Этот год пролетел быстро – наверное, потому, что был очень насыщен событиями, но они неслись как общая лавина, единый поток, без взрывных моментов, меняющих направление. По той же причине переход из одного года в другой – не веха, а продолжение.
Для журнала это был год стандартный и нерядовой одновременно. Мы начали вторую двадцатилетку нашей истории. Первые двадцать лет промчались тоже довольно стремительно, хотя в них вместилась очень интенсивная эпоха. С самого начала задача, которую мы ставили, была сложной – как пройти по грани между академией и публицистикой, чтобы сохранить лучшие стороны того и другого: научную квалификацию и публицистическую доходчивость. Как вышло – судить не нам, а вам, дорогие читатели. Но мы продолжаем прилагать усилия.
Потомки вряд ли смогут понять, как это было, что называется, «в моменте». Взгляд из будущего в прошлое всегда несёт больший отпечаток современности, чем желания воссоздать, как оно было тогда. Зато вот очевидцы кардинальных перемен и больших потрясений начинают лучше понимать аналогичные события прошлого. Хотя, конечно, никакая прямая экстраполяция одного на другое невозможна. Мы убедились в этом и сейчас, на протяжении ушедшего года. В потоке происходящего можно угадать приметы того, что прежде уже случалось, иногда параллели кажутся даже очень верными. Но на деле ничего никогда не повторяется, а схожесть декораций или сюжетных ходов не означает воспроизводства сюжета.
Все вместе мы движемся вперёд немного наощупь. Нелинейность всех процессов не позволяет уверенно описать будущее. Никто сейчас точно не знает, как будет, и не может сказать, как надо. Поэтому мы, кто пишет, и вы, кто читает, находимся в равном положении.
Спасибо, что читаете наш журнал, следите за нашей работой, интересуетесь нашими мероприятиями, делитесь своими мнениями. Мы постараемся и дальше быть интересными для наших читателей, а читатели нам всегда интересы по определению.
Пусть 2024 г., очередной шаг эпохи изменений, будет более захватывающим, чем утомительным. Мировая политика обещает нам всё что угодно, кроме одного – она не будет предсказуемой и неинтересной. К сожалению, интересная мировая политика – это всегда взрывоопасно. Но тут уж ничего не сделаешь. С Новым годом, дорогие!