Ключевой вопрос в новых российско-украинских договоренностях: что Янукович пообещал Путину взамен за беспрецедентно щедрые уступки? Путин всегда был человеком предельно прагматичным и ничего не может сделать просто так. Озвученные вчера меры поддержки Россией украинской экономики не просто поражают своими масштабами – они могут иметь долгосрочные, институциональные последствия для самой России.
Что касается скидок к ценам на газ, то тут ситуация не такая серьезная, как может показаться на первый взгляд. Да, цену снизили сильно (с $406 до $268,5 за тысячу кубометров), но не нужно забывать, что такое снижение происходит на фоне резкого и системного сбрасывания объемов закупок российского газа Украиной в последние 5–6 лет. Если в 2007–2008 годах Украина, согласно газпромовским отчетам эмитента (наиболее точная и последовательная отчетность, отражающая экспортные операции), покупала около 50 млрд кубометров нашего газа (54,3 млрд на пике в 2007 году), то в 2012 году – уже лишь 33 млрд, а за 9 месяцев этого года и вовсе 18 млрд кубов, после чего Украина объявила о прекращении закупок российского газа до весны. По итогам 2013 года, как недавно сообщил премьер Азаров, будет закуплено всего 26 млрд кубометров российского газа.
![](/photo/active/556.jpg)
Уменьшение объемов закупок российского газа более чем наполовину – такова цена, которую Россия заплатила за то, что «пережала» в предыдущие годы с ценовыми войнами против Украины, отключением газа и прочими шалостями (мы уже писали об этом). Украина мало того что сбросила собственное потребление газа примерно с 70 млрд кубометров в год до менее 50 сегодня (причины этого как в экономических трудностях, так и в мерах экономии), из которых более 20 млрд она в этом году добудет сама. Кроме этого, имело место и серьезное замещение газа углем, недостатка в котором Украина не испытывает (а увеличение его добычи еще и выгодно для экономики близкого Януковичу Донбасса). Потребление угля на Украине в последние годы выросло почти до уровня начала 90-х годов, а соотношение потребления угля и газа в первичном энергобалансе сравнялось – по 36%, против 30% на 40% несколькими годами ранее.
В условиях такой катастрофической потери украинского рынка (некогда крупнейшего в Европе) «Газпром», так или иначе, был бы вынужден либо снизить цену с заоблачных и нерыночных $400 за тысячу кубометров, либо смириться с дальнейшим снижением потребления своего газа Украиной – поджимали и рост черноморской газодобычи, и реверсные закупки газа из Европы, и продолжающееся замещение Украиной природного газа углем. Поэтому не совсем верно просто взять и перемножить разницу между старой и новой ценой для Украины на объем поставок и сказать: вот они, потери России около $3 млрд в год от снижения цены на газ. Существенную часть из этих денег «Газпром» потерял бы и так.
А вот история с кредитованием Украины из средств Фонда национального благосостояния намного более неприятная и связана с серьезными институциональными последствиями. Во-первых, Россия приняла политически мотивированное решение вложить нефтегазовые сверхдоходы в мусорные облигации. Это очень опасное решение с точки зрения долгосрочных последствий, так как всякого мусорного у нас вокруг полно, и сейчас, после распечатки такого запретного доселе даже для домашних лоббистов инструмента, как ФНБ, вокруг Путина выстроится очередь просителей. Вот владелец «Русала» Олег Дерипаска недавно в телеинтервью рассуждал о том, как государству надо бы активнее переходить к кредитованию «реального сектора», а там, глядишь, и Армения с Киргизией чего попросят за вступление в Таможенный союз. Эмитировать «еврооблигации» при желании может любой, хоть Сомали. А вот ФНБ у нас не резиновый, на ближайшие годы его объем прогнозируется менее чем $100 млрд в год. Раньше мы таких рискованных штук не делали, а вот какая лоббистская вакханалия может начаться теперь, сложно даже представить.
