30.11.2020
Эшелонированная оборона
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Кори Шейк

Директор по исследованиям внешней и оборонной политики в Американском институте предпринимательства.

Джим Мэттис

Сотрудник Гуверовского института, бывший Министр обороны США.

Джим Эллис

Сотрудник Гуверовского института, возглавлял Стратегическое командование США.

Джо Фелтер

Сотрудник Гуверовского института.

Почему безопасность США зависит от альянсов – сейчас больше, чем когда-либо

Текст, важный для понимания разворачивающихся в США дебатов о национальной военной стратегии. Оппоненты Трампа опасаются, что его победившие противники не откажутся от части его постулатов.

Мир не становится безопаснее для США и их интересов. Ещё до пандемии коронавируса в Стратегии национальной обороны 2017 г. отмечались растущий глобальный беспорядок, долгосрочное стратегическое соперничество, быстрое распространение технологий и размывание военных преимуществ Соединённых Штатов как основные характеристики международной обстановки. Для защиты США необходима стратегия глубоко эшелонированной обороны, то есть идентификация и борьба с глобальными проблемами там, где они происходят, а не выжидание, пока они достигнут американского побережья.

Чтобы обеспечить эшелонированную оборону, недостаточно простого усиления вооружённых сил или дипломатии и других гражданских составляющих национальной мощи, хотя последняя задача является более актуальной.

Укрепление национальной безопасности нужно начинать с признания фундаментальной истины: американцы не могут защитить себя и свои интересы без помощи других.

Международная вовлечённость позволяет американцам видеть и действовать на расстоянии, пока угрозы только формируются, не дожидаясь, чтобы они достигли пугающего масштаба, а борьба с ними стала более затратной. Для ликвидации возникающих угроз необходима прозорливость, способность видеть за пределами своих границ, которая обеспечит раннее предупреждение и быструю адаптацию к непредвиденным событиям.

При всех возможностях Вооружённых сил США принципиальных противников Америки в значительно большей степени сдерживает сеть альянсов, а не военная мощь страны. Однако неспособность адекватно инвестировать в отношения с союзниками и партнёрами и сотрудничать с ними в формировании международной атмосферы несёт в себе риск эрозии этой сети – в результате сад, за которым давно ухаживали, начинают душить сорняки. Более того, в случае появления других, конкурирующих сетей альянсов может сформироваться международный порядок, из которого Соединённые Штаты будут просто исключены и не смогут влиять на исход событий.

США сегодня подрывают основы международного порядка, который явно благоприятствует американским интересам, абсолютно игнорируя тот факт, что эти альянсы и международные институты обеспечивают жизненно важную стратегическую безопасность. На практике «Америка прежде всего» означает «Америка в одиночку». Такой подход наносит ущерб способности страны решать проблемы до того, как они появятся на американской территории, и усугубляет опасность новых угроз.

 

Опасность «Америки в одиночку»

 

Сторонники подхода нынешней администрации, по-видимому, считают, что у других стран нет иного выбора, кроме как прислушиваться к пожеланиям Вашингтона и сотрудничать на его условиях. Это заблуждение. У суверенных государств всегда есть выбор: идти на компромисс с агрессором, действовать вопреки интересам США, не оказывать помощь, необходимую Вашингтону, и сотрудничать между собой в тех сферах, где не задействована Америка. В противном случае можно спровоцировать противников, которые станут проверять надёжность американских обязательств.  

Даже Соединённые Штаты не настолько сильны, чтобы защитить себя собственными силами. Им нужна помощь для поддержания привычного образа жизни. Сотрудничество со странами-единомышленницами в сохранении международного порядка, который обеспечивает взаимную безопасность и процветание, – эффективный способ получить такую помощь.

Но нужно избежать соблазна добиться максимальной выгоды для США за счёт стран, которые разделяют их цели. Вместо этого следует приложить усилия, чтобы расширить группу государств, готовых взаимодействовать с Америкой ради общего блага.

Для союзнических отношений требуется стратегия передовых рубежей, подразумевающая присутствие американских дипломатов и военных в Азии, Европе и на Ближнем Востоке, чтобы подкрепить надёжность американских обязательств. Такое присутствие в сочетании с союзническими отношениями создаёт преграду для новых угроз, защиту от шоковых ударов и систему раннего предупреждения, которая обеспечит время и пространство для манёвра в случае опасности. С этой точки зрения сегодня отказываться от вмешательства США в Афганистане, Ираке и других странах как от «бесконечных», или «вечных», войн – как делают Дональд Трамп и избранный президент Джо Байден – неверно. Речь идёт о поддержке дружественных правительств, которые пытаются взять под контроль собственную территорию. В интересах Вашингтона дать им возможность справиться с угрозами, которые касаются американцев. Работа не быстрая и не линейная, но это инвестиции в безопасность и прочные отношения, что более предпочтительно, чем необходимость бесконечно противостоять угрозам в одиночку.

Союзники дополняют военную мощь США. Стратегия национальной обороны 2017 г. строилась на идее увеличения реальных военных расходов на 3–5 процентов в год. Это идея исходила не из политических реалиий, а из нового фокуса на партнёрствах, которые позволят снизить требования к американским силам, поскольку безопасность – командный вид спорта. Однако требуются существенные инвестиции в создание сильных и готовых помочь союзников, в переговоры и имплементацию международных правил и практик в целях сдерживания противников, в поддержание устойчивой индустриальной базы, которая удовлетворит военные нужды США, а также их ключевых партнёров. В своё время эти инвестиции не просто окупятся, они позволят союзникам разделить бремя затрат.

