Сегодня на Восточном экономическом форуме во Владивостоке будет представлен доклад, выпускаемый под эгидой Валдайского клуба под общим заголовком «К Великому океану». Это был лозунг российских инженеров, офицеров и рабочих, строивших на рубеже XIX и XX вв. Транссибирскую магистраль. Теперь уже ясно, что без нее вряд ли страна сохранила бы свои восточные территории. Сибирь, Дальний Восток всегда были стратегическим тылом России. Но лишь недавно — и с опозданием — мы, похоже, начали понимать, что благодаря взрывообразному подъему Азии регион получил мощные конкурентные преимущества, он может и должен стать ведущим в развитии страны.
Новый тур экономического движения к Востоку был задуман десять лет тому назад, а провозглашен и начат совсем недавно — в 2012–2013 годы. Дальний Восток развивается вдвое быстрее, чем страна в целом. Создана правовая, управленческая инфраструктура поворота на Восток, открываются десятки новых предприятий.
Высшее руководство и растущая часть элиты страны уже не считают Россию как последние триста лет окраиной и ученицей Европы, готовой за движение к центру платить «учителю», но ключевым звеном формирующегося на глазах нового центра мира – партнерства Большой Евразии». Россия начинает возвращаться к себе, равно используя и свое европейское и азиатское месторасположение и наследие. Второго она долго стыдилась. Но Азия становится ведущим источником экономического и технологического развития, капиталов и идей. И сейчас условный центр мировой экономики сместился из Атлантики в центр Евразии и упорно движется к Востоку.
Вот только дальнейшее движение начало упираться в человеческие, культурные, образовательные, идейные ограничения. Для многих дальневосточников поворот на Восток еще не стал «своим», не увлек. К тому же плохо используются их знания, опыт, в том числе в отношениях с азиатскими соседями.
Для многих россиян в центре Дальний восток — это что-то далекое и даже опасное, отвлекающее от привычного движения к Европе, хотя потенциал этого движения во многом исчерпан. Мы получили от Запада всё, что хотели, — рыночную экономику, более комфортную жизнь. А сама Европа начала развиваться в направлении, малоприемлемом или ненужном для большинства россиян. К тому же, она вошла в длительный многоуровневый кризис и перестает быть дееспособным, а для многих и привлекательным, партнером.
В Азии же — бездонные рынки. И сближение с ней не угрожает суверенитету и системе ценностей большинства россиян. За ней будущее. Для того чтобы двигаться к Азии успешно и эффективно, необходимо знать ее. А для этого — резко увеличивать количество уроков по азиатской истории и культуры в школе. В разы нужно усилить подготовку востоковедов. В докладе есть утверждение — и оно лишь отчасти шутливое — что, если мы не будем растить и кормить своих востоковедов, придется кормить чужих.
Двигаясь к Азии, России, естественно, нельзя уходить от своей европейской культуры и истории, сделавшей нас великой державой. Но у европейских соседей — трудные времена. Нужно предложить им совместное движение к строительству с азиатскими партнерами Большой Евразии.
А в национальное самосознание должна быть возвращена блистательная и увлекательная история русского освоения Сибири и Дальнего Востока, их динамичная и всё более насыщенная нынешняя жизнь. Необходимы и специальные усилия по интеграции наших тихоокеанских, сибирских и центральных элит друг с другом и с азиатскими. Тем более что в Азии в силу особенностей менталитета личные связи и доверие значат гораздо больше, чем на Западе.
Сегодня мы, сохраняя приобретения, полученные в плодотворный европейский период своей истории, возвращаемся к двуединой сущности России, возвращаемся домой. Это выгодно, перспективно и должно стать общенациональной задачей.