В Глазго открылась Конференция ООН по климату (COP26). В центре внимания – президент США Джозеф Байден, один из главных мировых лидеров продвижения «зелёной повестки» Однако прилетел в Европу он не с самым лёгким багажом.
В Соединённых Штатах его амбициозный климатический план по декарбонизации экономики встретил мощное сопротивление в лице собственных однопартийцев-демократов. Казалось, что с уходом Трампа Америка наконец вернулась на «истинный путь» спасения планеты от глобального потепления, и на нового президента возлагались большие надежды в области декарбонизации мировой экономики. Но уже заметно, что смена идеологической линии руководства США сама по себе не может радикально изменять инерцию политического курса. Как такое возможно?
По приходу в Белый дом Байден сразу развернул кампанию с целью вернуть Соединённым Штатам лидерство в многосторонних усилиях по стремлению к «углеродному нулю». 20 января, в день вступления в должность, он подписал указ о возвращении в Парижское соглашение по климату, что стало сигналом о приоритетности этого направления для новой администрации (не говоря уже о назначении политического ветерана-тяжеловеса Джона Керри специальным посланником президента США по вопросам климата). Вторым амбициозным шагом на международном уровне стал виртуальный климатический саммит, который Байден инициировал в апреле. В мероприятии приняли участие главы сорока государств, в том числе России, Китая и ЕС[1]. Там Байден пообещал снизить выбросы парниковых газов на 50–52 процента к 2030 году. Кроме того, к 2024 г. президент пообещал удвоить поддержку развивающимся странам в области декарбонизации их экономик и утроить финансирование усилий по адаптации к изменению климата[2].
Дальше – больше. Администрация Байдена выдвинула комплексный план “Build Back Better Plan” (или “Build Back Better Agenda”) по выведению экономики США из постпандемийного кризиса[3]. “Build Back Better” – всеобъемлющий проект национального уровня на сумму 1,75 трлн долларов (изначально планировалось вложить 3,5 трлн долларов), состоящий из нескольких больших блоков. Помимо впечатляющих вложений в будущие поколения (поддержка детей и ухода за ними), расширения доступа к здравоохранению и укрепление финансового положения среднего класса, в фокусе внимания – самые масштабные усилия по борьбе с изменением климата «за всю историю Америки». Предлагаются следующие меры:
- Налоговые льготы и финансовая поддержка семей, переходящих на зелёные технологии в энергопотреблении. Авторы законопроекта предусматривают уменьшение расходов на установление солнечных панелей до 30 процентов и сокращение периода их окупаемости на пять лет. Кроме того, программа помощи для среднего класса снизит стоимость приобретения электромобиля, произведённого в США из американских материалов, на 12 500 долларов. Ещё один пункт – предоставление целевых грантов в области сельского хозяйства.
- Поддержка американского производства в области чистых технологий. Поставлена задача сделать всю производственную цепочку «американской», включая материалы (сталь и другие) – от лопастей ветряных турбин до солнечных батарей и электромобилей. Это способствует выполнению другой цели – создания сотен тысяч рабочих мест в стране. Кроме того, данные меры повысят конкурентоспособность других отраслей – сталелитейной, цементной, алюминиевой и прочих. Гранты, займы, налоговые льготы и закупки призваны стимулировать капиталовложения в развитие американского производства на основе низкоуглеродных технологий.
- Новые президентские инициативы “Justice40”, в том числе акселератор чистой энергии и устойчивого развития (“Clean Energy and Sustainability Accelerator”)[4]. Это некоммерческая организация, по сути – национальный зелёный банк, который будет использовать государственные средства для мобилизации частных инвестиций в создание надежной и «чистой» инфраструктуры, прежде всего в наиболее нуждающихся сообществах. Целевые группы:
— «цветные» общины;
— население, наиболее пострадавшее от прямых последствий изменения климата;
— неблагополучные районы, где высоки уровни бедности, преступности среди несовершеннолетних, неуспеваемости и (неожиданно) детского ожирения;
— группы с низкими доходами;
— племенные сообщества;
— население, экономически зависящее от производства на основе ископаемого топлива.
