09.11.2023
Тупик политического насилия
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Яков Рабкин

Заслуженный профессор истории Монреальского университета (Канада).

Когда появились новости о вторжении боевиков ХАМАС на юг Израиля, я гостил у своего племянника в Санкт-Петербурге, в квартире, где я вырос и жил до отъезда из Советского Союза более полувека тому назад. На следующее утро, гуляя по центру бывшей имперской столицы, я вдруг вспомнил, что многие улицы в советское время носили имена теоретиков и практиков политического терроризма конца XIX века.

Среди них – Пётр Лавров, Иван Каляев, Степан Халтурин, Андрей Желябов, Софья Перовская. Они с гордостью называли себя террористами. Все эти улицы расположены в нескольких минутах ходьбы от храма Спаса на Крови. Многоцветный, с луковичными главами храм, столь нетипичный для строгого городского ландшафта Петербурга, был возведён в память об императоре Александре II рядом с местом его убийства в 1881 году. А в советские годы окрестные улицы носили имена совершивших это покушение революционеров.

Для них террор был способом добиться социальных и политических изменений. При отсутствии выборов и любой иной формы участия общества в управлении страной их целью было запугать правящие круги и принудить их к уступкам. Когда в октябре 1905 г. Николай II был вынужден издать манифест, обещавший ограниченные политические права для населения, многие сочли, что их цель достигнута. Но самых принципиальных революционеров эти уступки не удовлетворили, и они продолжили террор против царского режима.

Террористические группы привлекали тогда многих представителей меньшинств: поляков, евреев, латышей и других. В Российском государстве они сталкивались как с политическим, так и с религиозно-этническим притеснением. Особенно это ощущали евреи: после убийства Александра II начались погромы и массовая резня. Волны погромов прошли и в начале следующего века. Чрезвычайно жестокими они были на Украине и в Молдавии, где насилие в отношении евреев не было редкостью и раньше. Иногда евреи организовывались в группы самообороны, но ощущение незащищённости не исчезало. Почти 2 млн евреев были вынуждены эмигрировать, в основном в Северную и Южную Америку. 

Именно в таких условиях многих молодых евреев привлекла новая идеология – сионизм, на которую они проецировали свои социалистические убеждения. Несколько тысяч неудовлетворённых Октябрьским манифестом революционеров прибыли в Палестину, тогда территорию Османской империи, с намерением построить социалистическое общество и воспитать нового еврея, мускулистого и свободного от религиозных догм. Готовые к труду и обороне, они создавали сельскохозяйственные коммуны (кибуцы) и по возможности вооружались. В то время как большинство евреев, стремившееся в Америку, мечтало встроиться в жизнь принявшей их страны, поселенцы-сионисты прибыли в Палестину, чтобы создать там собственное независимое от местного населения общество, свой «новый мир построить». С другой стороны, их планы вполне вписывались в рамки респектабельного тогда поселенческого колониализма по примеру Канады или Алжира.

Трудно переоценить роль сионистов из России в политическом и военном становлении государства. Хотя эмиграция из России сошла на нет в самом начале 1920-х гг., три десятилетия спустя 60 процентов депутатов парламента Израиля были уроженцами Российской империи. За исключением Нафтали Беннета, там же родились все премьер-министры Израиля или их родители.

Палестина и Украина: мир возможен
Яков Рабкин
Бранденбургские ворота и Белый дом подсвечены белым и синим – цвета флага Израиля. Недавно подсвечивали жёлтым и синим – цвета флага Украины. В обоих случаях Запад обещает неограниченную поддержку и называет атаку на Израиль, как и ранее на Украину, неспровоцированным злом. Сценарий повторяется.
Подробнее

Поселенцы-сионисты из России жаждали покончить с прошлым, особенно с ощущением собственного бессилия, которое они испытывали в черте оседлости, где большинству евреев было предписано жить вплоть до 1917 года. Отказавшись от родного идиша, они стали говорить на созданном в рамках сионистского движения современном иврите. В черте оседлости им нельзя было возделывать землю, и в Палестине многие из них стали кибуцниками и занялись сельским хозяйством.

Но «весь мир насилья» им разрушить не удалось. Они привезли в Палестину опыт политического террора и память о погромах. Большинство из них были родом из еврейских местечек, где контакты с неевреями были ограничены и нередко сопряжены со страхом. Лишь немногие были знакомы с жизнью космополитичного Санкт-Петербурга или разнородной Одессы.

