29.05.2024
Война в Газе и судьба Нетаньяху
Интервью
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Владимир Беляк

Депутат Кнессета от партии «Еш Атид» (Израиль).

Интервью подготовлено специально для передачи «Международное обозрение» (Россия 24)

Какую роль играют США в израильской политике? Есть ли у израильского правительства чёткий план по Газе? Имеют ли вес решения Международного уголовного суда, который запросил ордер на арест израильских премьер-министра и министра обороны и трёх руководителей ХАМАС? Ожидают ли в Израиле изменений в связи со сменой иранского президента? Израильскую (оппозиционную) точку зрения на происходящие события Фёдору Лукьянову изложил депутат кнессета Владимир Беляк в интервью для программы «Международное обозрение».

Фёдор Лукьянов: Несколько европейских стран признали Палестину. С точки зрения Израиля – ведёт ли это к чему-то или ни к чему не ведёт? 

Владимир Беляк: Я не думаю, что это решение украшает страны, которые его приняли, особенно после всего, что Израиль и наши граждане пережили после 7 октября и потом.

В то же время я, как представитель оппозиции, вынужден признать, что речь идёт о колоссальном политическом провале нашего правительства. 7 октября мы имели огромный международный кредит на осуществление тех действий, которые Израиль предпринял. К сожалению, от этого международного кредита ничего не осталось. Несмотря на (в некотором смысле) антисемитское отношение определённых стран к политике Израиля, можно было сделать больше, чтобы предотвратить решение тех стран, которые приняли декларацию о признании палестинского государства. Хотя я не думаю, что в практическом плане это будет иметь какое-то значение. 

Фёдор Лукьянов: Вы говорите о провале правительственной линии. Решение Международного уголовного суда вызвало большой резонанс. Как на это отреагировали в Израиле, в том числе оппоненты Нетаньяху? Что из этого может получиться в практическом плане?

Владимир Беляк: Абсолютно неприемлемое решение международного трибунала, хотя бы потому что Израиль идёт в этом решении в одном ряду с террористической организацией ХАМАС. Имена здесь абсолютно не имеют значения. Это может быть Нетаньяху или не Нетаньяху. Нет никаких причин ставить Израиль в один ряд с террористами и нацистами ХАМАС. В то же время и в этом плане правительство не предприняло достаточно шагов, чтобы предотвратить такое решение.

Я вам дам один пример. Несколько недель назад лидер моей партии, лидер оппозиции, бывший премьер-министр Яир Лапид был с визитом в Вашингтоне и встречался с лидером большинства в Сенате Чаком Шумером, большим другом Израиля. На этой встрече шла речь о возможной выдаче ордеров на арест. Он поднял этот вопрос, и Чак Шумер, в принципе, не знал, о чём идёт речь. Я думаю, если бы нынешнее израильское правительство вело постоянные рабочие контакты с американской администрацией, при тех рычагах влияния, которые есть у американской администрации, на решение Международного суда в Гааге, я не уверен, конечно, что это решение можно было бы предотвратить на 100 процентов, но можно было сделать больше. Кроме того, я не думаю, что те безответственные высказывания части наших министров в отношении израильский политики в Секторе Газа каким-то образом помогли отстаивать имя и политику Израиля в Гааге. 

Ещё один момент – было бы правильно уже сегодня создать нашу внутреннюю государственную комиссию по расследованию событий 7 октября – по той доле ответственности, которую должны нести и наши министры, и премьер-министр, и армия в тех событиях, которые произошли. Это бы повлияло, возможно, на решение прокурора и судей. Я очень надеюсь на те шаги, которые будут предприняты в ближайшие недели. Я был очень рад безусловной поддержке позиции Израиля президентом Байденом. Можно спорить о тех или иных нюансах в политике, но нет никаких причин и никакой основы для сравнения Израиля, который стал жертвой нападения, и агрессоров из ХАМАС. 

Иран и Израиль: горячая внешняя политика для решения внутренних проблем
Игорь Виттель, Алиса Шамир
По тому, каким образом США будут или не будут отмазывать Израиль в целом и Биньямина Нетаньяху в частности – от угрозы быть осуждённым не только за употребление лишних сигар и бутылок шампанского (в БАГАЦ в Израиле), но и за военные преступления против мирного населения Газы (в МУС в Гааге), – мы сможем оценить, насколько безгранично американское покровительство маленькому, но невероятно наглому Израилю.
Подробнее

Фёдор Лукьянов: Есть ли у вас ожидания, что из-за гибели президента Ирана произойдут какие-то изменения в иранской политике в отношении Израиля?

Владимир Беляк: Все аналитики, политики, эксперты, думаю, справедливо полагают, что это не окажет значительного влияния ни на политику Ирана в отношении Израиля, ни на войну, которую сегодня Израиль ведёт, – хотя бы потому, что в реальной политической системе Ирана главные решения принимает не президент, а Али Хаменеи и его окружение. Президент играет меньшую роль значение. Здесь, мне кажется, гораздо большее значение на политику в краткосрочном плане может оказать гибель министра иностранных дел, потому что он был достаточно влиятельной фигурой в международных кругах.

