Буквально с разницей в неделю в космосе произошли два события, которые невозможно назвать достижениями в этой сфере, но результатами космической деятельности – вполне. В первом случае космический мусор пополнился новым объектом, даже набором объектов, а из-за второго – могла произойти нештатная ситуация на Международной космической станции (МКС).
10 ноября 2023 г. грузовой корабль «Прогресс МС-24» провёл манёвр уклонения МКС от возможного столкновения с космическим мусором. Как говорится в сообщении Роскосмоса, двигатели корабля, пристыкованного к служебному модулю «Звезда» российского сегмента МКС, включились и, выдав импульс, увеличили среднюю высоту орбиты станции на 900 м.
2 ноября во время выхода в открытый космос астронавтов НАСА Жасмин Могбели и Лорал О’Хара «непреднамеренно потеряли сумку с инструментами». Конечно, диспетчерам НАСА виднее, так как именно они заметили сумку с инструментами с помощью внешних камер станции. Одно утешает, и это отмечено на сайте НАСА, что «инструменты не понадобились до конца выхода в открытый космос». Центр управления полётами в Хьюстоне проанализировал траекторию полёта космического аппарата и определил, что риск «повторного контакта» сумочки со станцией невелик: экипаж на борту и космическая станция находятся в безопасности, никаких действий не требуется.
В НАСА действительно работают настоящие джентльмены, и они постарались как могли скрасить досадную оплошность «астродам». В том же сообщении подчёркивается, что Могбели и О’Хара находятся в разгаре научной миссии, живут и работают на борту лаборатории микрогравитации, чтобы продвигать научные знания и демонстрировать новые технологии для будущих миссий, включая лунные в рамках программы «Артемида».
Думаю, что если бы это произошло по вине наших «космомужиков», то им, скорее всего, досталось бы по полной «гравитации». Возможно, что шума вокруг уклонения МКС от космического мусора и напоминания о сбитом Россией в 2021 г. спутнике в этот раз со стороны наших партнёров по МКС не было из-за стыда за свою оплошность. Понятно, что государству, претендующему на лидерство в космосе, неприятны даже мелкие промахи – о них хочется поскорее забыть. (Впрочем, забыть хочется и том, что Россия провела свои испытания уже после того, как другие страны осуществили аналогичные эксперименты – США в 1985 и 2008 гг., Китай в 2007-м и Индия в 2019 году).
Стоит также заметить, что если «дамская сумочка» и улетела от самой МКС, то это не означает, что ничего уже никому не прилетит в радиусе 160–2000 км от поверхности Земли. Именно здесь, на низкой околоземной орбите (НОО), обретаются несколько тысяч спутников, входящих в системы связи и дистанционного зондирования. В свою очередь на каждый живой спутник на НОО приходится порядка ста разного размера объектов космического мусора от 1 см и больше, каждый из которых может нанести серьёзное повреждение космическому аппарату или уничтожить его. Для наглядности можно привести следующее сравнение. Если в земных условиях сумка с инструментами попадёт в движущийся автомобиль, то в автосервисе его можно будет отремонтировать. Попади такая сумка в запущенный Маском электромобиль – шансов продолжить свой полёт у Tesla Roadster не было бы. Каждый из объектов крупнее 10 см в количестве более 20 тысяч, находящихся на НОО, при столкновении гарантированно уничтожит космический аппарат.
Кстати, сумки женщины теряют в космосе уже второй раз. Тоже в ноябре, но 2008 г., когда астронавты работали в открытом космосе рядом с МКС, член американского экипажа Хайдемари Стефанишин-Пайпер потеряла сумку с инструментами. Содержимое сумки стоило около 100 тысяч долларов США. Эта сумма, конечно, несопоставима со 150 миллиардами долларов, потраченными на МКС, не говоря уже о стоимости инфраструктуры наземных и космических систем, которые могут перестать видеть и передавать информацию.
Тогда, 15 лет назад, отделались лёгким испугом: сумка Стефанишин-Пайпер стала отдельным спутником Земли, за которым следили специалисты NASA и военные до её схода в атмосферу в августе 2009 года. В NASA тогда писали, что сумка – самый крупный предмет, который люди теряли в открытом космосе. Сравнительные данные по сумке Могбели и Лорал О’Хара пока не приводятся. Скрестив пальцы, будем следить за полётом.
Но если серьёзно, то дело, конечно, не в сумках, и не в гендерной принадлежности космонавтов, а в том, что описанные курьёзные эпизоды – частные проявления большой и растущей проблемы космического мусора. Отдельные бытовые предметы тоже могут нести опасность, но куда важнее огромное количество крупных объектов, образующихся в процессе космической деятельности. И тут, как говорят, вопрос «не если, а когда» какой-то из них создаст реальную угрозу действующим космическим объектам. Поэтому стоит сказать спасибо таким забавным событиям, которые позволяют в очередной раз привлечь внимание к задаче, до сих пор не решаемой на международном уровне. И заняться ей по-настоящему.
Автор: Валентин Уваров, заместитель председателя Экспертного совета по совершенствованию законодательного регулирования космической отрасли при Комитете Совета Федерации по экономической политике.