25.10.2021
Китай – одинокая супердержава
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Генри Стори

Аналитик консультационной компании Dragoman (Австралия).

У многих стран есть разногласия с Западом, но кандидатов в союзники Пекину очень мало

Пока США, Великобритания и Австралия занимаются формированием нового объединения AUKUS, появились сообщения о создании «новой четвёрки» во главе с Китаем и с участием Ирана, Пакистана и России.

Недавнее присоединение Ирана к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), планы сотрудничества четырёх стран по Афганистану и совместные морские учения России, Китая и Ирана, по-видимому, подпитывают спекуляции о таком геополитическом развитии событий.

У Пекина давние прочные отношения с Исламабадом, а связи с Москвой и Тегераном стали более тесными, после того как оба государства подверглись санкциям со стороны США и их союзников. Все четыре столицы в той или иной степени имеют проблемы с так называемым Западом.

Однако недовольство Западом само по себе не является основой стратегической конвергенции. Возьмем Россию и Китай. Несмотря на высокий уровень отношений Си Цзиньпина и Владимира Путина, доверие остаётся чувствительным вопросом. Россию тревожат конечные цели Китая на Дальнем Востоке, в Арктике и Центральной Азии. Кроме того, стороны открыто не поддерживали друг друга по таким вопросам, как Крым / восток Украины или споры в Южно-Китайском море.

Чёткие пределы, стоящие перед «другой четвёркой», заставляют задаться вопросом о готовности и способности Китая строить альянсы.

Фундамент для отношений
Сергей Гончаров, Чжоу Ли
Исполнилось двадцать лет со дня подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. Дипломаты, которые непосредственно занимались его подготовкой, вспоминают, как это происходило.
Подробнее

Стороны также нередко подрывают стратегические позиции друг друга ради коммерческой выгоды. Сотрудничая с Индией, Россия пытается продать сверхзвуковые крылатые ракеты BrahMos странам, претендующим на спорные острова в Южно-Китайском море, в частности Филиппинам. А китайские компании активно участвуют в разработке Стамбульского канала – проекта президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который значительно расширит присутствие НАТО в Чёрном море.

Не являются прочными и другие стратегические узлы альтернативной «четвёрки». Россия и Иран яростно конкурируют в Сирии, хотя оба государства поддерживают президента Башара Асада. Чтобы лишний раз не раздражать Вашингтон, и Россия, и Китай периодически отдают Иран ему на растерзание. К разочарованию Тегерана, Москва и Пекин не стали продавать ему оружие, хотя эмбарго ООН истекло в 2020 году.

Отдельного упоминания заслуживают отношения Китая и Пакистана. Несмотря на громкие заявления о «железной братской связи», Исламабад не жаждет становиться вассалом Пекина – или не желает, чтобы его так воспринимали. Эти опасения мотивируют Пакистан к сдержанному сближению с Индией и восстановлению связей с США.

Хотя «четвёрка», состоящая из США, Австралии, Индии и Японии, не является формальным альянсом, пределы, стоящие перед «другой четвёркой», заставляют задаться вопросом о готовности и способности Китая строить альянсы.

Для начала Пекину нужно чётко сформулировать своё видение международных отношений. Флагманское заявление Си Цзиньпина о «сообществе единой судьбы человечества» – слишком неопределённое и аморфное.

Вряд ли Россия, Пакистан или Иран с уверенностью смогут сказать, как они встроятся в это сообщество.

Предлагаемые США концепции «основанного на правилах миропорядка» и «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» тоже звучат несколько расплывчато, но по крайней мере они привязаны к реальным институтам и кодифицированным нормам.

Другие аспекты китайского видения менее туманны. Си Цзиньпин всё решительнее говорит о намерении КНР построить вооружённые силы мирового уровня к 2027 году (год столетия основания Народно-освободительной армии Китая) и стать первенствующей мировой державой к 2049 году (через сто лет после создания Китайской Народной Республики). Предложенная Си концепция национального обновления воспринимается в Компартии как возвращение Китая на принадлежащее ему по праву место на вершине международной системы.

Диссонанс между этим видением и внешнеполитическими целями Ирана и России очевиден. Оба государства стремятся к доминированию в своих регионах. Россия по-прежнему считает себя глобальной державой и хочет, чтобы США и Китай воспринимали её как равного партнёра.

С 1980-х Китай официально придерживался политики невступления в альянсы.

Непонятно, готов ли Пекин принять эти амбиции, особенно учитывая, что Центральная Азия и Ближний Восток расположены очень близко к Китаю. «Кондоминиум» Пекина с Москвой в Центральной Азии пока работает. Но сохранится ли он, если разрыв сил между Москвой и Пекином, как ожидается, продолжит увеличиваться, неясно. Несмотря на тесные связи в прошлом, став сильнее, Китай просто игнорировал протесты Индии по поводу вторжения в её сферу влияния.

Иными словами, немногие страны, обладающие определённым весом, готовы принять мировоззрение Китая, а это существенно усложняет формирование альянсов и коалиций. США, напротив, в основном удавалось прийти к общему пониманию регионального порядка со своими союзниками и партнёрами.

Красота AUKUS и изменения в международной политике
Тимофей Бордачёв
Если бы рост китайского могущества действительно представлял собой угрозу для суверенитета его соседей, мы бы уже увидели, как в Азии формируется новый масштабный альянс государств во главе с Америкой. Пока же институциональным воплощением идеи тотального сдерживания Китая стал союз трёх держав, из которых ни одна не является азиатской. Не очень убедительный фундамент.
Подробнее

Возьмём новое объединение AUKUS. Помимо общей истории в Индо-Тихоокеанском и других регионах все три государства явно отдают предпочтение статус-кво. Доверием и осознанием общей цели обусловлена готовность обмениваться важными разведданными и военными технологиями, в частности по ядерным подлодкам, искусственному интеллекту и другим передовым оборонным направлениям.

Ещё один ключевой элемент равновесия – то, чего хочет сам Китай. С 1980-х Китай официально придерживался политики невступления в альянсы. Китайские эксперты по международным отношениям обосновывали эту политику с точки зрения сохранения манёвренности, независимости и стремления полагаться только на себя. Они также подчёркивали, что «кандидатов в союзники немного» и, возможно, альянсы с этими странами обойдутся дороже, чем они того стоят. Любой альянс с Ираном и Россией, безусловно, вызовет противодействие и тревогу на Западе, Ближнем Востоке и в Азии.

Имеет ли это значение? Без формального альянса Китай имеет доступ к передовым (хотя и не новейшим) российским военным технологиям, широкой политической координации и возможность сеять раздор между участниками американской сети альянсов в Азии.

Однако, как показывают примеры Крыма и ситуации в Южно-Китайском море, существуют чёткие пределы этого сотрудничества по критическим вопросам. Трудно прогнозировать, как, действуя в одиночку (и в условиях медленного возрождения своих альянсов Соединёнными Штатами), Пекин сможет сочетать свои глобальные амбиции с демографическими, экономическими, экологическими и социальными вызовами, которые неизбежно будут оттягивать ресурсы на внутреннюю политику.

The Interpreter
Назад в биполярное будущее?
Игорь Истомин
По мере углубления раскола с Западом и роста привязки к Китаю Москва встраивается в блоковую логику. Отдельные тактические шаги – понятная реакция на давление, но в совокупности они толкают по пути, противоположному желаемому, куда Россия стремится.
Подробнее