «плохие». России необходимо выработать свою комплексную стратегию участия в международном развитии ИИ, а также активизировать деятельность по продвижению своих подходов, в ином случае страна рискует потерять возможности для развития и международного продвижения собственного ИИ.
Конец 2022 г. отметился взрывным ростом интереса к технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Вначале социальные сети заполонили картинки, сгенерированные нейросетью Midjourney, которую пользователи просили показать фантазии на различные темы: от героев народных сказок в космической стилистике до вариаций на тему современных политиков в средневековье.
Ещё больший интерес широкой общественности вызвал другой продукт развития ИИ – нейросеть ChatGPT. По запросу она может формировать крайне связный текст, который мало отличим от написанного человеком. Эта способность нейросети уже привела к тому, что некоторые компании объявили о сокращении персонала и замене их программой, учащиеся начали использовать ChatGPT для написания дипломов, сдачи экзаменов, а некоторые люди всерьёз решили, что общаются с настоящим разумом.
Другая нейросеть, по имени «Цицерон», научилась побеждать человека при игре в популярную настольную игру «Дипломатия», участники которой должны вести переговоры и управлять армиями и флотом.
Чтобы не проиграть ИИ, а также его создателям, государства целенаправленно делают тематику технологического развития частью своей внутренней и внешней политики. Фактически за будущее ИИ уже развернулась полноценная политическая борьба. Хотя пока это невидимый фронт.
Технологическое соперничество и политическое измерение
Развитие ИИ сейчас воспринимается многими странами мира как поиск и разработка новой нефти – ресурса, который существенно ускорит экономическое развитие. Кто сможет освоить его быстрее других, тот и получит стратегическое преимущество.
Согласно расчётам аналитиков, к 2030 г. вклад ИИ в мировую экономику достигнет 15,7 трлн долларов. Международные игроки предпринимают значительные усилия по разработке и внедрению ИИ-решений. К примеру, в 2021 г. только США потратили 1,5 млрд долларов на ИИ-исследования и разработки. Не отстаёт и ЕС, который объявил о финансировании ИИ-сферы на 1 млрд евро в год на период с 2021–2027 гг. в рамках программ «Горизонт» и «Цифровая Европа».
Большое внимание этой теме уделяет Китай. С точки зрения Пекина, технологии ИИ в ближайшее десятилетие будут главным драйвером развития национальной экономики и создадут для Китая уникальные преимущества при покорении новых рынков. Расчёты показывают, что к 2030 г. 26 процентов всего роста ВВП Китая придётся на ИИ-отрасль, при этом страна получит 26,1% доли мирового рынка ИИ.
Стандарты и конкурентная борьба
Столь высокие ставки постепенно выводят тематику ИИ на повестку международной политики. Каждая страна стремится защитить своё видение и наработки, а в результате и свои интересы. Достаточно наглядно это проявляется в формировании различных стандартов, то есть общепризнанных принципов разработки и использования ИИ-решений. За каждым стандартом стоит какой-то интересант, который уже имеет наработки, а введение стандарта решает задачу легализации этих наработок и обеспечивает последующую монополизацию рынка.
Технические стандарты используются как один из инструментов конкурентной борьбы, однако подходы отличаются от страны к стране. Если Китай внедряет на своей территории стандарты, направленные на ограничение экспансии внешних технологий, то США идёт по пути установления собственных стандартов как универсальных и международно-признанных.
Желание сохранить свои преимущества приводит к попыткам ряда стран делить ИИ на «хороший» и «плохой». Идут дискуссии (преимущественно инициируемые западными странами) о том, что технологические решения из Китая или России не отвечают сформированным нормам, могут содержать в себе потенциально опасные алгоритмы и быть использованы для противоправных действий (например, слежка за человеком).
Система сдержек и противовесов в сфере международного развития ИИ и роль этики ИИ
Подходы к ИИ зависят в том числе от национальных традиций. Одна страна может воспринимать технологическое развитие в качестве большого поля для экспериментов, другая – придерживаться ограниченного видения (в этом случае роль ИИ-технологий сводится к решению конкретных задач и остаётся в обозначенных рамках).
К примеру, осознавая своё отставание в развитии беспилотного транспорта от стран Запада, Китай создал лояльные условия для исследований в этой сфере и уже за пять лег превзошёл своих конкурентов. Большую роль в этом успехе сыграла готовность местных регуляторов оперативно давать разрешение на тест-драйв разрабатываемых беспилотников. Такой подход разительно отличается от позиции ЕС, который первостепенное внимание уделяет основательной юридической подготовке каких-либо новшеств и требует от разработчиков соблюдения различных норм, в том числе известного закона о персональных данных (GDPR). Именно поэтому важно выработать принципы, которые сформируют общее видение на технологии ИИ.
