03.06.2014
«Золотая акция» Москвы в будущем конфликте
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Геворг Мирзаян

Научный сотрудник Института США и Канады РАН, научный сотрудник Института перспективных гуманитарных исследований и технологий (ИПГИТ) МГГУ им. М.А. Шолохова.

В конце прошлой недели японский премьер-министр выступил с речью, которую уже окрестили «Доктриной Абэ». К радости японских правых и националистических сил Синдзо Абэ заявил, что Япония отказывается от пассивной дипломатии, которую она проводила после окончания Второй мировой войны, и намерена играть большую роль в региональной политике. Поскольку основным противником Японии является Китай (который в последнее время предпринял ряд агрессивных, по мнению японцев, шагов в регионе), Синдзо Абэ намерен помочь всем странам Восточной Азии, имеющим территориальные споры с Китаем. «Япония окажет максимальную поддержку усилиям стран АСЕАН по обеспечению безопасности морей и небес (речь, видимо, идет об отказе стран региона признавать введение Китаем своей опознавательной зоны ПВО над  Южно-Китайским морем — Эксперт Online), а также поддержании свободы навигации и полетов», — заявил японский премьер.

Кроме того, японцы заявили о намерении активизировать сотрудничество с региональными странами и в военно-политической сфере. Особое внимание Токио уделяет Вьетнаму — традиционному врагу Китая — и Филиппинам. Японские официальные лица зачастили в Ханой и Манилу, а правительство Страны восходящего солнца предлагает тамошним лидерам заключить весьма интересные экономические соглашения. Вьетнаму японцы предлагают продать патрульные катера береговой охраны (вьетнамцы надеются получить их в следующим году) и обучать тамошних моряков, а филиппинцам — дать кредит в 183 миллиона долларов для покупки 10 японских кораблей. В Японии создается специальное агентство со штатом в 2000 человек, которое будет координировать вопросы оружейного экспорта и импорта, а также защищать интересы компаний японского ВПК за рубежом. Напомним, что еще в марте Токио отменил ряд взятых на себя односторонних ограничений по экспорту вооружений, и теперь вполне может спокойно вооружать тот же Вьетнам.

Активизация японской внешней политики произошла не только из-за агрессивных действий китайцев (введение зоны ПВО, демонстративное строительство буровой платформы в водах, на которые претендует Вьетнам, активизация претензий на контролируемые японцами острова Сенкаку) и но и из-за пассивности американцев в период президентства Барака Обамы. Японцы не уверены в том, что США смогут и дальше выполнять условия американо-японского соглашения и защищать японские острова. Об этом, по крайней мере, японцы судят по американской внешней политике в последние годы, и особенно на примере украинского кризиса. Соединенные Штаты продемонстрировали, что не готовы предпринимать самые решительные действия в защиту своих союзников. В Токио не уверены, что США точно так же не отделается показательными санкциями в случае обострения японо-китайских морских или территориальных противоречий. Особенно учитывая тот факт, что для Соединенных Штатов Китай является одним из ключевых экономических партнеров, и китайское лобби в Вашингтоне крайне влиятельно.

В итоге Соединенные Штаты оказались перед дилеммой. С одной стороны, они сейчас не готовы предпринимать какие-то активные действия против Китая. Прежде всего потому, что у них на это нет сил — США завязли в Афганистане, Сирии, Иране и особенно на Украине. К тому же они не могут себе позволить одновременно идти на конфликт с Китаем и Россией, поскольку этом случае возможно возрождение кошмара американских политиков 50-х годов — советско-китайского альянса. Ну и, наконец, Вашингтон просто не может себе позволить пойти на конфликт с важнейшим экономическим партнером и крупнейшим держателем американских долговых обязательств. Однако если США не будут предпринимать какие-то действия в защиту интересов Токио, то они попросту рискуют упустить Японию из своей стратегической орбиты. Это опасно, поскольку ремилитаризация Страны восходящего солнца не только вызовет по «принципу домино» региональную гонку вооружений, но и может серьезно изменить японскую внешнюю политику (японский менталитет больше не будет сдерживаться рамками конституции). Поэтому Вашингтон принял, по его мнению, самое оптимальное решение — выждать и поддержать Японию морально. На саммите в Сингапуре министр обороны США выступил с крайне жесткой речью в адрес Китая. «За последние несколько месяцев Китай, демонстрирующий свои претензии в Южно-Китайском море, пошел на ряд односторонних действий, серьезно дестабилизирующих обстановку в регионе», — заявил Чак Хейгел, и отметил, что Вашингтон не отвернется и не «станет смотреть в другую сторону» когда китайцы  нарушают международные договоры и обязательства. Китайские генералы, вынужденные слушать упреки американского министра с  трибуны, были полны негодования. «Его речь полна высокомерия, подстрекательств, угроз и запугивания. Высказывания абсолютно неконструктивны, оскорбительны и к тому же сделаны публично. Эти обвинения беспочвенны и беспричинны», — возмущался замначальника китайского Генштаба Ван Гуаньчжун.

У Китая своя концепция региональной безопасности. Ее смысл в том, что страны региона должны решать свои проблемы сообща, без участия «внешних сил», под которыми китайцы, понятно, подразумевают Соединенные Штаты. Долгие годы Пекин целенаправленно трудился над тем, чтобы снизить уровень американского военно-политического присутствия в Восточной Азии. Именно поэтому, в частности, китайцы так нервно реагируют на северокорейские провокации — агрессивная политика покойного Ким Чен Ира и нынешнего вождя КНДР, его сына Ким Чен Ына, является наглядным обоснованием необходимости присутствия вооруженных сил США в Южной Корее и Японии. И сейчас китайцы ждут, в какую сторону будут развиваться американо-японские отношения — не исключено, что японцы сами, своими руками изгонят США из региона.

Для России же активизация противоречий в юго-восточной Азии несет новые возможности. Благодаря своему географическому положению и запасам природных ресурсов Москва обладает «золотой акцией» в будущем конфликте — сторона, которая перетянет ее на свою сторону, будет иметь колоссальное преимущество. Именно поэтому России нужно продолжать балансировать и, несмотря на заключенное недавно важнейшее соглашение с Китаем, сотрудничать и с Токио, и с Пекином. Даже если кто-то в этих столицах будет высказывать недовольство подобной позицией.

| Эксперт