Западные СМИ обвиняют официальный Будапешт не только в слишком тесных связях с Россией, но и в продвижении китайских интересов в Европе. На протяжении последних лет Венгрия и Китай демонстрировали готовность наращивать экономическое сотрудничество, основанное на прагматизме. Получится ли у стран углубить двусторонние отношения, во многом зависит от политических решений крупнейших европейских и мировых экономик. Журнал «Россия в глобальной политике» совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» продолжает публикацию серии статей об изменениях на международной арене.
У Венгрии и Китая схожие подходы к конфликту на Украине. Будапешт поддерживает план мирного урегулирования, предложенный Пекином, выступает против поставок вооружений украинской стороне и дальнейшей эскалации военных действий. По мнению венгерского правительства, главной задачей на сегодняшний день является преодоление экономических последствий конфликта в Европе и защита интересов венгерских граждан.
В своей речи в Женеве в марте 2023 г. министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто выступил против попыток разорвать экономические связи между Востоком и Западом, заявив, что существует реальная опасность нового блокового противостояния, как это уже происходило во время холодной войны, а прекращение сотрудничества между Европейским союзом (ЕС) и Китаем, по мнению венгерской стороны, может подорвать экономику всего континента.
Министр отметил, что Европа столкнулась с самым серьёзным вызовом в новейшей истории с точки зрения безопасности и экономики, поэтому именно сейчас существует особая потребность в разуме и здравом смысле, а не в идеологических и догматических подходах. Развитие венгеро-китайских отношений в последние годы продемонстрировало желание двух стран развивать взаимовыгодное сотрудничество именно на таких основах.
В 2010 г. премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о том, что Венгрия будет налаживать более тесные экономические связи с восточными партнёрами в рамках внешнеполитической стратегии «Открытость на Восток». В 2012 г. при активном участии Венгрии была оформлена платформа для сотрудничества «16+1» (в дальнейшем расширилась до «17+1») – это ежегодные саммиты государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Китая с целью обсуждения инвестиционных проектов. Венгрия стала первой европейской страной, которая в июне 2015 г. официально присоединилась к китайскому проекту «Нового шёлкового пути».
Венгерское руководство, исходя из выгодного географического положения страны и её инфраструктуры, видит перспективу создания торгового коридора из Азии в Европу именно через Венгрию, что на долгие годы обеспечило бы её экономический рост, а также позволило Китаю расширить своё присутствие на рынках ЦВЕ.
В октябре 2015 г. в Будапеште открылся первый офис Bank of China[1].
В ноябре 2015 г. премьер-министр Орбан и президент банка Гуоли подписали Меморандум о взаимопонимании, по которому Венгрия приобретала государственные облигации в юанях (Венгрия стала первой страной в ЦВЕ, оформившей подобную сделку).
На конец 2015 г. объём двусторонней торговли между Венгрией и КНР составил порядка 6,7 млрд долларов США. В 2020 г. эта цифра достигла уже 10 млрд долларов, из них 8,5 млрд – китайский импорт, что говорит о существующей диспропорции сальдо внешнеторгового баланса; а за первую половину 2022 г. двусторонний товарооборот приблизился к отметке в 6,5 млрд долларов США.
Сумма накопленных инвестиций из Китая в Венгрию на 2022 г. составила почти 4 млрд долларов, при этом почти половина от этой суммы – приобретение в 2011 г. за 1,6 млрд долларов химической компании BorsodChem китайской Wanhua. Главные инвесторы в Венгрию из КНР: Huawei, ZTE, Lenovo, Sevenstar Electronics Co., BYD Electronics и Comlink.
Среди крупных венгеро-китайских проектов выделяются следующие:
1) Модернизация железной дороги Будапешт – Белград.
В реализации проекта участвуют государственные железнодорожные корпорации Венгрии и Китая, а также сербская Zeleznice Srbije. Цель КНР – облегчить транзит товаров из греческого порта в город Пирей через Балканы в страны Центральной Европы и рынки государств Причерноморья.
Из-за коронавируса завершение проекта перенеслось до 2025 г., при этом аналитики считают предприятие убыточным. Но для китайской стороны данный проект важен с точки зрения политического престижа, как демонстрация серьёзных намерений и способностей КНР в создании современной инфраструктурной сети внутри Европейского союза.
Если Китай сможет успешно осуществить данный проект в Венгрии, то более вероятным становится получение разрешения от Европейской комиссии на реализацию похожих инициатив в других странах ЕС.
Открытым остаётся вопрос, чем будет расплачиваться Венгрия за китайские кредиты в случае экономического кризиса у себя в стране. Так, уже упомянутый порт Пирей, в настоящее время принадлежит китайской компании China Ocean Shipping Co., хотя раньше находился в государственной собственности правительства Греции.
2) Строительство современного завода по производству электрических аккумуляторов в Дебрецене.
