«РЕЖИМ СВЕРГНУТ. Настоящим вы освобождаетесь от обязательной военной службы». Таковы последние сообщения, полученные военнослужащими сирийской армии в северных и северо-восточных районах Латакии, ознаменовавшие конец режима, правившего сирийским народом более пяти десятилетий.
Ситуация, разворачивающаяся в Сирии с 27 ноября, не может не поражать. Произошёл резкий и стремительный распад административных округов Сирии, начиная с северо-западных районов Идлиба и Алеппо, а затем Хамы и Хомса. Одновременно южный фронт продвигался в Суэйде, Дараа и Кунейтре. В результате 8 декабря столица Дамаск перешла под контроль вооружённых группировок – в частности, возглавляемых организацией «Хайат Тахрир аш-Шам»[1], признанной террористической. Это событие окончательно положило конец 24-летнему правлению Башара Асада, которое называют диктаторским, и 30-летнему правлению его отца. Оба они управляли страной железной рукой.
Одновременно в ходе дипломатических дискуссий министры иностранных дел Саудовской Аравии, Иордании, Египта, Ирака, Ирана, Турции и России опубликовали совместное заявление, посвящённое текущему сирийскому кризису, который они считают серьёзной угрозой региональной и международной безопасности. Они призвали к всеобъемлющему политическому решению, направленному на прекращение военных действий в Сирии, и указали на необходимость увеличения международной помощи сирийскому народу. Министры подчеркнули, что политический процесс должен быть направлен на прекращение военной эскалации, защиту суверенитета Сирии и создание условий для безопасного возвращения беженцев. Они подтвердили свою приверженность продолжению диалога и сотрудничества для реализации устремлений сирийского народа к безопасности и справедливости, в конечном итоге жаждущего положить конец затянувшемуся кризису в регионе.
Этот кризис продолжается уже 14 лет и стал одним из крупнейших кризисов в мире, вызвавших массовое перемещение населения: 7,2 млн внутренне перемещённых лиц (ВПЛ), 6,2 млн беженцев и 306 887 жертв среди мирного населения по состоянию на 2022 год.
Всё это требует тщательного анализа и изучения; необходимо исследовать причины такого резкого упадка, особенно с учётом очевидного отсутствия сколько-нибудь значимого сопротивления наступлению повстанцев со стороны сирийской армии. Министерство обороны Сирии по сути превратилось в пресс-службу, публикуя заявления вроде: «Сирийская армия отходит и передислоцируется в соответствии с военными планами и приказами, приспосабливаясь к меняющимся обстоятельствам; мы вернёмся, чтобы уничтожить укрытия террористов». Однако на местах граждане по всей Сирии, с севера до юга, наблюдают лишь стремительное отступление, эвакуацию солдат и техники сирийской армии, что не может не напоминать о крахе иракской армии в 2003 году.
В то время как иранский союзник, казалось, исчез с полей сражений, ополченцы Фатимиюн и Зайнебиюн, а также Силы народной мобилизации из Ирака явно не желали протягивать руку помощи и тоже отсутствовали. Сирийский режим ждал поддержки от «Хизбаллы», которая устала, деморализована и распадается как в военном, так и в социальном отношении.
Неумолимый темп событий и новостей не ослабевает. В последних сообщениях говорится о захвате нескольких провинций группировкой «Хайат Тахрир аш-Шам», значащейся как террористическая, что значительно подорвало боевой дух и армии, и правительства. Одновременно поступают тревожные сообщения о закрытии ключевых пограничных переходов, в том числе перехода «Маснаа» на границе с Ливаном и «Нассиб» на границе с Иорданией. Осада режима становится всё более жёсткой и продолжает усиливаться.
Как только премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о прекращении огня, чтобы положить конец боевым действиям на ливанском фронте, он заявил, что «Башар Асад играет с огнём». Это его заявление как будто послужило закодированным сигналом для вооружённых группировок, начавших наступление с целью свержения режима в Дамаске.
Сегодня мы наблюдаем становление нового Ближнего Востока, о котором в своё время заявила госсекретарь США Кондолиза Райс во время Ливанской войны 2006 г.: «Разбираясь с нынешними обстоятельствами, мы должны отдавать себе отчёт и смотреть на то, какой Ближний Восток мы пытаемся построить. Настало время нового Ближнего Востока».
