Сдержанное отношение республиканцев в отношении глобализма на Земле будет компенсировано экспансией от низкой околоземной орбиты до Луны и Марса.
«Под руководством республиканцев Соединённые Штаты создадут мощную обрабатывающую промышленность на околоземной орбите, отправят американских астронавтов обратно на Луну и далее на Марс, а также укрепят партнёрские отношения с быстро растущим коммерческим космическим сектором, чтобы кардинально улучшить наши возможности в плане доступа к космическим ресурсам, их развития и жизни в космосе». Из предвыборной платформы Республиканской партии США (2024, Republican Party Platform).
Несколько строчек в предвыборной платформе Дональда Трампа о космосе привлекли внимание прежде фразой про «обрабатывающую промышленность на околоземной орбите». Однако основная цель космической программы скрывается за словами о том, что «расширение свободы в космосе» имеет целью коренным образом «улучшить наши возможности в плане доступа к космическим ресурсам, их развития и жизни в космосе». К тому же космос упоминается, как одна из трёх новых индустрий наряду с криптовалютой и искусственным интеллектом.
Для понимания, насколько приоритетным космос является для избранного президента, стоит обратиться, во-первых, к тому, какой задел на этом направлении был сделан им в первый срок, а, во-вторых, внимательно изучить рекомендации, которые даёт фонд «Наследие» в докладе «Мандат на лидерство – 2025: обещание консерваторов» (Mandate for Leadership 2025: The Conservative Promise).
Трамп стал первым из всех президентов США с начала освоения космоса, который наиболее системно проводил политику по реформированию и выведению космической деятельности на новый качественный уровень. Подтверждением служат шаги по повышению значения космоса в системе исполнительной власти и его нормотворческие инициативы.
Для понимания, на каком фундаменте может дальше развиваться «космическое возрождение» и чем это грозит всему остальному миру на Земле и в космосе, кратко перечислю основные составляющие «космического манифеста» первого срока Дональда Трампа.
Менее чем за четыре года запущены Национальная космическая стратегия (2018) и Меморандум о космической политике (2020). Также на счету Трампа шесть космических директив (Space Policy Directives – SPD):
- SPD-1 – об активизации американской программы освоения космоса человеком (2017)
- SPD-2 – об упорядочении правил коммерческого использования космического пространства (2018)
- SPD-3 – о национальной политике управления космическим движением (2018)
- SPD-4 – о создании космических сил (2019)
- SPD-5 – о принципах кибербезопасности космических систем (2020)
- SPD-6 – о национальной стратегии в области космической ядерной энергетики и двигателей (2020)
Продвигая тему космоса, Трамп использовал весь арсенал доступных нормативно-правовых инструментов, включая исполнительные указы. Первый был в июне 2017 г. «О возрождении Национального совета по космосу», затем в апреле 2021 г. – «О поощрении международной поддержки добычи и использования космических ресурсов», и практически накануне своего ухода с поста президента в начале января 2021 г. Трамп подписал указ «О содействии разработкам малых модульных реакторов для национальной обороны и освоения космоса».
Темп, набранный Трампом, команда Байдена активно не развивала, но и запущенную административную машину на космическом направлении не тормозила. Вице-президент Камала Харрис в качестве председателя Национального совета по космосу организовывала на его площадке мероприятия, хотя и без прорывных инициатив. Зато Директива о национальной политике управления космическим движением получила практическое воплощение в создании «Системы координации движения в космосе» (Traffic Coordination System for Space – TraCSS). Как и было предписано SPD-3, был начат процесс передачи функции по управлению гражданским космическим движением от министерства обороны в Управление коммерческого космоса Министерства торговли США.
«Наследие» всё объяснит
Представление, как заложенный Трампом фундамент может быть использован в движении к новым рубежам в космосе, дают рекомендации «Мандата на лидерство – 2025». Фонд «Наследие» всегда давал рекомендации республиканской администрации, но такой системный и объёмный доклад появился в 2023 г. лишь во второй раз в истории этого консервативного мозгового центра. Первый – «Мандат на лидерство» – вышел в начале 1981 г., после избрания президентом Рональда Рейгана. Он представлял собой руководство по государственной политике для будущей администрации Рейгана и включал более 2 тысяч конкретных предложений по продвижению федерального правительства в консервативном направлении. Уже к концу первого года пребывания Рейгана у власти примерно 60 процентов рекомендаций были внедрены или положены в основу управленческих решений исполнительной власти.
