Армяно-азербайджанский конфликт сегодня вышел на совершенно иной уровень, представляющий повышенную опасность для многих стран региона, мира в целом. В медийном пространстве широко обсуждается вопрос о якобы готовности сторон в случае неблагоприятного развития событий пойти на крайние меры – вплоть до нанесения ударов по энергетическим объектам, в результате чего неминуемо произойдёт масштабная экологическая катастрофа.
Даже если никто из политического руководства этих стран подобных заявлений лично и не делал, само по себе масштабное обсуждение в СМИ таких вопросов, как удар по ядерному объекту – АЭС, снижает планку «допустимого» с морально-этической и международно-правовой точек зрения.
Следует немедленно выяснить правовую и фактологическую основу приводимых во многих СМИ высказываний главы пресс-службы азербайджанского Минобороны полковника Вагифа Даргяхлы о «готовности Баку нанести ракетный удар с высокой точностью по Мецаморской АЭС в Армении в случае, если Ереван решит нанести удары по стратегическим объектам Азербайджана».
Этим вопросом должны немедленно заняться официально уполномоченные на то органы, в том числе в сопредельной Российской Федерации. Они должны внести предложения по определению характера обвинений и порядка возможного наказания лиц, предлагающих такого рода акции.
В печати также приводятся сообщения о том, что эмоциональная реакция Баку якобы последовала в ответ на угрозы уничтожения крупного энергетического объекта в Азербайджане.
В ходе недавних теледебатов на нашем телевидении один из участников, стараясь, по-видимому, как-то «защитить» армянскую сторону, сказал, что правительство Армении с какими-либо угрозами нанесения удара не выступало. Это совершенно неудовлетворительный аргумент.
Если идёт столь масштабная кампания в прессе в отношении «обмена ударами», то правительству каждой из сторон нужно чётко и ясно заявить о своём действительном отношении к происходящему.
Мы вправе ожидать, что стороны предоставят официальное разъяснение и прекратят обмениваться угрозами, имеющими признаки трансграничных террористических акций. Если этого не будет сделано, вопрос о ситуации вокруг конфликта, прежде всего, в контексте прояснения реальной ситуации с угрозами нанесения ударов по ядерным и другим энергетическим объектам должен быть предметом рассмотрения Совета Безопасности Организации Объединённых Наций.
Ещё раз повторю – этого можно избежать, если каждая из сторон на уровне руководства чётко обозначит свою официальную позицию, исходя из требований международной законности и ответственности за принимаемые решения.
И ещё один принципиальный вопрос, который с самого начала, как представляется, должен быть поставлен, что называется, ребром. Если верить сообщениям СМИ, «поле боя» постепенно переносится и на территорию Российской Федерации. Были выступления представителей азербайджанской диаспоры у здания посольства Азербайджана в Москве, носившие, по данным СМИ, неприемлемый характер. Посол Армении в России, опять же согласно сообщениям СМИ, жаловался, что товары из Армении блокируются в некоторых торговых точках по вине представителей азербайджанской диаспоры.
Такой разогрев ситуации россиянам не нужен. Поэтому важно с самого начала чётко определить нашу позицию в этом вопросе и разъяснить её послам двух стран, представителям диаспоры.
По долгу службы мне приходилось много трудиться над развитием добрососедских отношений с обеими странами – Азербайджаном и Арменией, готовить визиты различного уровня, помогать организовывать заседания совместных органов. Уверен, что ни у кого в этих странах нет ни малейшего повода упрекнуть меня в неискренности или в недостатке дружеского внимания и поддержки. Поэтому с этих позиций мне, наверное, легче, чем другим, высказать принципиальные оценки упомянутых инцидентов.
Обращаюсь как коллега и друг к послам Азербайджана и Армении: просим правильно понять и обеспечить неукоснительное выполнение этого требования.
Думаю, что вы сами как государственные служащие и опытные политики должны руководствоваться не эмоциями, а подлинными интересами укрепления отношений с Россией.
Полагаю, что наши политические инстанции и правоохранительные органы обязаны, несмотря на сложность этой темы, принимать адекватные сложной обстановке, твёрдые и своевременные решения.
В своё время конфликт в Нагорном Карабахе вырос до масштабов войны и привёл к тяжелейшим последствиям – в том числе и в силу того, что политики и правоохранительные органы не принимали должных мер по наведению порядка, откладывали принятие «трудных решений», шли на поводу событий или даже подыгрывали эмоциям и проявлениям национализма.
Надо уметь извлекать уроки из тяжёлых коллизий и трагедий прошлого.
Уверен, что совместными усилиями нам удастся не допустить конфликта, опасного для самих сторон, а также для региона и мира в целом.