08.09.2025
Восприятие угрозы: не «если», а «как»
Китай и Япония в контексте Тайваня
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Всеволод Чересов

Главный эксперт Центра информационно-аналитического обеспечения внешнеполитической деятельности НИУ ВШЭ.

В начале сентября в Пекине прошли торжества в честь восьмидесятилетия Победы в Войне сопротивления китайского народа японской агрессии и во Второй мировой войне. В этом году Китай отмечает такую же годовщину освобождения Тайваня от японской оккупации. Цитируя представителя Канцелярии по делам Тайваня при Государственном совете КНР, «это – момент, достойный памяти соотечественников по обе стороны пролива»[1].

Вопросы исторической памяти и японской политики в отношении Тайваня и Тайваньского пролива на сегодня остаются главными раздражителями в двусторонних отношениях. Эти вопросы тесно связаны. Более того, потенциальное перерастание ситуации в Тайваньском проливе в горячую фазу – сценарий, при котором реально прямое или косвенное вовлечение Токио в конфликт на стороне Вашингтона. Поэтому китайцы при каждой встрече напоминают японским vis-à-vis, что историю нужно помнить «правильно», а договорённости по Тайваню – блюсти.

Каждый раз, когда китайцы высказывают озабоченности по указанным проблемам, японская сторона выражает «понимание и уважение», неизменность позиции, и этим дело ограничивается. Исторический и тайваньский вопросы непременно поднимаются друг за другом: история служит политическим инструментом при выдвижении главной претензии. Мол, с вашим досье лучше не высовываться.

Дипломатия без извинений: эхо Синдзо Абэ в японской политике памяти
Ярослав Фокин
Премьер-министр Японии Сигэру Исиба продемонстрировал в своей исторической политике не больше новизны, чем его консервативные предшественники. Аккуратная формула баланса между «хватит извиняться» и «давайте не злить соседей», кристаллизованная покойным Синдзо Абэ, пережила уже несколько кабинетов министров и, похоже, останется основным ориентиром для исторической политики Токио на ближайшую перспективу.
Подробнее

Например, 15 ноября 2024 г. в Перу на полях форума АТЭС прошла встреча председателя КНР Си Цзиньпина и премьер-министра Японии Сигэру Исибы. Си подчеркнул, что исторический и тайваньский вопросы являются принципиальными и формируют политическую основу двусторонних отношений. Председатель обратил внимание на то, что достигнутые договорённости должны проявляться в конкретных политических действиях. В свою очередь, Исиба заявил, что позиция Японии, выраженная в Совместном коммюнике 1972 г., нисколько не изменилась. Отметил, что Япония намерена развивать диалог с Китаем на основе правильного понимания истории[2].

Более откровенно выразился глава МИД КНР Ван И на встрече с японским коллегой 10 июля. Китайский министр сказал, что «верное отношение к истории всегда будет вопросом нравственности для Японии, на который нужно давать ответ». Ван И выразил надежду, что «исторический урок глубоко усвоен». Министр также подчеркнул, что в четырёх основополагающих двусторонних документах «чётко обозначены требования» по вопросу Тайваня, которые японская сторона «обязана строго соблюдать». На что Такэси Ивая ответил, что позиция по Тайваню не изменилась, а к истории Япония «будет относиться правильно»[3].

 

Противоречия в основе

Какие положения двусторонних документов имеются в виду? Во-первых, Совместное коммюнике правительства КНР и правительства Японии 1972 года. В нём сказано, что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Японский взгляд на вопрос сформулирован как бы отдельно и довольно обтекаемо: Токио «полностью понимает и уважает» позицию Пекина[4]. О том, что Токио согласен или разделяет позицию, не сказано. Эта формулировка и позволяет японцам вести двойную игру: словесно демонстрировать согласие с Пекином, но действовать по своему усмотрению.

Там же сказано, что Япония «строго следует 8-му пункту Потсдамской декларации» 1945 г.[5], который отсылает к соблюдению Каирской декларации 1943 года[6]. В тексте последней сказано, что «все территории, каковые Япония украла у китайцев, включая Маньчжурию, Формозу и Пескадорские острова, должны быть возвращены Китайской Республике»[7]. Без пояснений понятно, что это сильно сгущает противоречия.

