12.02.2025
Армения и Запад: сближение без взаимных обязательств
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сергей Мелконян

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института прикладных политических исследований (APRI, Armenia), научный сотрудник сектора кавказских исследований Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН.

2025 г. встретили в Армении одновременно с волнением и воодушевлением. С одной стороны, в январе президент Азербайджана Ильхам Алиев направил ультимативные требования, оставив дверь войны приоткрытой. С другой – в том же январе Ереван подписал Хартию о стратегическом партнёрстве с Вашингтоном, а правительство Армении и Комитет по международным делам одобрили законопроект о вступлении страны в Европейский союз. Принято решение о продлении наблюдательной миссии ЕС в Армении. Планируется подписание новой повестки сотрудничества Армении и ЕС, а также прибытие группы сотрудников таможенной и пограничной службы США.

Все события пришлись на один месяц. Может показаться, что январь стал «месяцем геополитического выбора» Армении в пользу Брюсселя и Вашингтона. Для того, чтобы оценить риски и возможности данных решений, важно определить саму реалистичность перспективы: может ли Армения стать частью ЕС или сотрудничать в области безопасности с США?

 

Новое соглашение между Арменией и США

14 января 2025 г. Армения и США подписали Хартию о стратегическом партнёрстве. Относительно данного решения в армянском общественно-политическом сообществе есть две точки зрения. Представители одной рассматривают подписание хартии как внешнеполитический прорыв, который позволит Еревану стать ближе к Западу. Подписание документа было особенно важно в период пребывания у власти в США демократов: с новым президентским сроком Дональда Трампа вопрос Армении был бы далеко не в приоритете внешнеполитической повестки. Поэтому Армения успела, как говорится, запрыгнуть в последний вагон. Вторая точка зрения сводится к тому, что в этом документе заложены риски для эскалации, поскольку его подписание может вызвать негативную реакцию со стороны России, чем обязательно воспользуется Азербайджан. Желающих в Москве показать, что плохого бывает при развороте на Запад достаточно, а готовых в Баку этим воспользоваться – ещё больше.

Если не рассматривать всё сквозь чёрно-белый фильтр, то можно увидеть, что мир ярче и несколько сложнее, чем представлялось. Наиболее чувствительные пункты в документе, которые могут вызвать раздражение, следующие: развитие гражданской ядерной энергетики; содействие наращиванию потенциала Пограничной службы Армении; углубление интеграции Армении в евроатлантические институты; повышение обороноспособности, в том числе через проведение ежегодных консультаций между Ереваном и Вашингтоном и оказание помощи в военной подготовке. Кроме того, текст содержит формулировки, которые важны с точки зрения внешней политики и политики безопасности Армении: признание территориальной целостности (которая ставится под сомнение со стороны Баку) и поддержка в продвижении проекта «Перекрёсток мира».

Что касается вопроса ядерной энергетики, то речь идёт о создании новых модульных АЭС к моменту окончания эксплуатации Мецаморской АЭС (срок продлён «Росатомом» до 2036 года). На повестке остаются предложения от России, США и Южной Кореи. Ереван всё ещё стоит перед выбором, который во многом является не техническим, а политическим. Аналогичным образом выглядит ситуация с пограничными силами. До тех пор, пока в Азербайджане границу с Арменией называют «условной» и держат ружьё повешенным на стене, в Ереване расценивают любое сотрудничество с заинтересованными сторонами в данной сфере как сдерживающий фактор. Аналогичную задачу призваны решить консультации в области военной подготовки. В данном пункте в целом нет ничего нового. Государства Южного Кавказа, в основном Грузия и Азербайджан, регулярно участвуют в учениях в рамках НАТО.

Вопрос «интеграции в евроатлантические структуры» вызывает наибольший скепсис, иллюзий здесь нет. В качестве примера можно привести аналогичный документ, который США подписали с Грузией в далёком 2009 году. Примечательно, что в ноябре 2024 г. Вашингтон в одностороннем порядке приостановил стратегическое партнёрство с Тбилиси. Переизбранное руководство в Грузии заявило о готовности перезапустить процесс уже с новым американским руководством. Тем не менее спустя более пятнадцати лет Грузия не стала членом НАТО. Сотрудничество Армении с государствами – членами Североатлантического договора, в частности с Францией и Грецией, в действительности носит двусторонний характер. Оно включает в себя консультации, поставку ограниченных наименований вооружения (основную часть техники и вооружения Армения получает из Индии) и направление инструкторов для подготовки личного состава. С приходом Дональда Трампа под вопрос ставятся любые программы финансирования сотрудничества с другими странами НАТО.

