Высказывания президента Джо Байдена о Владимире Путине никак не отразились на отношении россиян к США, говорится в исследовании «Левада-центра»[1]. Треть россиян возмутилась словами американского президента, ещё треть – не испытала никаких эмоций.
Отношение к США
За последние месяцы отношение россиян к США не претерпело изменений. 40 процентов россиян хорошо относятся к Америке, как и в январе 2021 года. 42 процента россиян относятся к США плохо – в январе 2021 г. этот показатель составлял 43 процента (изменение в пределах статистической погрешности).
Лучше всего к США относятся молодые группы россиян: 65 процентов в группе 18–24 года, 51 процент – в группе 25–39 лет. Хуже всего – старшие группы: 55 процентов в группе 55 лет и старше относятся к США плохо.
72 процента респондентов, предпочитающих телеграм-каналы в качестве основных источников информации, хорошо относятся к США, лишь 20 процентов – плохо. Для читателей социальных сетей эти показатели составляют 59 и 24 процента соответственно, для читателей интернет-изданий – 58 и 28 процентов.
Хуже всего относятся к США телезрители и радиослушатели: 53 процента и 52 процента соответственно относятся плохо.
Более образованные и более обеспеченные респонденты относятся к США лучше остальных (см. таблицы).
Отношение к словам Джо Байдена о Владимире Путина
При этом треть россиян (33 процента) возмутилась высказыванием президента США о Владимире Путине. Ещё 34 процента не испытали никаких особых чувств по этому поводу. 23 процента отнеслись к высказыванию «с недоумением», 5 процентов – «с пониманием», 3 процента – «с удовлетворением».
При этом в старшие группы россиян возмутились в большей степени: 52 процента в группе 55 лет и старше, 35 процентов в группе 40–54 года. Молодые группы граждан с гораздо большим равнодушием отнеслись к инциденту: 50 процентов в группе 18–24 года и 49 процентов в группе 25–39 лет «не испытали никаких особых чувств».
Телезрители и радиослушатели оказались в большей степени возмущены высказыванием американского президента – по 48 процентов. Читатели новых медиа отнеслись к произошедшему равнодушно: 41 процент читателей интернет-изданий, 45 процентов читателей соцсетей и 47 процентов читателей телеграм-каналов «не испытали никаких особых чувств». 18 процентов читателей телеграм-каналов отнеслись к произошедшему «с пониманием».
Методология
Опрос проведен 25–31 марта 2021 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1623 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 населённых пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:
- 3,4% для показателей, близких к 50%
- 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%
- 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%
- 1,5% для показателей, близких к 5% / 95%
[1] АНО «Левада-центр» внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора «Левада-центра», не согласного с данным решением, см. здесь.