Новые границы, которые будут навязаны, приведут к образованию принципиально иного Ближнего Востока, отличного от того, который мы знаем с тех времён, когда были установлены границы на основании соглашения Сайкса – Пико в 1916 году. Судя по всему, границы Сирийской Арабской Республики не останутся прежними. На северо-востоке разрозненные территории остаются под контролем курдов, поддерживаемых США, в то время как друзы продолжают удерживать власть в южном регионе провинции Свейда. По текущим наблюдениям, алавиты из разных провинций, захваченных террористическими вооружёнными группировками, возвращаются в свои селения в прибрежных районах, а шииты, лояльные Ирану, переправляются в Ирак через иракско-сирийскую границу. Между тем, сунниты, признанные большинством населения, ныне возглавляют движения на местах. Похоже, что демографический ландшафт Сирии претерпевает значительные изменения.
Нынешние события напоминают нам о том, что сказал в 2007 г. генерал армии США Уэсли Кларк: «Администрация Буша разработала план войны с семью странами, начиная с Ирака, затем с Сирией, Ливаном, Ливией, Сомали, Суданом и, наконец, с Ираном».
Судя по предполагаемым целям в списке, следующим после Сирии может оказаться Иран. Следует отметить, что влияние Ирана и связанных с ним военизированных формирований, в частности «Хизбаллы», в Сирии значительно возросло.
Такое развитие событий привело к значительным внутренним, региональным и международным волнениям, особенно в связи с угрозами безопасности Израиля, чего Соединённые Штаты, главный союзник Израиля, не могли терпеть.
Майкл Коплоу, директор Израильского политического форума, отмечал, что «среди израильских чиновников, отвечающих за безопасность, преобладает мнение, что Башар Асад представляет собой реальную угрозу, поскольку является союзником Ирана и “Хизбаллы”». Исследователь Йорам Пери выразил ту же точку зрения: «Иран и Хезболла представляют для Израиля более серьёзную угрозу, чем ИГИЛ[2], поскольку они обладают значительно большим арсеналом обычных вооружений. Израиль не позволит использовать территорию Сирии для проведения операций против Израиля». И он считает, что Израилю следует поддерживать стабильность в Иордании, потому что это для него важно.
Итак, происходящее знаменует собой опосредованную войну Соединённых Штатов против того, что они называют «осью зла». Действительно, им удалось свергнуть режим Башара Асада в Сирии, который долгое время считался сторонником сопротивления. Однако сопротивление, олицетворением которого является движение ХАМАС, отвернулось от Асада, когда начались события 2011 года. Теперь, в 2024 г., ситуация вновь изменилась: Иран и «Хизбалла» также отказались от поддержки Асада. В чём же Башар Асад допустил ошибку при выборе союзников?
Такое развитие событий указывает на вакуум, последствия которого остаются неясными: смогут ли эти вооружённые группировки заполнить его самостоятельно или же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган возьмёт на себя роль «опекуна» сирийского государства, навязывая своё присутствие силой? Похоже, подобная стратегия – единственный язык, на котором сейчас говорят и который слышат в Ближневосточном регионе.
Независимо от того, какое будущее ждёт Сирию после правления Башара Асада, мы вступаем в очень сложную и нестабильную фазу. Эта фаза беспорядков необратимо трансформирует регион, меняя его геополитический ландшафт таким образом, что прежние карты и союзы неизбежно будут устаревать.
Нынешняя ситуация на Ближнем Востоке невольно напоминает нам о войнах и беспорядках, охвативших регион до подготовки к Женевской мирной конференции 1990 года. Арабские страны были ослаблены рядом региональных и гражданских конфликтов, включая гражданскую войну в Ливане (1975–1990), «Чёрный сентябрь» (1970–1971), войну Египта с Сирией и Израилем (1973), ирано-иракскую войну (1980–1988), Первую интифаду в Палестине (1987–1993) и операцию «Щит пустыни» в Ираке (1990–1991). В отчаянном стремлении к миру было достигнуто несколько соглашений – в частности, соглашения в Осло (1993) и мирный договор между Израилем и Иорданией (1994). Однако Сирия под руководством Хафеза аль-Асада упорно сопротивлялась подписанию мирного соглашения с Израилем. Бывший директор «Моссада» и четвёртый глава Совета национальной безопасности Израиля Эфраим Халеви сказал: «Шесть сменявших друг друга премьер-министров Израиля пытались добиться мира с Сирией, и ни один из них не смог этого сделать. Сирия – ключ к миру в Западной Азии – именно Сирия, а не какая-либо другая страна».
