После сорока лет реформ и стремления к открытости празднование столетия Компартии Китая стало возможностью продемонстрировать успехи «социализма с китайскими особенностями». Выступая 1 июля, председатель КНР Си Цзиньпин не стесняясь говорил о будущем Китая и центральной роли КПК: «Успех Китая всецело зависит от партии».
Новая уверенность и подход страны к мировым делам связан с КПК. В речи Си Цзиньпина о возрождении Китая говорилось 24 раза. Но что это возрождение означает на практике? Китай продолжит развитие на внутреннем и международном направлениях, однако по собственному пути – это и есть «социализм с китайскими особенностями», партия будет занимать центральное место в этом подходе. Подход Китая к развитию характеризуется центральной ролью государства не только в экономике, но и в социальной сфере. И здесь очень много заинтересованных участников и в центральном аппарате страны, и на местном уровне. А теперь подчёркивается, что развитие зависит от партии, потому что, как заявил Си Цзиньпин, именно КПК возглавляла и будет и дальше возглавлять процесс возрождения Китая.
Празднование продемонстрировало уверенность Китая, желающего, чтобы его воспринимали как нацию, которая способна дать отпор обидчикам и по праву может использовать свою силу. В то же время Пекин хочет, чтобы в нём видели сторонника мира и мирного развития. Эти цели не противоречат друг другу, но Пекину приходится искать баланс между агрессивностью – вспомните дипломатию «воинов-волков» – и образом друга, приверженного «ориентированной на человека философии развития, защите социальной справедливости и правосудия».
Как отметил Си Цзиньпин, сложная международная обстановка, безусловно, станет вызовом для Китая на этом пути. Тем не менее вряд ли поиск баланса между агрессивным и мирным Китаем пойдёт на пользу Западу в целом и Австралии в двусторонних отношениях. Пекин последовательно придерживается подхода, который не приветствует «ханжеские поучения» – вспомните роль Австралии в инициировании расследования ВОЗ о происхождении COVID-19. Чтобы защититься от обидчиков, Китаю нужна мощная армия. Как недавно отметил Курт Кэмпбелл, координатор Белого дома по Индо-Тихоокеанскому региону, Пекин старается «изгнать Австралию из стада».
КПК – крупнейшая правящая партия в мире, она насчитывает 95 млн членов. С рецентрализацией власти при Си Цзиньпине значимость членства в партии только возрастёт. Однако приток новых членов в КПК с приходом к власти Си замедлился. Это результат введения дополнительных критериев для повышения «качества» кандидатов. В частности, предполагается привлекать более молодых и образованных. К 2019 г. чуть более половины членов КПК имели высшее образование, 35 процентов – рабочие и крестьяне, традиционная база партии.
Как показывают данные, опубликованные КПК в 2019 г., только 8,4 процента членов работают в партии и госаппарате. Но человек, занимающий высокую позицию в армии, университете, образовательном учреждении или госкомпании, скорее всего, будет членом КПК. Это отражает обязательная и быстрая институционализация партийных ячеек в организациях гражданского общества и частном бизнесе. Стремление формализовать контроль над этими секторами свидетельствует о том, что членство в КПК, которое всё сложнее получить, становится критически необходимым для продвижения по карьерной лестнице в любой сфере деятельности.
КПК вступает во второе столетие своей истории, и её роль в китайском обществе, политике и экономике возрастает по сравнению с предыдущим периодом реформ. Возможны и побочные эффекты этого тренда на фоне стремления Пекина укрепить связи с другими странами для реализации «китайской мечты».