Своё недоверие к неевреям они перенесли на местных жителей Палестины. Несмотря на социалистическую фразеологию, в Палестине сионисты, по сути, воспроизвели местечковый уклад черты оседлости.

Такого рода сегрегацию сионисты облекли в лозунги: «завоевание труда» (кибуш ха-авода), «созидать новое и самих себя» (ливнот у-лехибанот), «разделение» (хафрада) и так далее. Они начали вытеснять арабов с работы на предприятиях, отстраивать отдельный еврейский город Тель-Авив рядом со Старой Яффой и создавать сеть свободных от арабов учреждений. В 1920–1930-х гг. сионисты последовательно препятствовали созыву представительного органа различных этнических и конфессиональных групп Палестины, потому что тогда стало бы очевидно, что поселенцы-сионисты составляют на Святой земле хотя и очень активное, но меньшинство. Естественно, всем этим они вызывали к себе неприязнь и враждебность.

Под влиянием ориентализма (ещё до появления самого термина) они испытывали свойственное европейским колонистам превосходство по отношению к местному населению – как евреям, так и арабам. Это отношение только укрепилось, когда после Первой мировой войны Великобритания взяла Палестину под свой контроль. Как в Индии и Африке, британцы и здесь использовали силу, чтобы «усмирить туземцев». При этом к восстававшим время от времени арабам англичане применяли куда бóльшую силу, чем к боевикам-сионистам. Следуя принципу «разделяй и властвуй», британцы усугубляли раскол и конфликт между евреями и арабами.

Английский офицер разведки, сын миссионеров-протестантов в Индии и убеждённый христианский сионист Чарльз Орд Уингейт, активно готовил и руководил ударными отрядами сионистов. По словам израильского военного историка Мартина ван Кревельда, бойцов обучали, «…как убивать без угрызений совести, как допрашивать захваченных, расстреливая каждого десятого человека, чтобы заставить остальных говорить, и как пугать будущих террористов, погружая их головы в лужи нефти, а затем освобождать их, чтобы они рассказали другим, что их ждёт». Эту подготовку прошли многие будущие военачальники Израиля, в их числе Моше Даян.

Таким образом, в основе политической культуры сионистов лежат три элемента, два из которых привнесены из России: практика политического терроризма, память о погромах и расистская колониальная политика Великобритании. Ещё более глубокий отпечаток оставили последствия нацистского геноцида, задуманного в Европе и осуществлённого европейцами против европейцев.

Было принято за данность, что арабы понимают только язык силы. Как поселенцы (при всём своём атеизме), так и британцы ссылались на Библию для обоснования преимущественного права евреев на Святую землю. Если не брать во внимание коммунистов и часть рабочей партии «Поале Цион», социалистический идеал братства народов на практике уступил натиску еврейского национализма.

С самого начала поселенцы-сионисты стали опираться на силу. Позже, в частности для того, чтобы устранять препятствия своему политическому курсу, они стали прибегать к террору. Так, в 1924 г. был убит Якоб де Хаан, голландский еврей, активно сотрудничавший с отвергавшими сионизм раввинами, старавшимися сохранить добрые отношения с арабами. Теракт был проведён по приказу «Хаганы» – боевой организации, основанной за несколько лет до этого переселенцами из России. В 1930-х гг. они же основали ряд других террористических организаций и приняли самое активное участие в их деятельности. Изначально такие группировки совершали теракты против местных арабов, но позже расширили деятельность – стали убивать британских военных и гражданский персонал как в Палестине, так и в соседних странах. От их рук пал даже высокопоставленный представитель ООН из Швеции. Музей узников подполья в Иерусалиме подробно излагает историю сионистских боевых организаций и показывает самодельные бомбы и другие орудия террора.

В мае 1948 г. было провозглашено Государство Израиль. Это было сделано в одностороннем порядке, вопреки воле большинства жителей Палестины, включая многих евреев, а также всех соседних стран. Предсказуемо это спровоцировало нападение нескольких арабских государств. Но ещё за несколько месяцев до этого боевики-сионисты прибегли к террору для запугивания палестинских арабов и полной или частичной зачистки от них Хайфы, Сафеда, Тиберии, Западного Иерусалима и сотен сёл и деревень. Эта политика этнической чистки сегодня детально документирована, в том числе и израильскими историками.