Компромисс при формировании таких, всеми разделяемых, принципов в ИИ-сфере вполне возможен – в рамках международного органа. В роли площадки для согласования интересов стран и управления возникающими рисками выступают международные площадки ЮНЕСКО и Совета Европы, принимающие усилия по определению этических параметров, которым необходимо следовать и учитывать при разработке технологий ИИ. Документы этих организаций подвергаются большой критике из-за очевидного влияния на них политических интересов тех или иных стран, отсутствия чёткого определения ИИ, а также игнорирования страновой и регуляторной специфики. При всём этом не стоит отрицать потенциал подобных документов, выступающих в роли фундамента, который можно использовать для дальнейшего развития сферы.
Параллельно с попытками выработки общего видения другие международные объединения и отдельные страны формируют свой подход к развитию ИИ. Большое развитие получила концепция «ответственного/заслуживающего доверия ИИ», который продвигается западным экспертным сообществом и уже начинает внедряться в органы власти, к примеру в Пентагон.
Россия полноценно участвует в этом процессе. В 2021 г. она представила собственный кодекс этики ИИ, который продвигает ключевой подход России к ИИ как к инструменту, который может быть использован в разных руках по-своему, поэтому непосредственно сами ИИ-решения нельзя оценить с точки зрения морали.
Техноальянсы
В последнее время обсуждается создание технологических ИИ-альянсов, аналогичных существующим военно-политическим блокам. В 2021 г. Комиссия национальной безопасности по искусственному интеллекту США опубликовала отчёт, согласно которому Штаты «должны начать серьёзно относиться к искусственному интеллекту на национальном уровне, чтобы их не обогнал Китай и не подверг угрозам, создаваемых ИИ». Влиятельные члены Комиссии призывают США создать Атлантико-Тихоокеанское партнёрство в области технологий безопасности, объединив таким образом своих глобальных военных союзников и партнёров вокруг общего набора стандартов ИИ.
Но даже и без формальных образований технологических альянсов страны уже приступили к объединению ИИ-ресурсов: четырёхсторонний диалог по вопросам безопасности (QUAD) сразу обозначил стремление выстроить «открытую, доступную и безопасную технологическую экосистему», США решили сформировать альянс полупроводниковой промышленности, в который пригласили войти Южную Корею, Японию и Тайвань, а на совместных американо-израильских военных учениях в Красном море отрабатывалось коллективное использование беспилотных летательных аппаратов и технологий искусственного интеллекта.
Вероятно, ожидать появления технологических союзов преждевременно, так как никто из их возможных участников не готов делиться всеми своими технологиями и терять преимущество. Хотя общая международная ситуация, беспрецедентные санкции против высокотехнологичного сектора России и постепенное отрезание Китая от неотъемлемой части любой ИИ-технологии – полупроводников создают почву для разворачивания подобных альянсов.
Технологическое неравенство и возможность для России
Разворачивающаяся гонка между ИИ-лидерами прямо влияет на менее развитые страны, которые зависят от чужих технологий и часто привязаны к их поставщикам, в ущерб диверсификации международных связей. Она подчёркивает неравномерное распределение центров и мощностей развития ИИ. Неравенство определяет многое: развитие ИИ идёт в странах, которые имеют либо ресурсы, либо возможности в виде высокого научного потенциала. Эту ситуацию могло бы решить партнёрство развивающихся и развитых стран через предоставление доступа к ИИ-решениям на базе открытого ПО. Международное сотрудничество – неотъемлемый элемент развития ИИ-отрасли.
Неравномерное распределение центров развития ИИ даёт России возможность предложить своё партнёрство и имеющиеся решения заинтересованным развивающимся странам. Однако для этого необходимо формирование механизма продвижения российского ИИ на международном рынке.
Формирование стратегии международного взаимодействия России в сфере ИИ
Развитие международных контактов является необходимым условием для эффективного развития ИИ-отрасли внутри страны. Международная кооперация может сыграть значимую роль в сфере импортозамещения. Она позволит сфокусироваться на развитии прорывных технологий – заместить только критически важные элементы, а всё остальное получать от дружественных партнёров.
В этом контексте своевременными являются следующие действия:
- Формирование стратегии международного взаимодействия Российской Федерации в сфере ИИ для продвижения российского взгляда на развитие и использование ИИ в различных отраслях применения ИИ-решений.
- Проведение инвентаризации всех систем сотрудничеств и партнёрств страны для оценки возможностей международной кооперации в условиях санкционного давления.
- Формирование собственного видения относительно международного развития ИИ, которое поможет консолидировать государства со схожими подходами вокруг России.