Статья опубликована в спецвыпуске, изданном в рамках выполнения проекта «Россия глазами зарубежных лидеров нового поколения», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 19 февраля 2018 года N 32-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом президентских грантов (http://svop.ru/wp-content/uploads/2019/07/rimG.pdf).
Евросоюз процветает, Великобритания передумала и вернулась, а с Россией Европа имеет хорошие, добрососедские и экономически взаимовыгодные связи – такими мне хотелось бы видеть отношения России и ЕС через 20 лет. К сожалению, сегодня нет ни одной причины предполагать, что такой сценарий возможен.
Регулярное ужесточение санкций, непредсказуемость лидеров России, США и Великобритании дает основание полагать, что самый сложный период еще впереди. В Европе преобладают националистические настроения, которые мешают развиваться исторической идее Евросоюза, все сложнее согласовать мнения стран-участниц ЕС. Порой даже кажется, что у Евросоюза нет общего видения, стратегии будущего или даже примерного направления.
Бедность и неравенство
Я уверена, что причина невзгод – обыкновенные бедность и неравенство, причем это касается не только бедных государств, но и богатых. В моей родной Латвии расслоение уже принесло результат: среди тех, кому от 30 до 40 лет, за последние два десятилетия страну покинули 25 процентов. Смена места жительства – способ голосования против коррупции и системы, которую сложно изменить. Эмиграция работоспособного населения – лучшая форма протеста: не ломает судьбы, не вызывает гражданских войн, грабежей, арестов и прочего. Собрать европейцев на митинг или акцию все сложнее, учитывая растущую роль технологий. Люди стали самодостаточными и им хватает общения в интернете, где можно выразить мнение по любому вопросу. Для молодежи богатство больше не является целью, все меньше молодых людей стремится купить квартиры, машины и прочее имущество. Все понимают, что хотят перемен, но мало кто готов встать и взяться за дело, ведь для изменения общей системы нужна сила масс и много времени, а изменить среду обитания стало легко – можно просто сесть в самолет и сменить страну. На фоне растущего неравенства у молодого поколения не хватает мотивации, любви к родине, чтобы остаться и что-то менять. Идти в политику – это не считается престижным, честным путем на этом не заработаешь. Причин двигаться против течения, рисковать своей судьбой и семьей нет.
Похожая ситуация характерна и для других стран Центральной и Восточной Европы. Власти Евросоюза не раз выражали неудовольствие тенденциями развития ЦВЕ, поэтому богатые страны Евросоюза протестуют по-своему: вводят разные механизмы защиты рынка, другими словами прибегают к протекционизму. Складывается интересная ситуация. С одной стороны, наиболее развитые страны ЕС хотят решить проблемы рабочей силы за счет жителей Восточной Европы и «потенциальных участников», как Украина и Турция. С другой стороны, каждое государство вводит все новые правила и требования, которые защищают местные рынки. Такой курс противоречит идее торгового союза.
К тому же Евросоюз – не только экономическое, но и политическое объединение, а в политических вопросах согласованности не наблюдается вовсе. Сегодня страны Европейского союза не могут найти общий язык по многим стратегическим вопросам, например, по энергетике. С выходом Великобритании ситуация только усугубится, без срочных решений может привести и к дальнейшему расколу. Конечно, это не произойдет в один день, еще будут возможности опомниться.
Жизнь после Путина
Отношения между ЕС и Россией во многом будут зависеть от действий Владимира Путина в ближайшие четыре с половиной года, то есть до следующих выборов президента. Чтобы отношения ЕС – России начали подавать надежду, господин Путин должен стать «правильным» и «удобным» для лидеров Запада, в идеале – вернуть Крым Украине. Нет оснований полагать, что такое может случиться.
Еще более неясной кажется жизнь после 2024 года. Готова ли Россия к смене лидера? Готов ли к этому весь мир? Что произойдет с замороженными конфликтами в странах бывшего СССР? Будет ли Рамзан Кадыров клясться в верности новому президенту России, либо появится риск третей чеченской войны? Негативные ответы на эти вопросы безусловно чреваты дальнейшим расколом, что приведет к поискам других средств демонстрации силы, ведь имперское мышление никто не отменял. Если пример с избранием Владимира Зеленского на Украине через несколько лет покажет позитивные результаты и принесет долгожданные реформы, и российское молодое поколение может сильнее захотеть перемен. Но даже избрание молодого, инакомыслящего лидера в России еще не гарантирует успеха. Там правят силовые структуры, которые подавляют попытки протестов, не говоря уже о реальной смене власти.
Большие братья
Не менее важным обстоятельством будут через 20 лет внешние факторы, интересы других крупных государств, как Соединенные Штаты и Китай. США как главный стратегический партнер Евросоюза оказывает огромное влияние на события и политику ЕС. Независимо от того, кто окажется у руля в Вашингтоне, Евросоюз продолжит поддерживать партнерство и прислушиваться к советам. Соединенные Штаты диктуют странам Европы, какие санкции вводить и от каких совместных проектов отказаться для достижения геополитических целей Америки (а не ЕС). Это создает все новые конфликты внутри единой Европы.
Неоднозначную роль также играют интересы Китая в Евросоюзе. Собрав в одно сообщество 16 самых бедных стран Восточной Европы, Китай обозначил понятные цели и перспективы – покорить европейский рынок, обеспечив себе большой сбыт. Странам формата «16+1» тяжело отказаться от китайских инвестиций, особенно когда предприятия Западной Европы инвестируют сюда очень пассивно.
Это только самые очевидные факторы, которые мешают улучшению отношений между Россией и ЕС. Мне бы очень хотелось, чтобы Евросоюз не распался, Россия окрепла и через 20 лет эти две стороны были крепкими друзьями. Единственной возможностью достичь такого результата будет переориентация с политических приоритетов на экономические, в том числе с целью решения глобальных проблем в экологической сфере, которая является наиболее важным фактором для всего человечества. Если Россия и страны ЕС смогут наладить торговлю постепенно отменяя санкции, которые не принесли ожидаемого результата, политические и военные маневры могли-бы уйти на второй план. Правда, и Россия должна пересмотреть взгляды, найти другие способы самовыражения и самоутверждения, нежели покорение новых территорий. Зачем России новые территории, если она не может обеспечить уровень жизни в уже имеющихся?
Как же наладить диалог? История показывает, что нет других способов начать переговоры, чем встречи и дискуссии. Если бы самые влиятельные люди этого мира смогли сесть за один стол, как это было на Ялтинской конференции, и прийти к общему знаменателю, как жить дальше, возможно через 20 лет мы могли бы говорить об укреплении экономических связей и культурных ценностей, а не о том, как избежать войны. Пока же будущее Евросоюза и России похоже на глубокий раскол.