17.12.2025
Новые репрессии: сделано в Европе
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Рассел Бёрман

Профессор гуманитарных наук Стэнфордского университета, ведущий научный сотрудник Института Гувера. Ранее занимал должность старшего советника в отделе планирования политики Госдепартамента США и был членом Комиссии по неотъемлемым правам. Член Национального совета по гуманитарным наукам. Почётный редактор журнала Telos и президент Института Telos-Paul Piccone.

Отличительной чертой недавно опубликованной Стратегии национальной безопасности США 2025 г. является признание культуры ключевым аспектом национальных интересов. Конечно, в документе не игнорируются стандартные темы безопасности – альянсы, внешняя политика и оборонный потенциал, но также уделено внимание вопросам культуры и национального самосознания.

Что это означает для Соединённых Штатов – тема отдельного рассмотрения, здесь же стоит отметить, как оценка безопасности в Европе и подтверждённая заинтересованность Америки в европейской безопасности связаны с тревожными культурными изменениями в Старом Свете. Разумеется, Америка традиционно продолжает требовать от европейских союзников инвестировать больше средств в Вооружённые силы, поскольку их оборона – это не только культура. Но культура имеет значение, цивилизационная эрозия в Европе и подрыв общих ценностей Атлантического альянса угрожают повестке безопасности, которую, вероятно, не смогут исправить дополнительные танки и ракеты.

Именно потому, что документ подтверждает заинтересованность Америки в процветании Европы, в нём также резко осуждаются губительные культурные тенденции. Если Европа добровольно отказывается от свободы и вместо этого проводит политику репрессий, доверие к альянсу неизбежно снижается. Политика, враждебная базовым правам в Европе, подорвёт приверженность американского общества историческим связям. «В частности, права на свободу слова, свободу вероисповедания и совести, а также право выбирать и контролировать наше общее правительство являются базовыми правами, которые никогда не должны нарушаться. В отношении стран, которые разделяют эти принципы или заявляют об этом, Соединённые Штаты будут решительно выступать за их соблюдение в букве и духе. Мы будем противодействовать инспирированным элитой антидемократическим ограничениям основных свобод в Европе, англосаксонских странах и остальном демократическом мире, особенно среди наших союзников», – гласит документ.

Критика Вашингтона в адрес Европы едва ли может быть яснее: страны, разделяющие эти ценности – или, возможно, только заявляющие об этом, – не справляются с ролью их хранителей.

В современном публичном пространстве – в прессе и университетских дискуссиях – тревога по поводу угроз демократии или восприятия «отката демократии» обычно направлена ​​левыми против правых, а европейцами – против США. Новая СНБ переворачивает ситуацию и, подтверждая наличие угрозы демократии, связывает её с управленческой практикой Европы и Англии. Эта эрозия свободы, системное подавление инакомыслия, сами по себе представляют угрозу безопасности.

Частью печальной диагностики упадка европейских ценностей стали жёсткие, но продиктованные благими намерениями комментарии вице-президента Джей Ди Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности. Традиционно Атлантический альянс воспринимается как общность ценностей и знакомая совокупность прав, которые определяют западные общества со времён Просвещения, американской и французской революций, – прежде всего это свобода слова и свобода убеждений.

Без свободы слова публичное пространство не может служить сдерживающей силой для государственной власти. Однако, по мнению тех, кто наблюдает за Европой, именно сила этих свобод, похоже, находится под ударом.

Права, возникшие в 1776 г. или 1789 г., фактически распространялись в обществе медленно и непоследовательно. Но неужели сегодня свобода внезапно стала подвергаться резкому ограничению на фоне «культуры отмены» и пандемических порядков?

Один из масштабных примеров подобных репрессий связан с Законом о цифровых услугах, который, по сути, является атакой на крупные американские технологические компании, если они воздерживаются от осуществления предписанного контроля за свободой слова. Если платформы социальных сетей допускают слишком много свободы слова, им грозят обвинения и штрафы со стороны Европейского союза. Однако существуют и микроверсии тех же попыток слежки и контроля. Например, печальный случай с немецким пенсионером, который написал в «Твиттере» о бывшем министре экономики, назвав его болваном (“ein Schwachkopf”), и этого оказалось достаточно, чтобы полиция явилась к нему домой и конфисковала электронное оборудование. Или случай с медиакритиком Норбертом Больцем, чья сатирическая импровизация с нацистской фразой привела к визиту полиции. Сарказм не является оправданием. Государство не терпит иронии, за исключением собственной, когда она непреднамеренная.