«В АТР не будет полномасштабной войны, подобной той, что в Европе»
Дмитрий Стрельцов
Почему многим странам в Азиатско-Тихоокеанском регионе выгоднее «сидеть на заборе»? Чего там ждут от президентских выборов в США? Чего опасаются? Как Трамп может помочь обрести Южной Корее ограниченный ядерный потенциал? Почему Япония вооружается? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал Дмитрий Стрельцов в интервью для программы «Международное обозрение».
Подробнее

Согласно пункту 7 Совместного коммюнике, ни одна из сторон не должна стремиться к статусу гегемона в Азии и Тихоокеанском регионе, каждая сторона должна выступать против гегемонистских устремлений других стран или объединений[8]. Та же формулировка перекочевала в Договор о мире и дружбе 1978 г. – второй важный документ[9]. Хотя документы приняты в условиях холодной войны, они до сих пор считаются основополагающими. Поэтому в новых реалиях военно-политические партнёрства Японии с США, НАТО и другими в рамках т.н. форматов «малой геометрии», с точки зрения Китая, могут восприниматься как нарушение пункта 7 Совместного коммюнике.

Третий важный документ – Совместная декларация Китая и Японии о построении партнёрства в духе дружбы и сотрудничества во имя мира и развития 1998 года. Там отмечено, что «правильное отношение к прошлому и достоверное знание истории» – важная основа для развития китайско-японских отношений. Япония подтвердила, что есть только один Китай, но с оговоркой, что Токио продолжит неправительственные и региональные контакты с Тайванем[10]. Наконец, в 2008 г. подписано Совместное заявление о всестороннем развитии стратегических взаимовыгодных отношений. В документе закреплено, что Япония придерживается той же позиции по Тайваню, что и раньше[11]. То есть всё то же формальное «понимание и уважение» без согласия. Таким образом, в самих двусторонних документах формулировки по Тайваню подобраны так, что позволяют Токио трактовать их по-своему в духе т.н. «стратегической неопределённости».

 

Стратегическая неопределённость

Однозначно нельзя сказать, пошла бы Япония на вовлечение в конфликт в Тайваньском проливе в случае эскалации, поскольку Токио никогда публично не брал на себя обязательств следовать той или иной линии в случае вооружённого обострения[12]. Тем не менее можно сделать ряд допущений.

Если в Пекине примут решение пойти силовым путём, Вашингтон теоретически может выбрать вариант «отсидеться». В таком случае нежелание Токио брать на себя чёткие обязательства по Тайваню в союзнических отношениях с США при также явном нежелании враждовать с Пекином наталкивают на мысль, что японцы, скорее всего, не станут вмешиваться в конфликт. Строго говоря, никаких подобных обязательств у Японии перед островом нет. Однако сценарий маловероятен, поскольку вряд ли Вашингтон займёт пассивную позицию.

Если же в случае эскалации Соединённые Штаты пойдут на открытую поддержку острова, со стороны Токио станут возможны разные форматы вовлечения. Остаться совсем в стороне не получится, поскольку, как считают сами американцы, доступ США к военным базам в Японии и поддержка Токио могут стать решающими факторами при потенциальном конфликте в Тайваньском проливе[13].

Опыт украинского кризиса показал, что Вашингтон при необходимости может убедить Токио выступить на своей стороне в той или иной форме, хотя в случае с Украиной ни о каких реальных интересах безопасности или обязательствах для Японии речи нет. В ситуации с Тайваньским проливом предпосылки для участия Токио есть.

Например, в Договоре о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией 1960 г. прописана «общая озабоченность поддержанием международного мира и безопасности на Дальнем Востоке», что не исключает Тайваньский пролив. В этих целях США получают возможность «использовать силы сухопутных, воздушных и морских объектов и районов в Японии»[14]. В случае военных действий Япония как минимум станет американским опорным пунктом. Но как следует из дипломатических нот того же года с деталями о применении данного положения, американцы обязуются консультироваться с Токио перед «региональными» операциями, не касающимися защиты Японии[15].

В Совместном заявлении президента США и премьер-министра Японии 1969 г. сказано, что «поддержание мира и безопасности в районе Тайваня… является одним из важнейших факторов безопасности Японии»[16].

В Руководящих принципах японо-американского оборонного сотрудничества в редакции 2015 г. зафиксированы возможные действия в ответ на «нарастающие угрозы миру и безопасности Японии». Нужно полагать, сценарий обострения ситуации в Тайваньском проливе входит в число таких угроз, хотя и не упомянут. При подобном развитии событий Токио теоретически мог бы проводить операции по эвакуации японских и американских некомбатантов, осуществлять обмен информацией по безопасности в море, проводить инспекцию морских кораблей, заниматься размещением у себя беженцев, проводить поисково-спасательные операции, обеспечивать дополнительную защиту американских объектов в Японии. Возможен вариант, при котором Токио обеспечивал бы логистическую поддержку США, включая поставки, техническое обслуживание, транспортировку, инженерные работы, медицинскую помощь, при необходимости предоставление доступа к гражданским аэропортам и морским портам[17]. Иными словами, ряд возможных вариантов вовлечения Токио на стороне Вашингтона уже продуман.

