Новая политическая реальность сильно сказалась на бизнесе российских софтверных компаний. С одной стороны, разработчики ПО столкнулись с необходимостью быстрого насыщения внутреннего российского рынка, а с другой – вынуждены переориентировать направления своей глобальной экспансии.
Параллельно с этим процессом в целом ряде стран Ближнего Зарубежья, Азии и Африки наметился дрейф в сторону формирования их собственной технологической идентичности. По сути, создаётся новый технологический уклад, который подразумевает отказ от доминантного давления в этой сфере привычных вендоров.
Опыт выстраивания цифрового суверенитета
Политическая ситуация естественным образом изменила приоритеты российских компаний на глобальном рынке. Сегодня они фокусируются на работе в странах, которые принято называть дружественными. В первую очередь это государства Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки – причём те из них, которые претендуют на технологическую независимость от западных стран и корпораций.
Этим государствам и их локальным рынкам интересны не только российские продукты, но и наш опыт выстраивания цифрового суверенитета, когда в одночасье по инициативе иностранных игроков разрываются многолетние отношения с заказчиками «провинившейся» страны – они не получают обновлений и поддержки решений, которые в своё время приобрели. По сути – лишаются возможности развития своих систем.
Россия – не единственная страна, которая демонстрирует миру «ген технологического суверенитета». Отстаиванием собственной цифровой независимости занимаются Индия (эту страну можно уверенно назвать лидером в этой области), Индонезия, Малайзия, Вьетнам, страны Ближнего Востока и Латинской Америки.
Стоит отметить ещё одну важную деталь. Западные вендоры, работающие на этих рынках, стремятся к доминированию. Это касается не только рыночных долей, но и авторитарного стиля их взаимоотношений с партнёрами и заказчиками. Для партнёров создаются жёсткие рамки сотрудничества, ради которого они вынуждены частично жертвовать своим независимым статусом.
Заказчики же часто приобретают решения в виде «чёрного ящика», который не допускает внесения изменений или доработки.
При этом заинтересованность компаний из дружественных стран в сотрудничестве с российскими разработчиками взаимна. Дело в том, что и российский, и вьетнамский, и даже индийский и китайский рынки сравнительно невелики по мировым масштабам. Поэтому кооперация поможет ещё и совместно с уже существующими партнёрами из Азии и Африки осваивать рынки других стран, где пока доминируют западные вендоры.
Какие рынки интересны российским разработчикам
Ассоциация «РУССОФТ» провела исследование российской софтверной индустрии за 2023 год. Оно показало, что отечественные компании, которые годом ранее не вели собственных проектов за рубежом, часто заявляют о своей заинтересованности расширить географию бизнеса. Если в 2022 г. таких компаний было 26,3 процента от числа опрошенных, то в 2023 г. – уже 41,2 процента.
В качестве наиболее перспективных для экспансии направлений респонденты называли страны Ближнего Зарубежья (37,6 процента), Южной и Восточной Азии (12,9 процента), Ближнего Востока (7,1 процента), а также Южной и Центральной Америки (5,9 процента). В ближайшие месяцы станут известны консолидированные данные, а пока же прогнозируется, что в совокупном обороте российских компаний доля продаж в странах Ближнего Зарубежья достигнет 13 процентов, порядка 5 процентов придётся на продажи в Южной и Восточной Азии и только около 3 процентов – на США и Европу, те страны, которые ранее были основными рынками для наших разработчиков.
Наиболее перспективным для наших компаний представляется рынок Индии. Её внутренний рынок – 1,4 млрд человек, здесь есть собственная высокоразвитая индустрия разработки ПО. Правда, долгие годы местные разработчики фокусировались на экспорте ИТ-услуг, а не на построении собственного технологического суверенитета.
Сегодня индийские компании, которые постепенно мигрируют в сторону развития продуктовой разработки, нуждаются в партнёрах, которые не претендуют на захват местного рынка, а стремятся развивать кооперацию и совместное усиление компетенций. Поэтому вместе с индийскими разработчиками можно и нужно строить новые доверенные ИТ-системы, которые будут приближать нас к новому технологическому укладу. Такой опыт может стать эффективной моделью ведения международного бизнеса и транслироваться на другие страны БРИКС+.
Активно развивает собственный технологической суверенитет Китай. Но партнёрство с ним имеет другие особенности. Здесь признают весьма высокий уровень российских разработчиков ПО и активно демонстрируют стремление развивать сотрудничество. Но оно должно быть нацелено на синхронизацию технического и нормативного регулирования инноваций, расширение обмена и выработку новых моделей сотрудничества в технологиях нового технологического уклада. Это такие перспективные области, как искусственный интеллект, интернет вещей, киберфизические системы, 6G, обработка больших данных, информационная и кибербезопасность, цифровые образовательные технологии, квантовые вычисления и квантовая криптография.
