Несмотря на все достижения информационных технологий последних десятилетий и перспективу создания виртуальных миров, освоение космоса – всё ещё фронтир человечества. И здесь у России огромный задел узнаваемости, который значительно превосходит скромные экономические возможности отечественной космической отрасли.
«Узнав однажды, что такое полёт, ты станешь ходить по земле, обратив взор к небесам, потому что там тебе довелось побывать и туда ты будешь жаждать вернуться», – сказал задолго до полёта первого космонавта Леонардо да Винчи. И действительно, что на самом деле принёс этот полёт? Это был не просто «следующий» эксперимент – это была новая ниша развития, цивилизация, открытая почти случайно на повороте холодной войны.
В юбилейный год нам предстоит услышать много справедливых здравиц нашему герою и талантливым организаторам космической отрасли, более полувека назад сделавшим невозможное. Из разорённой страны, в технологическом отставании которой не сомневались даже побеждённые в мировой войне конкуренты, – удалось в кратчайшие сроки задать новую планку развития человечества. Причём не только в утилитарных и военных аспектах освоения космоса, но в целях гуманистических, в виде единения людей разных народов и рас – перед лицом вызовов освоения бескрайней Вселенной. Именно этот миролюбивый посыл, первым продемонстрированный СССР, – научный полёт, полёт исследовательский, а не сотни смертельных МБР, привлекли внимание всего мира, стали символом ХХ века, прологом мирной составляющей космической гонки сверхдержав и «политики разрядки», которая спасла нас всех от Третьей мировой войны.
Образ Гагарина, как прежде sputnik-effect, породил мощный магнетизм во всех слоях общества всех стран мира, в том числе находившихся в состоянии глубокой конфронтации с СССР на тот момент. Sputnik-effect дал ускорение именно технологическому планированию: по словам историка Уильяма Макдагалла, запуск СССР первого искусственного спутника земли стал переломным моментом для научно-технической политики США: после 1957 г. американское правительство стало заниматься не просто стимулированием технологического развития, но осознанной работой по продвижению «непрерывной технологической революции». В частности, в 1958 г. была основана DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) – управление Министерства обороны США, отвечающее за разработку новых технологий для использования в интересах вооружённых сил, создавшее прообраз современного интернета.
Гагаринский же полёт стал тараном цензурируемого информационного поля – где русских с момента произнесения Фултонской речи старались представлять исключительно монстрами, уничтожающими пасторальную жизнь среднестатистических американцев.
Улыбающийся, ослепительный и живой парень, будто сошедший с афиш голливудского кино о героях и явившийся западным обывателям в реальности – был ошеломляющим ударом по чёрно-белой картине пропагандистских машин глобальных медиа, наживавшихся на раздувании пожара тлеющего мирового конфликта.
Это был живой символ мира и единения – протянутый человечеству из осаждённой крепости, страны, в части массового достатка и всеобщего благоденствия сильно отстававшей от противостоявших ей развитых соперников.
После случившегося и последовавшей за ним лунной гонки, миссий дружбы «Союз – Аполлон» и других, тематика вооружённого нападения СССР из космоса постепенно ушла в никем не воспринимаемые треш-фильмы категории “b”.
А великие режиссёры снимали фильмы о разрядке международных отношений и военном сотрудничестве в космосе, вопреки политическому давлению (например, фильм Стэнли Кубрика 1968 г. «Космическая одиссея 2001 года» и его продолжение 1984 г. – «Космическая одиссея 2010 года» Питера Хайамса).
Также массовым стал сюжет взаимопомощи в экстремальных ситуациях природных катастроф – спасения Земли от астероидной опасности: в популярных фильмах «Армагеддон» Майкла Бея или «Столкновение с бездной» Мими Леддер (оба фильма – 1998 г.).
Мирное послание, отправленное Гагариным шестьдесят лет назад, делает космонавтов, астронавтов, тайконавтов и всех будущих исследователей космоса близкими родственными душами, идущими по открытой им дороге к звёздам. Это послание стало одной из троп гуманизма, отведших мир от пропасти военного разрешения глобальных политических противоречий
Освоение космоса и сейчас, и в будущем останется одной из самых привлекательных идей в мировой и отечественной культуре. В этой сфере всегда завышенные ожидания и всегда взрывное разочарование техническими провалами – а значит, несмотря на все достижения информационных технологий последних десятилетий и перспективу создания виртуальных миров, освоение космоса – всё ещё фронтир человечества.
И здесь у России огромный задел узнаваемости, который значительно превосходит скромные экономические возможности отечественной космической отрасли – одна марсианская миссия с марсоходом Perseverance сравнима по стоимости с половиной годового бюджета всех публичных расходов на космонавтику в РФ.
Этот задел можно и нужно использовать для продвижения российского hi-tech. Гагарин – национальный узнаваемый бренд – такой же, как Победа во Второй мировой войне и строительство глобального некапиталистического общества в XX веке. Ещё в далёком 1958 г., когда Гагарин только готовился к полёту, итальянские коммунисты уже использовали космические завоевания собратьев по борьбе из СССР для собственного продвижения: тогда спутник-мобиль колесил с агитацией на улицах Рима.
Использовать сейчас едва не утраченный в тяжёлые годы распада государства образ космического лидерства – важнейшая задача политики «мягкой силы» в международных отношениях России. Эта задача намного шире внешнеэкономической и популяризационной миссии «Роскомоса». Госкорпорация уже делает всё возможное, чтобы сохранить высокий уровень доверия и качество работ в международной кооперации, несмотря на тяжёлое давление санкционных запретов. Задача достойная «Россотрудничества», Российского экспортного центра и других организаций, популяризирующих и продвигающих отечественную высокотехнологическую продукцию за рубежом, создающих медиаэффект присутствия России как высокоразвитого партнёра с дружескими намерениями – нужно правильно продвигать космический образ успехов СССР и России, делать популярными и узнаваемыми достижения российской научной и инженерной школы. Заниматься продвижением и популяризацией русского языка за рубежом. Показать, что Россия и русские глобально всегда была проводником человечества во мрак неизвестности. Тропой гуманизма, проложенной первым полётом Гагарина, мы можем и должны идти для развития доброжелательных отношений со всеми странами мира.