Подобным образом стремительные изменения, которые мы наблюдаем сегодня, похоже, создают основу для возобновления мирного процесса. Это развитие началось в 2020 г. с предложения президента США Дональда Трампа о заключении «Авраамовых соглашений» ради мирного урегулирования арабо-израильского конфликта – между ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом и Израилем по отдельности (2020–2021). После предполагаемого возвращения Трампа в январе 2025 г. есть надежда на продолжение этой незавершённой работы. Для США смена правящего режима в Сирии будет способствовать продвижению по этому пути в регионе и отказу от «сопротивления». Именно такой план представил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в Организации Объединённых Наций в октябре 2024 года. Он продемонстрировал карты под названием «Благословение», на которых изображено, как Израиль и его арабские партнёры создают сухопутный мост, соединяющий Азию и Европу, протянувшийся между Индийским и Средиземным морями. «По этому мосту мы проложим железные дороги, энергетические трубопроводы и оптоволоконные кабели, которыми смогут пользоваться 2 млрд человек», – провозгласил он. Ради контраста он также представил карты с надписью «Проклятие», разъяснив, что подразумевает под этим так называемую «дугу террора», которую создаёт и пытается навязать Иран от Индийского океана до Средиземного моря. Нетаньяху подчеркнул, что воинственная дуга Ирана перекрыла международные водные пути, нарушила торговлю, уничтожила миллионы жизней, разрушила государства изнутри и причинила страдания бесчисленному количеству людей.
Таким образом, данный этап истории Ближнего Востока ведёт к нормализации и установлению «мира ради мира» по израильской формуле – мира, который был предложен в рамках стратегии «Чистый перелом» и доктрины «Мир через силу» путём навязывания соперничающим сторонам условий Израиля: «В течение четырёх лет мы добивались мира, основанного на Новом Ближнем Востоке. Израиль не может разыгрывать из себя невинного в мире, который не является невинным. Мир зависит от характера и поведения наших противников. Мы живём в опасном соседстве с нестабильными государствами и ожесточённым соперничеством. Проявление морального раздвоения между стремлением построить еврейское государство и желанием уничтожить его путём обмена “земли на мир” не обеспечит “мир сейчас”. Наши притязания на землю, за которую мы цеплялись с надеждой на протяжении 2 тысяч лет, законны и благородны. Не в наших силах, сколько бы мы ни уступили, установить мир в одностороннем порядке. Только безоговорочное признание арабами наших прав, особенно в их территориальном измерении, “мир в обмен на мир” – станет прочной основой для будущего».
Упрямство Хафеза Асада в 1990-х гг., когда он отказался принять мирное соглашение с Израилем, привело к потере ещё большей территории и оставило его в международной изоляции, экономической блокаде и нежелательном положении в регионе на протяжении всего его тридцатилетнего правления. Он не смог вернуть себе оккупированные земли, использовав Голанские высоты как предлог для выделения 80 процентов государственного бюджета на военные нужды. Однако, когда стране понадобилось сильное военное присутствие, она не смогла его обеспечить.
Точно так же упрямство нынешнего президента ускорило конец правления семьи Асадов в Сирии. Башар Асад отверг возможность сотрудничества с Россией, которая стремилась поддержать сирийское государство как политический, правовой институт и сохранить целостность государственной структуры – не в угоду Башару или семье Асадов. Это фундаментальное недоразумение оказалось губительным.
После того как международная коалиция в течение года пыталась уничтожить ИГИЛ[3], её усилия привели лишь к тому, что организация укрепилась за счёт финансирования, полученного от операций по хищению сирийской нефти.
Несмотря на многочисленные предложения со стороны России, Турции и арабских стран в рамках различных дипломатических механизмов (Женевский и Астанинский процессы), Асад в конечном итоге отказался участвовать в переговорах – как с оппозицией, так и с Эрдоганом. Его отказ от участия в переговорах в столь критический момент предопределил судьбу его режима.
Договорённости между различными региональными и международными державами на форуме в Дохе способствовали более глубокому пониманию того, как управлять страной и организовать осторожное демонтирование режима Башара Асада, ограничив кровопролитие и сохранив целостность государства, развала которого Россия с самого начала стремилась не допустить.
Следующий этап в Сирии является критическим. Он требует тщательного изучения и постоянного мониторинга с целью понять природу режима, который возникнет на этой территории. Какими будут новые государственные границы? Какое будущее ожидает отношения между повстанческими группировками и курдскими силами на северо-западе Сирии? Кроме того, как будут развиваться их отношения с региональными и международными силами?
Автор: Лиса Иссак, доктор политологии, специалист по международным связям Адыгейского государственного университета (г. Майкоп)