«Мандат-2025», как указывают авторы, представляет собой единую концепцию того, как должны управляться основные федеральные агентства. Ещё точнее о характере этих рекомендаций было сказано на сайте самого фонда, когда в апреле 2023 г. было объявлено о публикации «всеобъемлющего политического справочника».
Как и в директивах Трампа, в этом документе отсутствует декларативность – в нём даются конкретные рекомендации и приводится анализ того, что мешает «расширению свободы» действий для США на новых рубежах в космосе. Космос в «Мандате-2025» не выделяется отдельной строкой, а увязывается с важнейшими направлениями деятельности государственной власти, национальной безопасности и экономического развития.
Например, в отношении Национального совета по космосу в целях успешной реализации космических проектов отмечается необходимость конструктивного взаимодействия этого органа исполнительной власти с административно-бюджетным управлением президентской администрации, так как у этих структур есть много возможностей для сотрудничества в продвижении президентских приоритетов.
К задачам верхнего уровня относится решение проблем по реформированию нормативно-правовой базы, «чтобы не отставать от быстро развивающихся космических рынков и конкурентов». К основным задачам в этой области отнесены:
- обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности в свете увеличения количества орбитального мусора;
- создание служб информирования о ситуации в космосе для гражданского и коммерческого использования;
- управление мегагруппировками спутников;
- лицензирование новых коммерческих возможностей дистанционного зондирования земли;
- выполнение требований по лицензированию в связи с высокой частотой запусков;
- перевод эксплуатации Международной космической станции на несколько частных космических платформ.
Наиболее важной задачей определено наращивание космического потенциала национальной безопасности в ответ на растущую агрессивность Китая.
Осёл слону в космосе не товарищ
В главе «Министерство обороны» есть раздел, посвящённый Космическим силам США, где на первом месте среди необходимых реформ указывается необходимость «изменения оборонительной позиции администрации Байдена». Предназначение Космических силы США, по мнению автора главы, заключается, среди прочего, в том, чтобы обеспечивать господство в космосе в случае неудачи сдерживания. Байден же ликвидировал «почти все возможности наступательного сдерживания» и поэтому в отношении Космических сил следует как минимум:
- восстановить их наступательный потенциал;
- расширить возможности контроля космического пространства, включив в него окололунное пространство;
- подходить к вопросам контроля над вооружениями (читай – в космосе. – ВУ) и «правил дорожного движения» с только позиции интересов США и их союзников.
В «Руководстве по деятельности исполнительной власти» делается вывод, что Космические силы уже прошли этап становления, и теперь следует перейти к новому этапу повышения их эффективности на всём спектре. «Правительство США должно чётко и недвусмысленно заявить, что будет придерживаться политики, согласно которой Соединённые Штаты будут действовать в космосе по своему усмотрению, проводя операции силами и средствами, обеспечивающими эффективное сдерживание и способность навязывать свою волю в случае необходимости».
Для сравнения в «Рамочной стратегии для космической дипломатии», принятой в начале 2024 г. внешнеполитическим ведомством США, сказано, что, реализация стратегии космической дипломатии должна «способствовать продвижению в космической деятельности международного порядка, основанного на правилах», а также «укреплять понимание и поддержку космической политики и программ США».
Стоит вспомнить, что ещё летом Трамп пообещал в случае победы на выборах учредить Космическую нацгвардию. В свете рекомендаций от фонда «Наследие» такая идея не выглядит слишком экстравагантной.
Космическая тема в главе «Министерство обороны» не сводится лишь к вопросам использования возможностей «повзрослевших» Космических сил США. Надо отдать должное системному подходу и рекомендациям задействовать возможности космических технологий на всех направлениях деятельности Пентагона. Подчёркивается, что ВМС должны работать в тесном взаимодействии с Космическими силами США, а инвестиции в развитие системы противоракетной обороны – включать развитие космического сегмента.
Разведсообщество США должно объединиться в космосе
В докладе отмечается, что повышению эффективности использования космических технологий в целях получения разведывательной информации помогло учреждение в 2018 г. в аппарате директора Национальной разведки должности исполнительного директора по космосу. Это было сделано, поскольку «космос превратился в новейшую область ведения боевых действий, Китай развивает всё более эффективные космические и противокосмические технологии, а Россия предпринимает всё более агрессивные действия в космосе».
В результате координация разведывательных усилий на уровне космоса с позиции аппарата директора Национальной разведки признано эффективной моделью управления, так как такая модель отвечает необходимости координации деятельности 18 агентств, входящих в разведывательное сообщество США, а попытки Конгресса создать новые центры силы в этой области следует отклонять.
