02.05.2024
Zeitenwende по-австрийски: разработка новой стратегии безопасности Австрии в 2024 году
Новости Школы авторов
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Егор Белячков

Студент Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета.

Школа авторов «Учи учёного»

Последняя австрийская стратегия безопасности была разработана в 2013 году. Спустя десятилетие Европейский союз испытал на себе последствия двух серьёзных кризисов – миграционного и энергетического. Учитывая эти обстоятельства, правительство Австрии решило в апреле 2023 г. разработать новую стратегию безопасности. Стремление внести существенные поправки в один из основополагающих документов свидетельствует о наступлении своеобразного поворотного момента (“Zeitenwende”) с австрийским акцентом.

 

Стратегия–2024: выбор между преемственностью и обновлением

С момента утверждения последней стратегии безопасности Австрийской Республики прошло более десяти лет. Миграционный и последовавший за ним энергетический кризисы в Европе наложили отпечаток как на внутреннюю, так и на внешнюю политику[1], а также способствовали активизации партийных элит по пересмотру этого ключевого документа. В апреле 2023 г. Национальным советом Австрии в лице основных партий была принята резолюция, в которой поставлена задача разработать новую стратегию безопасности с учётом современных международных вызовов.

Под благими заверениями о сохранении и дальнейшем развитии австрийской модели нейтралитета федеральный канцлер Карл Нехаммер и вице-канцлер Вернер Коглер дали установки, которые должен отразить будущий документ. Среди них упоминается стратегическая национальная оборона, экономический и энергетический переходы. По словам канцлера, новая стратегия должна стать «более гибридной, более разнообразной». День выступления Нехаммера символично совпал с официальным принятием Финляндии в НАТО. В речи канцлера можно усмотреть попытку сохранить преемственность с прошлой стратегией безопасности, отражающей многовекторную внешнюю политику республики. В то же время политический истеблишмент в лице правящей коалиции VP+Die GrünenDie Grüne Alternative) всеми силами стремится доказать, что австрийский нейтралитет не является «живым мертвецом» (“prominentester Untoter”).

Петер Хилпольд, профессор европейского и международного права в Университете Инсбрука, в журнале венской ассоциации офицеров Unser Auftrag за декабрь 2022 г. написал, что Австрия получает значительные дивиденды от сохранения мнимого нейтралитета. Следствием такой позиции является использование возможности неограниченной солидарности со стороны НАТО в случае какого-либо конфликта. При этом Австрия не вкладывается в общую оборону, так как не является членом Организации Североатлантического договора. Важно подчеркнуть, что расходы Австрии на оборону в 2023 г. составили лишь 0,83 процента от ВВП страны. Представители либеральной партии NEOS (NEOS – Das Neue Österreich und Liberales Forum) характеризуют ситуацию, как отсутствие австрийского «поворотного момента» (“Zeitenwende”), который сейчас особенно необходим.

Общественную дискуссию в отношении стратегии подогрело также заявление канцлера в начале июля 2023 г. о желании Австрии присоединиться к европейской инициативе ПВО Sky Shield. Министр обороны Клаудия Таннер подчеркнула, что для республики это станет важной вехой в истории оборонной политики. А Нехаммер вновь упомянул о неизменности австрийского нейтралитета. Следовательно, даже позиция канцлера, как представителя одной из крупнейших партий, демонстрирует отсутствие консенсуса между основными политическими силами в стране. Именно поэтому глава правительства вынужден апеллировать к преемственности во внешней политике, стараясь дать ответы на вызовы, которые стоят перед Австрией[2].

«Мiру мир» – 2040: от зачарованности (бес-)порядком к управлению общим будущим
Никита Рябченко
Главным условием исторического прогресса на новом витке развития международной системы становится возрождённый «концерт просвещённых государей», стоящих во главе крупных держав-флагманов макрорегиональных техноэкономических блоков. Поэтому в обозримом будущем общества региональных держав должны быть способны порождать такого рода «просвещённых государей».
Подробнее

 

Палитра партийных мнений в рамках разработки документа

Немецкая пресса левого спектра назвала 2024 г. – «супергодом выборов» для Австрии. Помимо выборов в Европарламент, электоральный процесс затронет Национальный совет, а также земельные и муниципальные ландтаги. Многие из них будут иметь ключевое значение для формирования общего расклада сил на ближайшие несколько лет. Споры между австрийскими партиями не утихают и благодаря продолжению обсуждения будущей стратегии безопасности – 2024, первый проект которой планируют представить к концу года. Для решения этой задачи от каждой партии, представленной в Национальном совете, были определены по два эксперта. Таким образом, можно увидеть самые различные мнения относительно документа.