Другие страны Азии и Африки – ещё одна группа интересных российским компаниям локальных рынков. Работа на них не столь благоприятна. Здесь не так устойчива политическая ситуация, имеются проблемы с инфраструктурным обеспечением бизнеса, вплоть до отсутствия в некоторых местностях устойчивого доступа в интернет и проблем с электроснабжением. Но многие локальные рынки тем не менее весьма перспективны, в первую очередь – Вьетнам. Кстати, здесь весьма активно развивают бизнес крупные российские компании – «Лаборатория Касперского», Positive Technologies и 1С.
Заинтересованность компаний из дружественных стран в сотрудничестве с Россией опирается на многие факторы, но основной из них, конечно, – предложение, которое наши разработчики способны сделать локальным рынкам.
Они играют решающую роль для выстраивания собственных систем безопасности стран Азии и Африки. Кроме того, внимание привлекают прикладные платформенные системы управления энергетикой, интеллектуальным транспортом, «умными городами». В дружественных странах весьма изучают и российский опыт информационного обеспечения государственного управления и социальных сервисов. И, конечно, чрезвычайно высок интерес к системам информационной безопасности.
Роль государства
Смена приоритетов российской разработки ПО в области продвижения на международных рынках – достаточно болезненный процесс. Он требует от участников рынка и новых компетенций, которые лежат за рамками софтверной индустрии, и содействия, для которого необходимы политические ресурсы.
Российским компаниям здесь не обойтись без помощи государства. Можно выделить несколько необходимых мер такой поддержки.
Прежде всего, ПО и в целом ИКТ решения нужно включить в список приоритетов российского экспорта. Это чрезвычайно важно для дружественных России стран. Они часто в силу недостаточного уровня технологического развития способны приобретать ИТ-решения только под ключ, но не имеют для этого свободных финансов.
Вторая необходимая мера – обеспечение поддержки массового участия российских компаний в ведущих зарубежных выставках в дружественных странах и специализированных бизнес-миссиях ИТ-компаний в эти страны.
Третье – российским компаниям необходимо грантовое долгосрочное финансирование проектов продвижения отечественных технологий. Это нужно и для создания системы подготовки местных кадров для работы с российскими ИТ-решениями, и для поддержки представительств российского бизнеса в дружественных странах.
Опыт взаимодействия с заказчиками из других стран говорит о том, что наши конкуренты часто используют отсрочки платежей. То есть они осуществляют поставку продукции, а оплата за неё производится значительно позже – через два-три года, а то и больше. Российским игрокам на сегодняшний день подобный подход использовать затруднительно. Поэтому одной из важных мер стимулирования их деятельности видится создание механизма, где использовались бы возможности банков или же некой межправительственной структуры. Такой механизм должен позволить кредитовать российские компании или оплачивать им внедрение решений на зарубежных рынках, сдвигая платежи заказчиков на длительный срок.
Четвёртое – на этапе перехода к новому технологическому укладу чрезвычайно важно оказывать поддержку формированию комплексных платформенных решений, технологически независимых от ведущих производителей из западных стран. И это требует поддержки государства, в том числе финансовой, нацеленной на создание консорциумов российских ИТ-компаний и обеспечения совместимости их решений в общем платформенном решении.
Осуществить эти меры можно только совместными усилиями государственных органов, отраслевых институтов развития (РФРИТ и ВЭБ.РФ) и ИТ-бизнесом в лице его отраслевых ассоциаций. Последние могут стать экспертными центрами, которые проведут выбор тех или иных мер поддержки и обеспечат непосредственное взаимодействие с бизнесом.
Помимо этого, сотрудничество нужно налаживать не только между бизнесом, но и между государствами. Это открывает серьёзные перспективы перед сервисами, использующими открытые данные.
Например, в странах Юго-Восточной Азии интерес вызывают экосистема городских сервисов Санкт-Петербурга и приложение «Я здесь живу». В этих странах уже осознают необходимость создавать для граждан сервисы в привычной для них среде, где люди общаются с семьёй, друзьями и готовы давать государству обратную связь. В направлении G2C многие дружественные страны продвинулись существенно меньше, чем Россия, поэтому очень рассчитывают на сотрудничество с нами и готовы перенимать наш опыт. В сегменте B2G наибольший интерес вызывают решения анализа данных и технологии для автоматизации бизнес-процессов. В России эти отечественные решения органически победили западных игроков, поэтому и на иностранных рынках наши продукты имеют потенциал для занятия существенных и даже ключевых долей рынка в своих нишах.
Авторы:
Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ».