Любимое слово Караганова — «элегантный», он использует его применительно ко всему — от внешнего вида до научной идеи или политического действия. Сам он — олицетворение элегантности. Сергей Александрович неизменно входит в число наиболее заметных столичных денди — как в отношении одежды, так и в том, что касается профессиональной сферы. Его стиль одеваться и вести себя многих раздражает, но зато никто и никогда не упрекнет Караганова в отсутствии цвета, в любом смысле этого слова. На долю юбиляра пришлись разнообразные периоды истории и сокрушительные общественно-политические потрясения, но в одном он предельно последователен — никогда не сливаться с ландшафтом, выделяться на общем фоне.
Автор этих строк тесно работает с именинником десять лет, и за это время не раз убеждался — он очень редко ошибается в том, что касается зримых и незримых процессов в мировой и российской политике. Его суждения не раз казались мне, как и многим другим, странными — то экстравагантными, то поверхностными, то завиральными. В подавляющем большинстве случаев вскоре приходилось признать, что Караганов прав, он почувствовал то, что другие еще не ощутили. Тогда же, когда это становилось общим местом, Сергей Александрович уже выдвигал новую идею, снова неожиданную и вызывавшую недоумение. Он обладает способностью видеть происходящее в общем контексте, отсекая несущественное, конъюнктурное, но точно улавливая закономерности. Это редкое качество даже для высококвалифицированных специалистов, многим из них, настоящим профи в своей сфере, не удается выйти за пределы узкого взгляда.
Караганов азартен — и в спорте, который он уважает не как болельщик, а как участник, и на страстно любимой охоте, и в жизни, и в работе. Он загорается идеей и тут же начинает со всем пылом и талантом ее реализовывать. Получается не все, но то, что удается, становится не просто событием, а вехой.
20 лет назад Сергей Караганов создал Совет по внешней и оборонной политике — неправительственную организацию, которая собрала людей подчас противоположных взглядов, что для России не было свойственно тогда, тяжело дается и сейчас. СВОП был и остается пространством острых споров о том, как сделать Россию государством, которое, верно оценивая современный мир, формулирует самостоятельную стратегию. 10 лет назад Сергей Александрович стал инициатором создания журнала «Россия в глобальной политике», сегодня — самого авторитетного из независимых отечественных журналов о внешней политике и международных отношениях. С 2004 года Сергей Караганов — президент клуба «Валдай», влиятельного международного сообщества тех, кого интересует будущее России в мире XXI века. В 2006 году Караганов возглавил факультет мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, который превратился в самый востребованный по этому направлению.
Караганов обладает качеством, которое можно назвать «конструктивной скукой». Запустив проект и убедившись, что тот работает, он начинает искать себе новое применение. И всегда его находит, почувствовав, что обществу нужно здесь и сейчас. Программа исторической памяти и примирения, которой Сергей Александрович занимается два года, — последнее по времени масштабное начинание, цель которого та же, что и у всех предыдущих: строить России новое будущее, опираясь на лучшее, что было в прошлом. Этим руководствуется СВОП, такой принцип лежит в основе редакционной политики журнала и учебного плана факультета.
Чем бы ни занимался Сергей Караганов, главным ориентиром остается чувство собственного достоинства. И для себя, и для страны. Меняются эпохи и общественно-экономические формации, но такой компас позволяет не терять направления. С Карагановым нелегко работать. Он требователен и своенравен, иногда импульсивен, непредсказуем и хочет всего сразу вне зависимости от того, возможно ли это. Но он задает планку, которая заставляет тянуться вверх, с ним интересно.
Как говорит русский народ, охота пуще неволи. Сергей Караганов обожает охоту — в прямом смысле этого слова — и ненавидит неволю, несвободу. Все, что он делает, он делает исключительно по собственной охоте, воле. И заражает других своим энтузиазмом, который неисчерпаем.