Письмо издалека: Cancel culture и культура международных отношений || Руководство к действию
Александр Соловьёв
Cancel culture – этот новый эвфемизм для обозначения остракизма – становится главной риторической дубиной политического дискурса на Западе. Оппоненты азартно обвиняют друг друга в посягательстве на свободу слова, сегрегации и доносительстве. Это результат конфликта вокруг норм. К чему он приведёт? Мы продолжаем серию публикаций под рубрикой «Руководство к действию».
Подробнее

И, хотите верьте, хотите нет, мы сейчас столкнулись с организованным атаками на библиотеку, вряд ли представляющую угрозу демократическому порядку, потому что в ней хранится собрание книг о консерватизме (сообщается, что ключевой тематикой является консерватизм в США и России). Эта Берлинская библиотека консерватизма должна быть исключена из библиотечной ассоциации и удалена из жизненно важной сети. Возможно, это не выглядит как жестокая драма, но нельзя не признать данный факт не слишком деликатной формой цензуры. Книги не будут сжигать, но найти их исследователям будет непросто. Заметьте: правительственные органы не обнаружили никаких признаков незаконного экстремизма, не было обвинений, предъявленных окружным прокурором, или судебных разбирательств. Единственная проблема – характер собрания книг.

С американской точки зрения, три аспекта попыток остракизма библиотеки заслуживают внимания.

Во-первых, это очевидный пример «культуры отмены», которая сохраняется в Германии, хотя в Соединённых Штатах уже идёт на спад (по крайней мере мы надеемся).

Немецкие левые любят цитировать коммунистку-мученицу Розу Люксембург, известную своим заявлением (кстати, в контексте её нападок на Ленина и большевиков), что свобода всегда означает свободу других. Видимо, это не работает, если под «другими» подразумеваются консерваторы, чья свобода может быть ограничена.

Во-вторых, ситуация с библиотекой – один из элементов кампании против правых, которая доминирует в немецком политическом дискурсе уже несколько лет. Если старая Западная Германия идентифицировала себя с точки зрения антитоталитарного консенсуса – симметричного противостояния нацистам и коммунистам, то новая немецкая культура не видит проблем на левом фланге, какими бы агрессивными не становились левые протестующие. Вместо этого она направляет весь свой морализаторский гнев на правых, даже умеренных правых. Масштабы «правых», подвергающихся очернению, постоянно расширяются. Вместо безусловно уместного осуждения агрессивных неонацистов мы наблюдаем политическую культуру, в которой все позиции, даже слегка правоцентристские, вызывают подозрения и порицание. В результате перекройки политической карты значительно сократилась свобода действий номинально консервативного канцлера Мерца, и, вероятно, в этом как раз заключается политический смысл, поскольку консервативные партии стали зависимыми от левых.

В-третьих, нападки на Библиотеку консерватизма демонстрируют усовершенствование репрессивных технологий за годы «культуры отмены». По крайней мере пока нет прямого требования закрыть библиотеку. Однако она будет отрезана от коммуникационной и сети каталогов и, следовательно, фактически станет недоступной. Это так называемое деплатформирование, основанное на доносах и слежке, без возможности обжалования, за исключением обращения в суд.

Какой бы локальной ни казалась история одной библиотеки в Берлине и как бы странно она ни звучала, прецедент отражает разворачивающуюся программу репрессий и цензуры, которая остаётся в основе современной прогрессивной культурной политики.

Неодобряемые мнения тем или иным образом определяются как разжигание ненависти и – таково намерение – либо напрямую криминализируются, либо замалчиваются.

Telos Insights

Рассел Бёрман, профессор гуманитарных наук Стэнфордского университета, ведущий научный сотрудник Института Гувера, почётный редактор журнала Telos, президент Института TelosPaul Piccone.

О консервативном балансе и традиционных ценностях
Александр Гиринский
В ХХ веке Россия сделала выбор в пользу социального эксперимента, а не умеренного и сдержанного развития, Запад же предпочёл постоять в стороне. Сегодня ситуация выглядит ровно противоположно, и политический выбор России представляется рациональным.
Подробнее
От постправды к постреальности
Олег Дмитриев, Дмитрий Евстафьев
«Ценности» и формируемая на их фундаменте постреальность, которая зачастую отражает образ будущего, становятся инструментом образования конкурирующих межгосударственных коалиций.
Подробнее