Австрийская народная партия VP) на заседании Национального совета 28 февраля 2024 г. выразила отсутствие сомнений в отношении нейтралитета Австрии, но отметила важность надёжной защиты для страны в непростое время. Представитель партии Фридрих Офенауэр приветствовал увеличение инвестиций в вооружённые силы и призвал к укреплению комплексной обороны страны. Партнёр по коалиции ÖVP, Партия зелёных (Die Grünen) выступила с предложением трансформации нейтралитета, который был бы актуален для XXI века и соответствовал бы требованиям солидарности и прав человека. По мнению представителя партии Дэвида Штёгмюллера «бункеровка» (или «консервация» – einbunkern) – неправильный путь. Позиция «Зелёных» направлена на дальнейшую интеграцию в вопросах безопасности с ЕС.

Либеральная партия «Новая Австрия и Либеральный форум» (NEOS) является одной из идеологически близких к правящей коалиции ÖVP и Die Grünen. Лидер партии Беате Майнль-Райзингер в последних заявлениях требует от правительства более активно действовать при разработке стратегии безопасности и призывает к скорейшему принятию документа. Партийный орган NEOS Lab называет политику ÖVP в условиях двух лет поворотного момента не иначе, как «блаженной» и «страусиной». Представители партии недовольны тем, что в стратегии десятилетней давности стратегическим партнёром Австрии значится Россия. Поэтому их заявления выглядят зачастую более ревизионистскими, чем у правительственной коалиции.

Среди классических партий более левого спектра политической сферы Австрии является Социал-демократическая партия (SPÖ), которая находится в стане оппозиции и стремится апеллировать к истории австрийского нейтралитета, который, по словам члена партии Роберта Лаймера, помогал избегать бессмысленных жертв. Социал-демократы обращаются также к опросам общественного мнения, которые свидетельствуют о крайне высоком уровне доверия к нейтралитету страны, и предлагают усилить роль Австрии как посредника в конфликтах. Несмотря на то, что первоначальная инициатива пересмотра стратегии безопасности в феврале 2023 г. исходила именно от SPÖ, в начале 2024 г. ÖVP критикует её за возможную коалицию с FPÖ по итогам предстоящих сентябрьских выборов 2024 года.

В последние месяцы 2023 г. – начале 2024 г. о себе серьёзно заявила крайне левая Коммунистическая партия Австрии (KPÖ), которая начала быстро набирать популярность среди общественности. В 2023 г., впервые после 1945 г., KPÖ смогла получить места в ландтаге Зальцбурга – одном из крупнейших городов страны. В марте 2024 г. в первом туре выборов мэра города кандидат от KPÖ занял второе место, уступив идеологическому конкуренту от SPÖ менее 1,5 процента голосов. Первые результаты голосования даже породили новое именование Зальцбурга – Rotburg. Не успев отметиться частыми заявлениями относительно внешней политики, представители KPÖ говорят об отсутствии оппортунизма и цели извлечения максимальной прибыли в этой области государственных задач.

Австрийская партия свободы (FPÖ), занимая одну из самых антиправительственных позиций, заявляет на обсуждениях в Национальном совете, что правительственная коалиция своей политикой стремится различными путями нарушить нейтралитет. Председатель партии Герберт Кикль говорит об австрийском нейтралитете и, соответственно, прежней стратегии безопасности как основах процветания страны. Любые попытки внести коррективы свидетельствуют о втягивании страны в орбиту военной политики ЕС. Примечательно, что, по последним опросам общественного мнения, FPÖ на сентябрьских выборах в Национальный совет предварительно является лидером.

 

Сценарий развития внутриполитической ситуации в отношении стратегии безопасности – 2024

Будущее проекта стратегии безопасности в 2024 г. будет полностью зависеть от исхода различных внутренних выборов. В первую очередь это выборы в Национальный совет. Расклад политических сил в стране сейчас демонстрирует лишь понимание необходимости корректировки стратегии безопасности. Однако в отношении структуры будущей стратегии консенсуса достичь пока не удаётся. Значение стартовавшего обсуждения состоит и в широком внимании общественности, что говорит о потребности со стороны населения принять участие в дискуссии не только в отношении самого документа, но и в рамках общей проблемы австрийского нейтралитета. Внезапная актуализация процесса обсуждения стратегии безопасности во внутриполитической жизни Австрии свидетельствует о наступлении своеобразного поворотного момента c австрийской спецификой.

Автор: Егор Белячков, студент Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета.

Поворот не туда. Как изменилась политика экспорта немецких вооружений?
Иван Кузьмин
С февраля 2022 г. политика Германии прошла путь от категоричного отказа поставлять вооружения в нестабильные регионы до обсуждения ударов немецкими ракетами по стратегическим объектам России. Однако пока традиционный немецкий прагматизм помогает Берлину избежать окончательного «поворота не туда», начавшегося с “Zeitenwende” – «поворотного момента» немецкой внешней политики.
Подробнее
Сноски

[1] Швейцер В. Я. Политические проблемы современной Австрии. М.: Изд-во Института Европы РАН, 2022. С. 100–103.

[2] Белячков Е. Е. Австрийский нейтралитет в условиях реконфигурации международных отношений на современном этапе // Журнал «Разведчик». 2024. № 1 (6). С. 52–55.

Нажмите, чтобы узнать больше