Во-вторых, эти деньги имеют все шансы никогда не вернуться. У украинской экономики отвратительные перспективы, а соглашение между Януковичем и Путиным – в отличие от соглашений с тем же МВФ – вовсе не диктует Украине некие условия по проведению важных структурных реформ, в результате которых создавался хотя бы шанс на свет в конце украинского экономического тоннеля. Мы просто на год-полтора оттягиваем дефолт экономики, которая теперь, скорее всего, погрузится в еще больший хаос – с одной стороны, из-за усиливающегося внутриполитического противостояния, а с другой – из-за того, что ленивая и вороватая украинская бюрократия получила сейчас четкий сигнал от Путина: можно дальше воровать и ничего не делать, не проводить никаких реформ, заниматься популизмом, Путин оплатит все чеки из российского Фонда национального благосостояния. Хороший поведенческий стимул, нечего сказать. Потом мы будем подписывать соглашения с Украиной о пролонгации, реструктуризации и списании этих долгов под какие-то фантики – как делаем сейчас со странами третьего мира, – потому что отдавать все равно будет нечем.
ФНБ не создавался как механизм рискованных инвестиций – напротив, его задачей как раз всегда было обеспечивать сохранность нефтегазовых сверхдоходов для будущих поколений, рисковать наши чиновники не умеют, да это и не их деньги, чтобы доверять им рискованные вложения. Про то, что можно было бы сделать на эти средства и какими теплыми словами мы вспомним вложенные в мусорные украинские бонды $15 млрд, случись новый виток финансового кризиса и бюджетные проблемы, я вообще молчу – тут уж кто только не высказался.
Что же пообещал Янукович взамен за сорванный им джекпот? Если только не передать России какие-то территории, то все остальное – ерунда и не стоит тех разрушительных последствий, которые несет за собой спасение тонущей украинской экономики за счет нашего Фонда национального благосостояния. Таможенный союз, как показывает опыт Белоруссии и Казахстана, приносит этим странам только очередные российские субсидии в обмен на геополитическую лояльность. А получать миллиарды лишь в обмен на обещания что-то там не подписывать с ЕС (что означает лишь продолжение дотирования Россией украинской экономики через импорт украинских товаров без таможенных барьеров) или в будущем что-то там подписать с Россией – тогда это мастерство «разводок» в исполнении Януковича. Да и внутриполитически он сейчас довольно слаб, у него практически нет шансов выиграть приближающиеся президентские выборы, так что если украинский президент и пообещает России что-то особенно серьезное, то следует прямо сомневаться в его политической способности выполнить обещанное.
Как бы там ни было, примерно обозначился вектор, способный утопить «путиномику». С одной стороны, внутренний популизм, не наполненный деньгами и способствующей резкому росту дефицитов региональных бюджетов, уже достигшему, по разным оценкам, от триллиона до полутора. С другой – разбрасывание щедрых миллиардов на цели восстановления СССР. И это на фоне неработающих госинвестиций (более чем двукратный рост до около 2 трлн рублей в год), утекающих капиталов и вышедшей в ноль экономики. В принципе, сам по себе ноль был бы делом поправимым, если бы Путин не стал вот так вот сорить деньгами ради собирания бывших советских земель.
Но проблема в том, что и земли собрать будет непросто – где конкретные обязательства Януковича в обмен на щедрую помощь Москвы? – и может подорвать наши финансовые возможности, щедро раздавая наши деньги направо и налево своим геополитическим дружкам на постсоветском пространстве. Ведь Таможенный союз уже обернулся для России проигрышем: почти полтора десятка миллиардов долларов дотаций Белоруссии и Казахстану и смутные перспективы взаимоотношений России с этими странами? Ничего, там даже внаглую позволяют себе арестовывать наших бизнесменов и отпускать только в обмен на долю в российских активах. Сказывается отсутствие практического опыта работы в бизнесе у Путина – от его стараний России одни убытки, а попытка восстановления СССР может обернуться для нас новой катастрофой – не геополитической, а финансовой. На своих карманах это почувствуют все.