Военные ресурсы не могут заменить многие невоенные составляющие национальной безопасности: дипломатов из Госдепартамента, экономистов из Минфина и ФРС, специалистов по переговорам из офиса торгового представителя США, экспертов по здравоохранению из центров по контролю за заболеваемостью, юристов Международного арбитражного суда, финансистов из Экспортно-импортного банка и Агентства по международному развитию, а также специалистов по технологиям из Федеральной комиссии по связи.

Можно привести много аргументов в пользу инвестиций в эти инструменты. Вооружённые силы обладают всё меньшими возможностями и теряют легитимность, отступая от своих основных функций. Министерство обороны способно укрепить позиции дипломатов за рубежом и оказать поддержку гражданским ведомствам дома, оказывая содействие в таких сферах, как логистика, защита от опасных биологических и химических веществ, а также чрезвычайных ситуациях. Пентагон должен оказывать поддержку, а не требовать её сам, всячески избегая политизации своих действий, как в инциденте с Трампом на Лафайет-сквер в июне. Такое балансирование американской повестки безопасности уменьшит значимость военного элемента, но не ослабит оборону, невоенные источники обеспечат свой многообразный и не менее эффективный вклад. Это позволит не допустить чрезмерного влияния военных, которое может подорвать американские традиции гражданского управления и преимуществ свободного общества.

Пересмотр подхода к национальной безопасности необходим, когда речь идёт о поддержании сети альянсов и партнёрств. Милитаризация национальной безопасности может снизить привлекательность американской модели, благодаря которой другие страны обычно готовы поддерживать политику США. Она также может привести к нездоровому разделению труда между союзниками: Соединённые Штаты возьмут на себя непропорциональный риск за военный результат, а их союзники сосредоточатся на помощи в развитии и управлении.

 

Конец «Америки прежде всего»

 

Главную внешнюю угрозу для США сегодня представляет агрессивность и ревизионизм Китая – единственной державы, которая в состоянии подорвать американский образ жизни. Однако целью Соединённых Штатов должно быть не только сдерживание войны между великими державами, но и стремление к миру между ними и сотрудничеству в продвижении общих интересов. Для этого особенно важны альянсы и партнёрства США.

Для реализации американской военной стратегии в Азии потребуются изменения и улучшения по ряду фронтов: более эффективное ядерное сдерживание, расширение возможностей в космосе и в киберпространстве, кардинальное совершенствование возможностей по проецированию военной мощи и готовность переносить ресурсы с менее приоритетных задач. Поскольку Китай использует асимметричные стратегии и технологические инновации, США нужен всеобъемлющий подход по восстановлению того, что традиционно считалось их конкурентным преимуществом. Природа конкуренции кардинально изменилась после холодной войны: раньше борьба за технологическое доминирование разворачивалась в секретных национальных лабораториях и на спонсируемых государством предприятиях, сегодня передовые технологии для военного применения разрабатываются в коммерческом секторе, драйвером прогресса стал потребительский спрос, а не правительственная директива. Технологии должны быстро встраиваться в системы вооружений и другие оборонные платформы, чтобы обеспечить возможности для новых оперативных концепций и доктрин.

Императивом должно стать сохранения альянсов в Азии, особенно с Австралией, Японией и Южной Кореей; укреплять отношения с такими партнёрами, как Индия, Индонезия и Вьетнам, у которых есть общие интересы – свободный и открытый регион, полноценная работа в международных организациях, чтобы Китай не мог манипулировать ими в противостоянии с США. Эти партнёрства также важны, когда речь идёт об укреплении и диверсификации цепочек поставок и уменьшении зависимости страны от товаров и материалов из Китая (в первую очередь редкоземельных элементов). Пандемия продемонстрировала актуальность этой проблемы.

Соединённые Штаты не должны заставлять страны выбирать между двумя ключевыми державами. Подход «с нами или против нас» сыграет на руку Китаю, потому что экономическое процветание американских союзников и партнёров базируется на прочных торговых и инвестиционных отношениях с Пекином.

Считать страны пешками в соперничестве великих держав – неверный подход, нужно акцентировать внимание на общих нормах поведения и подталкивать других к формулированию представления о собственном суверенном будущем и предпочтительных видах партнерства.

Это также позволит расширить пространство для сотрудничества, в котором смогут взаимодействовать все те, кто поддерживает основанный на правилах миропорядок, продвигая общие интересы. Добиться сотрудничества разных идеологических систем трудно, но необходимо. Нужны возможности для взаимодействия с Китаем в сферах совпадения интересов, включая пандемию, изменение климата и ядерную безопасность.

В январе, когда президент Джо Байден и его команда по национальной безопасности начнут переоценивать американскую внешнюю политику, мы надеемся, они быстро пересмотрят стратегию нацбезопасности, чтобы удалить из неё принцип «Америка прежде всего» и восстановить сотрудничество в сфере безопасности, которое многие десятилетия служило интересам США. Лучшая стратегия обеспечения безопасности и процветания – сочетать наращивание американской военной мощи с расширением гражданских инструментов и восстановлением сети прочных альянсов. Обе эти составляющие необходимы для эшелонированной обороны. Пандемия напомнила нам, что бывает, если ждать, пока проблемы затронут нас самих.

Перевод: Елизавета Демченко

Foreign Affairs

Большая стратегия устойчивости
Ганеш Ситараман
В истории США не раз возникали моменты политической перегруппировки, когда рушится консенсус, характерный для прошлой эпохи, и появляется новая парадигма. Либеральная эра, начатая президентом Франклином Рузвельтом, определяла политику страны целое поколение. Затем в 1980-е гг. ей на смену пришла неолиберальная волна. Сегодня и она отступает: парадигмальный сдвиг ускорился после избрания Дональда Трампа и наступления хаоса, вызванного пандемией коронавируса.
Подробнее