Армения – Россия: между стратегической значимостью и стратегической неопределённостью
Армен Мартиросян
Из «новых старых» игроков с наиболее высокими шансами закрепления на Южном Кавказе сегодня себя видит Турция. Только Москва способна ограничить здесь влияние Анкары, что и огорчает Турцию, и подкрепляет её притязания. Результатом становится отмирание прежнего порядка и установление в регионе «междуцарствия», которое воздействует и на армяно-российские отношения.
Подробнее

Основные пункты хартии лишь открывают возможность для Армении. Никаких обязательств в отношении перспективы вступления в НАТО, а тем более гарантий безопасности нет и не может быть, по крайней мере – в краткосрочной перспективе. Станет ли привлечение США к некоторым вопросам безопасности фактором сдерживания на фоне возможного нападения Азербайджана? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В таком случае встает вопрос о целесообразности данных инициатив со стороны Армении. Возможно, ответ кроется в оппортунистической природе нынешней внешнеполитической линии: всё, что может содействовать нормализации отношений Армении с Азербайджаном и Турцией, а также снижению риска эскалации, используется именно по этому назначению.

 

Отношения Армении с ЕС: ожидания и возможности

Относительно сотрудничества между Ереваном и Брюсселем есть ряд вопросов. Во-первых, подписание «новой повестки партнёрства», запланированное на текущий год. О содержании документа никакой информации нет. Однако очевидно, что первостепенные вопросы в области безопасности для Армении он не решит. Во-вторых, проведение референдума о вступлении в ЕС. Инициатива была предложена прозападными политическими и общественными организациями. МИД Армении дал положительное заключение, а глава ведомства Арарат Мирзоян на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым обозначил, что правящая партия поддержит законопроект на голосовании, что и произошло 12 февраля 2025 года. В-третьих, продление гражданской миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе на два года. Данный вопрос является наиболее чувствительным для Еревана. В январе Баку официально зафиксировал предусловия подписания договора, которые включали вывод иностранных сил с приграничной территории. В-четвёртых, либерализация визового режима и оказание поддержки Армении в рамках Европейского инструмента мира. По первому вопросу большого прогресса нет и не предвидится в краткосрочной перспективе. По второму Ереван уже получил 10 млн евро.

Следует подчеркнуть, что ни одно из направлений не предусматривает какие-либо обязательства или гарантии безопасности. Новая повестка партнёрства ориентирована преимущественно на институциональные реформы.

Референдум о вступлении в ЕС имеет больше внутриполитическое, чем внешнеполитическое значение: инициаторы проекта намерены пройти в парламент по итогам выборов 2026 г. и могут использовать успех своей повестки как предвыборный лозунг. При этом, по опыту той же Грузии, которая в своей конституции в 2017 г. зафиксировала стремление вступить в ЕС и НАТО, можно судить о реальной перспективе подобного проекта. Наличие миссии ЕС может выступать фактором сдерживания, как минимум дважды миссия дезавуировала официальные заявления Баку о том, что армянские вооружённые силы стягивают вооружение к границе для нападения. Однако, согласно международному опыту, мы можем предположить, что в случае эскалации обстановки на границе, миссия перебазируется в Ереван, а в случае угрозы столице – должна покинуть территорию страны. Упрощение визового режима будет полезным с точки зрения государственных интересов для развития торгово-экономических отношений. Однако их уровень продолжает снижаться: за десять месяцев 2024 г. наблюдался спад на более чем на 14 процентов.

Сегодня Армения заинтересована в активной работе в рамках ЕАЭС, поскольку именно он и двусторонние соглашения с Россией являются базой экономического роста в последние годы.

Ереван также не идёт на разрыв отношений, объявляя не о выходе, а о заморозке участия в ОДКБ. Вероятно, у лиц, принимающих решения, имеется понимание того, что реальных гарантий безопасности и экономического роста не могут дать ни Вашингтон, ни Брюссель. При этом, не исключено, что в Армении и не ожидают каких-либо гарантий. В таком случае ставка может делаться на следующее: имитация интеграции является ценой сохранения сотрудничества с Россией.

 

***

Как бы то ни было, реальных перспектив вступления в ЕС и НАТО в краткосрочной и среднесрочной перспективе не наблюдается. Влияние Запада на Южном Кавказе, вероятно, будет снижаться. Данный тренд обусловлен подходом Трампа относительной вовлечённости в регионы, которые не входят в сферу жизненно важных интересов США, переходом мирового порядка от однополярной к многополярной системе и тенденцией регионализации. Дрейф Грузии от Запада также способствовал происходящему. В свою очередь Европейский союз не сможет самостоятельно нести эту геополитическую ношу, поэтому никто не торопится брать на себя какие-либо обязательства. Показательным стал другой индикатор: в ходе поездки в США Никол Пашинян не смог встретиться с Дональдом Трампом. Это событие, а точнее его отсутствие, лучшим образом характеризуют отношение США к стратегическому партнёрству с Арменией.

Автор: Сергей Мелконян, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин ИВ РАН, научный сотрудник Института прикладных политических исследований (APRI, Armenia).

От реализма к либерализму и обратно?
Сергей Мелконян
Пренебрежение к собственным национальным интересам может привести Армению не только к катастрофе, подобной той, что произошла в 2020 г., но и к более ощутимым последствиям. Сегодня, чтобы выжить, все страны надевают старые и не очень комфортные очки реализма. Еревану следует сделать то же самое.
Подробнее