 

Восприятие угрозы

Тайваньский вопрос является крайне чувствительным для китайско-японских отношений. Понимание особенностей восприятия китайской стороной потенциальных угроз со стороны гипотетического оппонента важно с точки зрения анализа внешнеполитического планирования КНР. Рассмотрение доступных китайских публикаций позволяет предположить, что в Пекине исходят из негативного сценария развития событий: Токио, с китайской точки зрения, будет готов выступить на американской стороне в случае вооружённого обострения в Тайваньском проливе. Оценки расходятся лишь по части степени и формата такого вовлечения.

В Институте изучения Тайваня Китайской академии общественных наук (КАОН) – одном из наиболее авторитетных мозговых центров по тайваньской проблематике – давно отмечают, что Япония наряду с Соединёнными Штатами воспринимается в КНР как одна из наиболее значимых иностранных сил поддержки тайваньских сепаратистских настроений[18].

Руководство Института изучения Японии КАОН упоминает Японию как второго по значимости оппонента после США в контексте тайваньского вопроса. В связи с этим особенную обеспокоенность у китайцев вызывает многолетняя тенденция увеличения военных расходов Японии.

В восприятии китайцев проведение Токио работы по реформированию[19] законодательной базы в сфере вооружённых сил направлено на расширение её военных возможностей в случае обострения тайваньского кризиса[20]. В том же ключе воспринимается направленность военного сотрудничества Японии с Республикой Корея, Австралией, Филиппинами и НАТО[21].

Отмечается, что Япония якобы пытается обострить восприятие относительной значимости Тайваньского пролива для национальной безопасности путём воздействия на общественное мнение для подготовки людей к «принятию» возможности потенциального конфликта[22]. В то же время фактор тесных экономических связей между КНР и Японией не обязательно, по мнению китайцев, станет для Токио сдерживающим: воздействие негативных военно-политических тенденций может перевесить, или «на один экономический шаг вперёд – два политических шага назад»[23].

Страна восходящей милитаризации
Евгений Рябинин
Конфликт на Украине и нагнетание обстановки вокруг Тайваня на фоне быстрой трансформации мирового порядка подталкивает Японию не только к развитию своего военного потенциала, но и к возможному институциональному оформлению отношений с коллективным Западом. Несмотря на снижение экономических показателей, Страна восходящего солнца пытается улучшить свои позиции в военной сфере.
Подробнее

Китайцев волнует усиление антикитайской направленности американо-японского союза. Есть мнение, что именно Япония, а не США, расширяет использование отсылок к тайваньскому вопросу в двусторонней повестке для получения дополнительных гарантий безопасности[24]. В Китайской академии современных международных отношений считают, что т.н. «угроза американо-японскому союзу» уже не является просто слоганом, но обсуждается в практической плоскости в высоких кабинетах Токио и Вашингтона[25]. В Институте международных отношений Университета Цинхуа разделяют указанные оценки и считают, что в КНР «должны принять необходимые ответные меры»[26].

Есть и более сдержанные, но менее распространённые оценки. Например, специалисты Института международных отношений Пекинского университета признают, что пока ещё существуют законодательные ограничения на применение Сил самообороны Японии только в целях нанесения ответного удара. Но даже они делают оговорку, что споры продолжаются и имеется политическая воля снять ограничения[27].

Конечно, такие оценки не говорят о предрешённости сценария развития событий. Тем не менее в значимых для внешнеполитического процесса КНР мозговых центрах ведутся дискуссии в подобном ключе, и это следует принимать во внимание, поскольку их идеи могут влиять на тональность ситуации во всём регионе Восточной Азии.