Что касается рекомендаций, акцент сделан на «расширении сотрудничества с партнёрами» и необходимости интеграции спутниковых возможностей министерства обороны и разведывательного сообщества. Предписывается отойти от старого подхода, основанного на ложных и даже опасных предположениях, что наиболее достоверная информация о космических угрозах добывается из наземных военных структур противника, разграничить возможности минобороны и разведывательного сообщества, а также делается посыл о преимуществах концептуальных разработок на уровне правительства для анализа угроз и принятия решений.
Разведсообществу рекомендовано «переориентироваться и устранить барьеры для обмена информацией и сотрудничества с Министерством обороны, а также использовать коммерческие возможности, которые могут быть адаптированы к задачам национальной безопасности». Если в основу концептуальных рекомендаций в первый срок президентства Трампа приводились «романтические» сравнения космической инфраструктуры с фортами на Диком Западе, то авторы «Мандата-2025» мыслят в категориях ХХI века. Они просто указывают на то, что «следует обратить внимание на необходимость защиты критически важных цепочек поставок и потребности в кибербезопасности, которые возникают в результате растущего объёма государственно-частного партнёрства на низкой околоземной орбите».
Маску сделают хорошо
Министерство торговли США является органом исполнительной власти, возможности которого в «обещании консерваторов» предписывается задействовать на космическом треке. Предлагается повысить статус Управления коммерческого космоса и перевести его в прямое подчинение министру торговли. Это управление находится в структуре Национального управления океанических и атмосферных исследований наряду с Национальной информационной службой по космическим данным об окружающей среде.
Предполагается, что управление должно стать для новой администрации инструментом разработки надёжной и единой общегосударственной коммерческой космической политики, которая укрепит лидерство США в одной из важнейших отраслей промышленности будущего. Президент должен поручить Управлению космической торговли совместно с Национальным космическим советом разработать общегосударственную политику в области лицензирования коммерческих космических операций и надзор за ними.
Так в чём проблема и почему составители доклада пишут об отсутствии «общегосударственной политики в области лицензирования коммерческих космических операций», в то время как весь мир принимает за «икону стиля» американскую модель коммерческого космоса? В «Мандате-2025» утверждается, что «в настоящее время в США не существует единой государственной политики в отношении коммерческих космических операций»!
Причина, по мнению аналитиков фонда «Наследия», в том, что выдача лицензий на использование радиочастотного спектра входит в обязанности Федеральной комиссии по связи (ФКС), которая в значительной влияет на определение космической политики. К Федеральному управлению гражданской авиации США в «обещании консерваторов» по части космоса нареканий нет. Это может показаться странным, так как именно оно отвечает за лицензирование космических пусков.
В «Мандате-2025», вышедшем, напомним, ещё в начале 2023 г., отмечается, что одним из самых значительных технологических достижений стало появление нового поколения спутников на низкой околоземной орбите – StarLink и Kuiper. ФКС же даётся рекомендация «ускорить работу по поддержке этой новой технологии, действуя более оперативно при рассмотрении и утверждении заявки на запуск новых спутников». В противном случае, как утверждается, Соединённые Штаты рискуют уступить космическое пространство, лидерство достанется компаниям, базирующимся в странах с более благоприятной нормативно-правовой базой.
* * *
Исходя из краткого анализа «космического фундамента», заложенного в первый срок администрации Дональда Трампа, и «технического задания» на опытно-конструкторскую работу по перестройке госаппарата от фонда «Наследия», космос внутри и вовне США ждут следующие сценарии:
- коммерческий космос в США получит дополнительный импульс, будут сняты многие бюрократические барьеры и бенефициарами станут прежде всего те, чьи проекты упомянут в «обещании консерваторов»;
- другие страны встанут на космическом направлении перед выбором – встроиться в американскую модель, получая услуги, стать партнёром второго уровня или же вступить в жёсткую конкурентную борьбу с американской космической монополией.
Единственным направлением, по которому возможно сотрудничество, – проблема космического мусора. Во-первых, на первом месте в задачах верхнего уровня в «Мандате 2025» по части космоса стоит «обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности в свете увеличения количества орбитального мусора». Во-вторых, это страх получить непоправимый урон для космической инфраструктуры, так как объекты космического мусора не будут выбирать между Starlink и спутниковыми группировками других стран.
Автор: Валентин Уваров, директор АНО «Исследовательский центр “Космическая экономика и политика”»