Ещё одна задача акселератора – запуск и финансирование новых «зеленых» банков в каждом штате, т.к. спрос на подобные финансовые учреждения высок не только в «синих» (демократических), но и в «красных» (республиканских) штатах. Инициаторы утверждают, что 70% избирателей желают, чтобы Конгресс инвестировал в низкоуглеродную энергетику[5].
- Предусматривается создание Гражданского климатического корпуса, в который войдут более 300 тысяч членов.
- Увеличение инвестиций в восстановление прибрежных районов, лесов и сохранение почв. Предполагается предоставить финансирование фермерам, скотоводам и собственникам лесных угодий для внедрения новых стратегий эффективного использования и восстановления природных ресурсов.
Несмотря на свою амбициозность и идеологическую «правильность», климатическая составляющая “Build Back Better Plan” встретила ожесточённое сопротивление. Президенту связали руки собственные однопартийцы – сенатор от демократов Джо Манчин выступил за исключение самого важного пункта в президентской климатической программе – полного отказа сектора электроэнергетики от ископаемого топлива в пользу ВИЭ. Ещё один депутат из богатого углем штата Западная Вирджиния, Шелли Мур Кэпито, заявила, что программа перехода на «чистую» электроэнергетику имеет конечной целью ликвидацию газовых и угольных электростанций, что грозит абсолютно разрушительными последствиями для её штата. Отказ от электростанций на природном газе и угле был одним из ключевых пунктов по декарбонизации экономики, так как этот сектор генерирует около четверти выбросов парниковых газов в атмосферу[6]. Эксперты отмечают, что одно из главных препятствий для быстрого принятия законопроекта – увязка климатического пакета с социальным. В результате «никто не получил того, что хотел, включая меня», так прокомментировал ситуацию американский президент.
К началу COP26 одобрить законопроект не успели[7]. И это событие ослабляет позиции США на переговорах. Эксперты замечают, что, если удастся договориться о механизме наложения ограничения на основные сектора-эмитенты парниковых газов, можно будет говорить об успехе саммита в Глазго. Однако, масштаб «санкций» может быть очень разным, а учитывая разворачивающийся на наших глазах мировой энергетический кризис, отправить ископаемое топливо на задворки истории представляется маловероятным. И не в последнюю очередь виной тому – непродуманная стратегия глобального перехода на ВИЭ. А точнее её отсутствие.
[1] Президент Байден пригласил 40 мировых лидеров на Саммит лидеров по вопросам климата // Посольство и консульства США в Российской Федерации. 26.03.2021. URL: https://ru.usembassy.gov/ru/president-biden-invites-40-world-leaders-to-leaders-summit-on-climate-ru/ (дата обращения: 30.10.2021).
[2] The Climate Crisis: Working Together for Future Generations // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/policy-issues/climate-crisis/#leadership (дата обращения: 30.10.2021).
[3] The Build Back Better Framework // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/build-back-better/ (дата обращения: 30.10.2021).
[4] H.R.806 — Clean Energy and Sustainability Accelerator Act // Congress.gov. 4.02.2021. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/806/text (дата обращения: 30.10.2021).
[5] Clean Energy Accelerator // Coalition for Green Capital. URL: https://coalitionforgreencapital.com/accelerator/ (дата обращения: 30.10.2021).
[6] Key to Biden’s Climate Agenda Likely to Be Cut Because of Manchin Opposition // The New York Times. 25.10.2021. URL:https://www.nytimes.com/2021/10/15/climate/biden-clean-energy-manchin.html (дата обращения: 30.10.2021).
[7] Biden, pushing $1.75 trillion spending bill, dealt setback on infrastructure // Reuters. 29.10.2021. URL: https://www.reuters.com/world/us/biden-give-update-democrats-spending-plans-before-europe-trip-source-2021-10-28/ (дата обращения: 30.10.2021).