Венгерское руководство давно рассчитывало, что Китай переключится на производство определённых товаров за границей, а Венгрия станет одной из целевых стран такой переориентации. В августе 2022 г. китайская компания Contemporary Amperex Technology объявила о намерении инвестировать почти 8 млрд долларов в строительство второго европейского завода для производства аккумуляторов в Южном промышленном парке венгерского города Дебрецен (первый завод находится в Германии).
После визита министра внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в КНР 15 мая 2023 г. появилась информация, что китайская компания Eve Power, девятый по величине в мире производитель электрических аккумуляторов, также решила построить свой первый европейский завод в Дебрецене. Сумма инвестиций оценивается в 1 млрд евро.
По словам министра Сийярто, такие беспрецедентные инвестиции из Китая помогут венгерской экономике, в отличие от других европейских стран, избежать рецессии в 2023 году. Эти проекты, по его словам, оживят автомобильную промышленность Евросоюза, и в первую очередь немецкую. А для Будапешта это чрезвычайно важно, так как у крупных автомобильных концернов из Германии, Mercedes и Daimler, есть крупные заводы в Венгрии.
До пандемии COVID-19 сумма китайских инвестиций в Европу с 2010 г. составила более 348 млрд долларов США (в большей степени в так называемую «большую тройку» – Великобританию, ФРГ и Францию), при этом Китай приобрёл, по некоторым оценкам, до 350 европейских компаний. Такая активность на европейском рынке, а затем и пандемия заставили ЕС пересмотреть своё отношение к сотрудничеству с Китаем. Из формата «17+1» вышли страны Прибалтики, к китайским инвесторам стали относиться с подозрением. По мнению европейских политиков, излишняя вовлечённость Китая в европейскую экономику в дальнейшем может позволить Пекину влиять на принятие решений Брюсселя.
Однако возможная рецессия и принятый Соединёнными Штатами Америки в августе 2022 г. Закон о снижении инфляции вынуждает Евросоюз снова налаживать отношения с Пекином. Позиция Китая по украинскому кризису не помешала немецкому канцлеру Олафу Шольцу провести переговоры с Си Цзиньпином в ноябре 2022 г., а главам Франции, Италии, Голландии и Испании встретиться с ним на саммите G20.
Однако военная поддержка Украины заставляет лидеров Евросоюза маневрировать между прагматичным взглядом на складывающуюся обстановку и желанием принудить КНР встать на «правильную» (по мнению европейских политиков) сторону истории. 5 апреля Эммануэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен посетили Пекин для обсуждения ряда двусторонних вопросов. Несмотря на то, что главной целью поездки было объявлено стремление к возобновлению экономических и дипломатических контактов с КНР после пандемии коронавируса, очевидно, что в первую очередь обсуждался подход Китая к украинскому конфликту.
***
Сближение Венгрии с Китаем является результатом стратегии «Открытость на Восток» правительства Венгрии, которая сочетается с концепцией Пекина «Пояс и путь». Виктор Орбан с 2010 г. стремится ослабить политическую и экономическую зависимость от Брюсселя и привлечь дополнительные средства на развитие венгерской инфраструктуры[2] и промышленного сектора страны. Ещё в 2018 г. Орбан отмечал, что средств из европейских фондов не хватает для реализации всех проектов правительства (не говоря о том, что эти средства для Венгрии часто заморожены). На повестке дня венгерского руководства – не поставка вооружений, а защита своих граждан, пострадавших от повышения цен на энергоресурсы и рекордной за долгие годы инфляции.
Поэтому официальный Будапешт выступает за скорейшие мирные переговоры между Россией и Украиной и новую активизацию экономических отношений ЕС и КНР. Венгрия стремится к сотрудничеству с Китаем и вместе с ним выступает против блокового противостояния великих держав. Ожидается, что в ближайшее время Виктор Орбан посетит Пекин и обсудит новые возможности для развития сотрудничества между странами. Но не всё зависит от готовности Орбана и дальше развивать двусторонние отношения с китайскими партнёрами.
Членство Венгрии в ЕС ограничивает возможности её руководства в расширении связей с Поднебесной. Будапешт до сих пор не получил в полном размере выделенные стране средства из Европейского фонда развития, что может влиять на решения венгерского правительства. А Европейская комиссия вполне способна затормозить новые венгеро-китайские инфраструктурные проекты.
На долгосрочные отношения Евросоюза и Китая, несомненно, окажет влияние и саммит G7, который состоялся 18–21 мая в Хиросиме. Страны «семёрки» заявили о намерении бороться с «нерыночными практиками» Китая и «повышать устойчивость к экономическому принуждению». В ответ МИД КНР сделал соответствующее заявление. Европейские политики в очередной раз «выстрелили себе в ногу», пожертвовав экономическими показателями в угоду идеологической борьбе.
[1] В 2023 г. в Венгрии также начал свою деятельность China Construction Bank.
[2] В 2017 г. Венгрия стала членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.