Вскоре после своего образования Израиль ввёл для палестинских арабов военное положение, которое продолжалось по 1966 год. Беженцев и изгнанных палестинцев, которые пытались вернуться домой, выдворяли, арестовывали или убивали. Ещё больше палестинцев стали беженцами после победы Израиля в войне 1967 года. С тех пор Израиль опирается на военные и полицейские меры для контроля над палестинцами на Западном берегу Иордана и в секторе Газа. Они, в отличие от палестинцев – граждан Израиля, практически бесправны, и потому именно в их среде образуются ячейки сопротивления, нередко прибегающие к террору.

Жестокое нападение боевиков ХАМАС 7 октября 2023 г., естественно, вызвало гнев и ужас большинства израильтян. Не долго раздумывая, военное и политическое руководство страны сразу же подвергло Газу массивным бомбардировкам, за которыми последовало наземное вторжение сотен тысяч солдат. Израиль применил сокрушительную силу, чтобы терроризовать и подавить палестинцев. Это привело к большому количеству жертв (на момент написании этой статьи – почти 10 тысяч убитых и 32 тысячи раненых) и гуманитарному кризису. Независимые эксперты всё чаще квалифицируют действия Израиля в Газе как геноцид.

Тем временем на Западном берегу Иордана поселенцы-сионисты усилили давление на палестинцев, запугивая их, устраивая погромы и поджигая дома. Израильские силовики подвергли сотни палестинцев административному аресту, в котором годами находятся несколько тысяч человек. В самом Израиле в последние недели палестинцев стали лишать работы и исключать из университетов.

Нормой стала и огульная демонизация палестинцев. Даже весьма сдержанный президент страны Ицхак Герцог, некогда озабоченный подъёмом фашизма в Израиле, сегодня заявляет, что в Газе нет «невинных мирных жителей». Парламентарий от «Еш Атид», которая в Израиле считается либеральной центристской партией, Мейрав Бен-Ари, говоря о тысячах палестинских детей, убитых в результате израильских бомбардировок, заявила: «Дети Газы сами на себя это навлекли. Мы – нация миролюбивая и жизнелюбивая».

Нынешнюю вспышку насилия нельзя было не предвидеть. Ещё в 1948 г., во время войны за независимость Израиля (палестинцы называют её Накба, то есть «катастрофа»), Ханна Арендт, бежавшая из нацистской Германии еврейка, ставшая известным американским политическим философом, предупреждала: «Даже если евреи победят в этой войне… “победители” окажутся в окружении враждебного арабского населения, запертыми в своих границах, под постоянной угрозой, вечно озабоченными обеспечением безопасности… И такова будет участь народа, который – неважно, сколько ещё иммигрантов прибудет в страну и насколько расширятся её границы, – останется очень маленьким народом, окружённым намного превосходящими по численности враждебными соседями».

Война Израиля в Газе ещё раз подтверждает её диагноз. Израиль может выиграть эту войну. Но выиграть мир руководителям страны мешают политические установки, унаследованные от британских колонизаторов и бежавших из еврейских местечек более ста лет назад переселенцев-сионистов.

По мнению израильского философа Джозефа Агасси, все израильские правительства ведут себя так, как будто управляют местечковой общиной, своего рода гетто: они игнорируют интересы нееврейского населения и тем самым раздувают пламя бесконечной войны.

Но, заметил он, «гетто, располагающее мощной армией и ядерным оружием», представляет опасность не только для соседей Израиля.

Администрация Байдена повышает градус опасности, используя мессианскую риторику руководителей Израиля, заявляющих, что они ведут в секторе Газа вселенскую борьбу со Злом. Это лишь усиливает упор на силу – наследие, с одной стороны, использовавших террор народников и эсеров, с другой, европейских держав, стремившихся всеми силами сдерживать деколонизацию.

Добьётся ли Израиль успеха, в очередной раз запугав и подавив палестинцев ценою тысяч жизней? Или будет искать иное решение созданной сионистским государством «палестинской проблемы»?

Автор: Яков М. Рабкин, заслуженный профессор истории и научный сотрудник Центра международных исследований CERIUM (Монреальский университет)

Текст: Авторизованный вариант английского оригинала (оригинал: Presenza — International Press Agency)

Одно или два государства на Святой земле? || Итоги Лектория СВОП
Яков Рабкин, Фёдор Лукьянов
Каким будет Ближний Восток после окончания острой фазы израильского конфликта с палестинцами – вопрос, на который сегодня никто не решается ответить. Ясно одно: новый кризис будет иметь далеко идущие последствия. О том, как история и идеология Израиля влияют на возможность установления прочного мира, Фёдор Лукьянов поговорил с Яковом Рабкиным на Лектории СВОП 24 октября.
Подробнее