Фёдор Лукьянов: Военная операция продолжается, несмотря ни на что. С точки зрения оппозиции, видите ли вы у правительства чёткий план того, к чему оно стремится и чем это должно завершиться?

Владимир Беляк: Для начала следует отметить, что 7 октября Израиль пошёл на вынужденную войну – не мы её начали. Это вынужденная, справедливая война на фоне тех зверств ХАМАС, которые произошли 7 октября. Сегодня после семи с половиной месяцев после начала войны я вынужден признать, что основные цели войны всё ещё не достигнуты. 

Во-первых, 128 наших граждан ещё находятся в тоннелях ХАМАС в Газе. Многих из них, к сожалению, уже нет в живых. Мы не знаем точно – сколько, но, думаю, что самая главная цель на сегодня – спасти тех, кого ещё можно спасти. Для нас (для партии «Еш Атид» и для её лидера) это всегда было самой главной целью. Во-вторых, мы ставили перед собой цель уничтожить военную и гражданскую инфраструктуру ХАМАС. Если с военной составляющей наша армия справляется достаточно успешно, с гражданской получается меньше, главным образом потому, как вы правильно отметили, что правительству не хватает стратегического планирования в этом плане.

Пока Израиль либо не согласится, либо не предложит по своей инициативе план послевоенного гражданского урегулирования, мы не сможем разрушить гражданскую власть ХАМАС в Секторе Газа.

Нет сомнений, что в ближайшие годы после 7 октября весь контроль в сфере безопасности должен оставаться за израильской армией в Секторе Газа. При этом я не думаю, что в наших национальных интересах заниматься гражданскими вопросами: уборкой мусора, здравоохранением, образованием и так далее. Это должна делать местная палестинская администрация – не обязательно палестинская автономия, но администрация – в сотрудничестве с американскими представителями, в сотрудничестве с умеренными арабскими странами, которые готовы принять участие в послевоенном восстановлении в Секторе Газа. Я думаю, это тот вариант, на который мы должны пойти.

Но Нетаньяху в силу своих коалиционных ограничений на это не идёт, что сегодня ограничивает нашу возможность достичь всех целей войны. Кроме того, это ограничивает нашу способность прийти к некому решению на севере. На сегодняшний день, как минимум, 60 тысяч наших граждан эвакуированы из наших городов на севере страны, который ежедневно обстреливается боевиками «Хизбаллы». 

Это некие сообщающиеся сосуды, которые не позволяют нам достигнуть всех целей войны, включающие освобождение заложников, разрушение гражданской и военной инфраструктуры ХАМАС и урегулирование на севере. Пока у правительства не будет вот этого стратегического виденья, стратегического планирования ситуации в Секторе Газа, не думаю, что мы достигнем этих целей, потому как Нетаньяху в силу своих коалиционных ограничений делать этого, видимо, не может. Это одна из причин, по которой мы требуем досрочных выборов. 

Фёдор Лукьянов: Вы описали в общих чертах примерно то, что вы готовы были бы делать, если ваша партия сформирует правительство. У вас есть более конкретный план? Допустим, вы приходите к власти. Что конкретно делаете дальше?

Владимир Беляк: Я не знаю, могу ли говорить о деталях, но поддерживаются постоянные контакты. Буквально несколько дней назад советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан был в Израиле, госсекретарь Энтони Блинкен с начала военной операции был в Израиле уже шесть или семь раз. Есть постоянные контакты и с президентом Байденом; не совсем – в последние недели, но постоянно есть контакты с представителями Катара и Египта. Есть информация об усилиях американской администрации прийти к широкой нормализации между Израилем и Саудовской Аравией. Есть разные планы, но, в принципе, в общих чертах конструкция понятна. Речь идёт не об израильской гражданской администрации. 

Есть министры в правительстве Израиля, которые выступают за израильскую военную администрацию в Секторе Газа. Это будет стоить израильским налогоплательщикам как минимум 20 млрд шекелей – это около 5 млрд долларов в год. Также они хотят увеличения военной службы для наших солдат с трёх до четырёх лет. На это израильское общество, на мой взгляд, пойти не может, поэтому в общих чертах это должна быть палестинская администрация с участием умеренных арабских стран и поддержкой американской администрации. Думаю, что это та система, которая сможет работать. 

К сожалению, в сегодняшней политической констелляции, при нынешнем израильском правительстве такого быть не может. Я очень надеюсь, что в ближайшие месяц-два у нас будут некие подвижки, позволяющие нам либо пойти на новые выборы и создать новое правительство, которое займётся восстановлением разрушений, оставленных нам Нетаньяху, либо в рамках этого кнессета, этого парламента можно создать ещё другое – более дееспособное – правительство, которое будет стратегически оценивать ситуацию.

Иран, Израиль, МУС и российские активы. Эфир передачи «Международное обозрение» от 24.05.2024 г.
Фёдор Лукьянов
Каких перемен ожидать в связи со сменой президента в Иране? Что для Израиля означает признание палестинской государственности тремя европейскими странами? Международный уголовный суд против Нетаньяху: кто победит? Отъём российских активов как часть мировой экономики: выгода для Запада или риск? Смотрите эфир передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым на канале «Россия-24». 
Подробнее