23.10.2023
Возмездие: мораль и право
Интервью
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Леонид Сюкияйнен

Профессор-исследователь факультета права НИУ ВШЭ.

Интервью подготовлено специально для передачи «Международное обозрение» (Россия 24)

Конфликт в Палестине испокон веков искрил страстями. Нынешний взрыв ненависти, отчаяния, гнева доходит до эпического накала. О том, как в исламе относятся к мести и прощению, каковы правовые и моральные аспекты возмездия, что важнее – обычай или Коран, в чём суть политического ислама, Фёдору Лукьянову рассказал специалист по исламскому праву Леонид Сюкияйнен в интервью для передачи «Международное обозрение».

– Происходят ужасные вещи в чисто человеческом плане, даже если не брать политику. Существует ли в исламе какое-то более-менее устоявшееся представление о том, что такое возмездие – в правовом или моральном смысле? И есть ли понимание соразмерности этого возмездия?

– Да, такое понятие есть, и оно достаточно чётко зафиксировано. Если мы обратимся к Шариату, то есть к Священному Корану, к священной книге ислама, а также к преданию, передающему высказывания или описывающие поступки пророка Мухаммеда, то мы обнаружим немало достаточно чётко сформулированных положений. Большинство коранических предписаний касается Аллаха, который наказывает или карает тех, кто совершает грех или сбивает людей с начертанного им пути. Есть и положения, обращённые к людям. Они как раз основываются на том, что в случае посягательства на жизнь, честь или достоинство людей следует ответственность, наказание, кара, хотя она оговаривается большим числом условий.

Одно из ключевых положений Корана, я его процитирую своими словами: «Если кто-то нападёт на вас, совершит против вас акт агрессии, то отвечайте ему таким же актом агрессии – ровно таким же образом, как он это сделал против вас». В этом положении высвечивается два начала.

Во-первых, совершить какое-то насилие, использовать силу против обидчика можно только в случае, если вы сначала сами подвергались такому насилию, то есть в ответ на насилие, в качестве меры обороны. Это очень важное положение.

Во-вторых, есть элемент соразмерности. Обратите внимания, «таким же образом, как и вы подверглись нападению». «Таким же образом» трактуется как соразмерность. В этом отношении я отвечаю на ваш вопрос абсолютно убедительно.

– То есть если брать сегодняшние события, с точки зрения ХАМАС, палестинцев – они именно отвечают?

– Конечно. Если взять какой-то исторический промежуток, исторические причины этого конфликта, те явления, которые были в момент создания израильского государства, да и до этого, палестинцы рассматривают как насилие, которое применялось в отношении палестинского народа первыми организациями, группами евреев, получавшими поддержку от ряда стран, прежде всего Великобритании. Те евреи приходили на эти территории и не просто выкупали земли, а сгоняли палестинцев с этих земель. Проблема очень сложная, дискуссионная, кто там начинал, кто там чего отвечал, но в сознании палестинцев это чётко зафиксировано. Они стали жертвой практически оккупации, их изгоняли со своих собственных земель, поэтому они ощущают себя обиженными, ущемлённым, понёсшими урон. Это даёт им основания считать, что в любой момент они могут ответить на это. Конечно, хотелось бы понять, возможно ли прощение, возможны ли другие методы, другие формы ответа, но это уже следующий вопрос. 

– Следующий вопрос как раз о прощении. Оно предусмотрено в исламе?

– Да, безусловно. Если мы посмотрим положения Корана, оказывается, что более чем в десяти сурах Корана содержится примерно пятнадцать стихов, аятов, которые говорят о прощении. Более того, ислам, как и любая другая небесная религия, нацеливает людей прежде всего на то, что обидчиков надо прощать. Об этом всегда говорится.

В случае убийства или причинения телесных повреждений, что рекомендует Шариат?

Первое. Можете ответить тем же самым, добиваться наказания по принципу талиона, но только не сами применять это наказание, а через решение суда.

Второе. Можете заменить смертную казнь в случае убийства либо заменить применение наказаний по талиону в случае причинения телесных повреждений получением денежного выкупа.

Третье. Прощение. Причём в Коране написано, что лучше всего, конечно, прощать.

Понятно, что это такое божественное предписание обращено к людям, но мы же сами понимаем, что природа человека такова, что, во-первых, простить нелегко, во-вторых, возникнет вопрос, как это будет восприниматься окружающими людьми, тем сообществом, где вы живете. Чаще всего это воспринимается, к сожалению, не как акт милосердия, а как показатель слабости, что вы сдались. А ведь пророк Мухаммед говорил, что самый сильный человек тот, что владеет собой в состоянии гнева, тот, что может самого себя покорить и подавить свой гнев. Но опять же это религиозный идеал. Люди не всегда способны следовать ему. Я могу привести целый ряд положений Корана, где говорится, что даже если вы обижены, потерпели ущерб, стали жертвой агрессии, то лучше прощайте своего обидчика. Такое, безусловно, есть, и таких предписаний много. 

– Идеальная картинка понятна. Мы имеем дело с реальностью и – конкретно – с реальностью такого феномена, как политический ислам, который обывателю стал известен в конце ХХ века. Сейчас про него подзабыли, но он, конечно, никуда не делся. В политическом исламе ведь, наверное, как в любой политической идеологии, все изначальные установки, скажем так, обостряются и примитивизируются. Люди объявляют, что руководствуются Кораном, но на самом деле, наверное, это какие-то другие мотивации?

– Конечно, всё так. Дело в том, что мусульмане живут в довольно сложной и иногда противоречивой системе социальных правил, которым они следуют. Это не только коранические и в целом исламские предписания, но и местные традиции и обычаи. Более того, этнографы и историки хорошо показали, что, если в теории Шариат допускает любой обычай, который ему не противоречит, то в реальной жизни соотношение прямо противоположное – превалирует именно обычай (адат), и он допускает то, что ему кажется верным от Шариата. Поэтому чаще всего следуют адату. А адат, то есть обычай, конечно же, стоит на принципе мести. Самый яркий пример, который все знают – это так называемая кровная месть.

Кровная месть – распространённый обычай, с которым ислам, кстати говоря, жёстко борется на протяжении веков, но победить его не может. Были даже страны, где издавались специальные законы о преследовании тех, кто совершает акты кровной мести, но ничего не помогает – это слишком устоявшийся обычай.

Что касается политики, мы же хорошо понимаем, что любая власть, любые политические деятели ориентируются не только на какие-то догматические положения, но и на то, как воспримет общество их шаги. Действия политика, который будет проявлять мягкость и идти по пути милосердия, будут восприняты как показатель слабости. Политики оказываются зависимыми от этой системы координат, лидирующую роль в которых играет, к сожалению, обычай и традиция относительно такого явления, как месть.

– Не очень вдохновляюще, но что делать. 

В ожидании большой войны. Эфир передачи «Международное обозрение» от 20.10.2023 г.
Фёдор Лукьянов
Сочувствие Израилю на фоне жестокости ХАМАС ушло в тень ответных действий: ждать ли большой войны на Ближнем Востоке? Как в Иране относятся к возможности столкновения с Израилем? Что такое «возмездие» в исламе с точки зрения морали и права? В Польше прошли парламентские выборы – оппозиция готовится принимать власть. Что это значит для России? Смотрите эфир передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым. 
Подробнее