После финансового кризиса 2008 года мир стал свидетелем изменения глобальной обстановки, мировой экономики и регулярных технологических сбоев. Пандемия, соперничество великих держав и события в Европе лишь ускорили появление нового мирового порядка.
Формирующийся мировой порядок характеризуется волатильностью, неопределённостью, сложностью и неоднозначностью. Основы мироустройства пошатнулись. Будущее выглядит неопределённым. Несмотря на прогресс, мы живём на грани неопределённости, нерешённых вопросов и споров, конфронтации и претензий, столкновений идей и конкурирующих моделей.
Мир наблюдает взаимную незащищённость и рост военных расходов, особенно в Европе, внутренние процессы, переходящие во внешние конфликты, новые линии разлома в торговле и конкуренцию в отношении всеобщего достояния. Мы также видим приоритет экономической и военной силы над международными нормами.
Тем не менее у всех нас имеются общие проблемы, это в том числе – угроза терроризма и экстремизма, долгосрочные последствия пандемии для глобальной системы здравоохранения, изменение климата, рост цен на энергию, отсутствие продовольственной безопасности и так далее.
Мы живём в мире взаимозависимости. “Vasudhaiva Kutumbakam” («Одна Земля, одна семья, одно будущее») – главная тема председательства Индии в «Группе двадцати», и она определяет характер сотрудничества, в котором мы нуждаемся, поскольку ни одна нация не может справиться с общими проблемами в одиночку.
К сожалению, растущий национализм, авторитаризм и билатерализм быстро меняют сложившийся ландшафт международной безопасности в формирующемся многополярном мире. Мы являемся свидетелями новых геополитических и стратегических союзов, конкурентной и конфронтационной деятельности государств, стирающей грань между миром и войной.
Международное развитие обычно связывают с постепенным ослаблением так называемой комплексной мощи государства, что приводит к относительному упадку США в сочетании с ростом могущества Китая и его «безграничного» партнёрства с Россией, а также к усилению нескольких региональных игроков – ЕС, Турции, Ирана, Саудовскй Аравии, Индии, Бразилии, Нигерии, Индонезии, Японии и Австралии.
В результате экономического возрождения Индо-Тихоокеанского региона глобальный экономический и политический центр тяжести сместился в его сторону. В этот регион входят семь крупнейших экономик мира и члены «Большой двадцатки», а именно Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Австралия, Индонезия и США. Сдвиг происходит не только из-за возрождения Китая, но и из-за подъёма Индии.
В Индо-Тихоокеанском регионе сосредоточены многие важные мировые цепочки поставок. Через него проходит большая часть мировой торговли.
В настоящее время в регионе наблюдается усиление конкуренции за установление правил и создание новых норм, а также за перестройку архитектуры экономики и безопасности. К существующим структурам безопасности и экономики (региональный форум АСЕАН, Восточноазиатский саммит и другие), добавились инициатива «Пояс и путь», ВРЭП, Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве, Quad, AUKUS, а теперь и Индо-Тихоокеанская экономическая структура (IPEP).
Китай является крупнейшей экономикой в регионе и крупнейшим инвестиционным и торговым партнёром. Хотя экономическое партнёрство с Китаем остаётся привлекательным для большинства стран региона, соседи столкнулись с тем, что Китай превращает свой экономический вес в стратегическое влияние. Это, наряду с растущими военными возможностями НОАК, ограничивает стратегическое пространство и увеличивает китайскую угрозу в восприятии соседей.
Пекин пытается изменить существующий статус-кво и переформулировать международные нормы, причём делает это всё более напористо и агрессивно. Следовательно, соседи рассматривают его как стратегическую угрозу.
Китай стремится стать единственной доминирующей державой в Азии и державой номер один в мире к 2049 году. Это национальная цель, также известная как «Китайская мечта».
Однако это неприемлемо для его соседей, особенно для такой крупной страны, как Индия.
Из-за стратегической конкуренции в Индо-Тихоокеанском регионе у нас есть несколько потенциальных горячих точек – Южно-Китайское море, Восточно-Китайское море, Тайваньский пролив и линия фактического контроля между Китаем и Индией.
США активизировали сеть региональных союзов со странами Восточной/Юго-Восточной Азии и сотрудничают с Индией, чтобы сохранить свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион. Индия считает этот регион пространством возможностей для своего экономического развития.
Южная Азия погрязла в политической нестабильности, пограничных спорах, миграции, трансграничном терроризме, распространении радикальных идеологий, а теперь к этому прибавился экономический кризис на Шри-Ланке и в Пакистане. Регион слабо взаимосвязан с точки зрения внутрирегиональной торговли. Стратегические эскапады Китая и его стремление усилить зависимость небольших стран, в том числе в регионе Индийского океана, меняют стратегический баланс вразрез с интересами Индии.
Индия находится на пороге реализации своих амбиций стать ведущей державой. Страна переживает всестороннее национальное развитие. Она перешла к активной и напористой дипломатии и расширяет возможности сдерживания. Индия также продемонстрировала решимость защищать свою территориальную целостность и основные интересы.
Государства Южной Азии/прибрежные страны Индийского океана в значительной степени признают лидерство Индии и воспринимают её как потенциального «провайдера безопасности» в регионе.
Однако на своих континентальных границах Индия сталкивается с острой стратегической конкуренцией и досадными гибридными угрозами, которые создают огромные проблемы для национальной безопасности. В прошлом Индия вела войны из-за неурегулированных границ с Китаем и Пакистаном.
Агрессивные провокации Народно-освободительной армии (НОАК) Китая на линии фактического контроля и гибридная война Пакистана через линию контроля не ослабевают. Растущие амбиции НОАК на линии фактического контроля и стратегическая динамика китайско-пакистанского экономического коридора делают особенно важным аспект безопасности в отношениях между Индией, Китаем и Пакистаном.
Растущее влияние Китая в соседних с Индией странах (Афганистан, Иран, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш и Мьянма, попытки подчинить себе Бутан) создают серьёзные проблемы для влияния Индии в Южной Азии.
До сих пор Индия хорошо справлялась с трудностями. В прошлом она всегда следовала политике стратегической автономии. Эта политика выдержала испытание временем и хорошо служила национальным интересам. Недавним примером является увеличение торговли энергоресурсами между Индией и Россией, а также переговоры о соглашении, которое облегчило бы участие их национальных валют в двусторонней торговле.
Несмотря на проблемы, идея перехода Индии от балансирования к роли одной из ведущих сил влечёт за собой развитие всеобъемлющей национальной мощи, три столпа которой – экономическое развитие, дипломатия и сдерживание.
Автор: Ракеш Бхадаурия, генерал-майор в отставке, директор Центра стратегических исследований и моделирования Объединённого института оборонных исследований Индии (Нью-Дели).
Международный дискуссионный клуб «Валдай»