Автор: Всеволод Чересов, главный эксперт Центра информационно-аналитического обеспечения внешнеполитической деятельности НИУ ВШЭ

Тайваньская матрёшка
Сергей Агафонов
Попытки рисовать проекции тайваньского будущего в рамках биполярной схемы (один полюс – сторонники независимости Тайваня, другой – остров и материк неделимы) забавны, поскольку ни однозначного представления о независимости, ни чёткого понимания неделимости на полюсах нет.
Подробнее

«Сотрудничать с Китаем. Любить Тайвань»
Валентин Головачёв
Существует ли историческая общность – «тайваньский народ»? Сохранит ли новый лидер Тайваня рациональные отношения с Пекином? Что лидеры реформ середины XX века на Тайване и в КНР узнали во время учёбы в нэповской Москве? Как звали студента Дэн Сяопина в Советской России? Об этом китаевед Валентин Головачёв рассказал Фёдору Лукьянову в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

Сноски

[1] It serves As a Vivid History Lesson: Spokesperson on Taiwan Compatriots Watching ‘Dead to Rights’ on the Mainland // Global Times. 13.08.2025. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202508/1340749.shtml (дата обращения: 07.09.2025).

[2] 习近平会见日本首相石破茂 // 外交部. 16.11.2024. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676836/xgxw_676842/202412/t20241218_11497792.shtml (дата обращения: 07.09.2025).

[3] 王毅会见日本外相岩屋毅 // 外交部. 10.07.2025. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676836/xgxw_676842/202507/t20250710_11668666.shtml (дата обращения: 07.09.2025).

[4] 中华人民共和国政府和日本政府联合声明 // 外交部. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676836/1207_676848/197209/t19720929_269810.shtml (дата обращения: 07.09.2025).

[5] Ibid.

[6] Potsdam Declaration // Birth of the Constitution of Japan. URL: https://www.ndl.go.jp/constitution/e/etc/c06.html (дата обращения: 07.09.2025).

[7] Cairo Communiqué, December 1, 1943 // Birth of the Constitution of Japan. URL: https://www.ndl.go.jp/constitution/e/shiryo/01/002_46shoshi.html (дата обращения: 26.08.2025).

[8] 中华人民共和国政府和日本政府联合声明. Op. cit.

[9] 中日和平友好条约 // 外交部. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676836/1207_676848/201807/t20180726_7993017.shtml (дата обращение: 07.09.2025).

[10] 中日关于建立致力于和平与发展的友好合作伙伴关系的联合宣言 // 外交部. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676836/1207_676848/199811/t19981126_7993019.shtml (дата обращения: 07.09.2025).

[11] 中日关于全面推进战略互惠关系的联合声明 // 外交部. URL: https://www.mfa.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676836/1207_676848/200805/t20080508_7993021.shtml (дата обращения: 07.09.2025).

[12] Liff A. P. The U.S.-Japan Alliance and Taiwan // Asia Policy. 2022. No. 3. P. 132.

[13] Ibid. P. 128.

[14] Treaty of Mutual Cooperation and Security between Japan and the United States of America // Ministry of Foreign Affairs of Japan. URL: https://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения: 07.09.2025).

[15] Liff A. Op. cit. P. 139.

[16] Joint Statement Following Discussions with Prime Minister Sato of Japan // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/joint-statement-following-discussions-with-prime-minister-sato-japan (дата обращения: 25.08.2025).

[17] The Guidelines for Japan-U.S. Defense Cooperation // Japan Ministry of Defense. URL: https://www.mod.go.jp/en/j-us-alliance/guidelines/index.html (дата обращения: 25.08.2025).

[18] 中日关系中的台湾问题 // 中国社会科学院台湾研究所. 19.11.2014. URL: http://its.taiwan.cssn.cn/xszy/twyj/201411/t20141119_4543115.shtml (дата обращения: 25.08.2025).

[19] 杨伯江:当前东北亚地区安全风险的几大表征 // 中国社会科学院日本研究所. 13.08.2024. URL: http://ijs.cssn.cn/xsyj/bkwz/202408/t20240813_5771698.shtml (дата обращения: 25.08.2025).

[20] 中评关注:学者论美日同盟及对台政策动向 // 中评社. 30.08.2024. URL: https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MzA3MTAyMzAxMg==&mid=2650549055&idx=5&sn=738a3035e7e1ddff829e442a364b0f41&chksm=8698d9aed106fa4cded5999fecea7bc1b2e24014f361eafe6ac047778975f3cb7ed6d5833cf5&scene=27 (дата обращения: 07.09.2025).

[21] Ibid.

[22] Ibid.

[23] 杨伯江:当前东北亚地区安全风险的几大表征. Op. cit.

[24] 中评关注:学者论美日同盟及对台政策动向. Op. cit.

[25] Ibid.

[26] Ibid.

[27] Ibid.

Нажмите, чтобы узнать больше