Европеизм, как явление российской и европейской жизни, неразрывно связан с эволюцией общественного сознания, и обращение к его исследованию предполагает выход за пределы только экономических, географических и геополитических концепций. Именно такой подход избрал в своей книге известный историк, академик Российской академии наук Александр Чубарьян.
Представая в самых различных ипостасях – от идеологии до сферы обыденного массового сознания, европеизм отражает восприятие Европы в качестве определенной общности и осознание принадлежности к ней. Постоянным его спутником, как следует из книги, всегда являлась проблема формирования «образа другого», «осложненная» политикой, конъюнктурными интересами, национальными и религиозными факторами. Всем своим содержанием книга призвана внести полновесный вклад в развитие диалога между народами, который на протяжении веков ведется вокруг темы «Россия и Европа».
Центральное место занимает вопрос о том, «как в реальной жизни и в динамике Россия принадлежала Европе (то приближаясь к ней, то отдаляясь от нее), в какой мере российское общество ощущало себя частью европейской цивилизации, культуры, политического и социального устройства» (с. 14). Тем более что Россия оказалась в наименее выгодном положении по отношению к процессам исторического становления европейской цивилизации, долгое время оставаясь и в географическом, и в политическом смысле «крайней» в Европе. Последняя же питала к ней, по выражению русского публициста и социолога Николая Данилевского, «солидарную враждебность» (с. 214). Этот аргумент нередко являлся и остается поводом для противопоставления России Европе. Но автор призывает более взвешенно подойти к рассмотрению сущности отношений, «внутреннего сродства» России и Европы.
Историю Европы сравнивали с зеркалом европейского сознания, в котором просматриваются черты ее нынешнего облика. В основе осознания европейцами своей принадлежности к культурной и политической целостности многие находили не столько внешние, культурно-исторические, критерии, сколько закономерности и тенденции, увиденные во взаимосвязи национального и общего.
Европа сложилась как некое сообщество далеко не сразу, а лишь в результате преодоления вековых распрей и взаимных претензий. Александр Чубарьян шаг за шагом прослеживает, как создавались проекты ее объединения от Данте и Эразма Роттердамского до Сюлли и Генриха Наваррского, как модели греческих амфиктионий, державных директорий, ареопага европейских кабинетов и дворов постепенно уступили место более широким замыслам федеративного устройства. Ярко обрисовано соперничество за сознание европейцев между проектами Сен-Пьера о формальном соглашении европейских монархов и Канта о союзе народов. Наконец, значительное внимание академик Чубарьян уделяет борьбе консервативного и либерально-демократического направлений в европейской мысли. В распоряжение читателя предоставляется подробный исторический анализ концентрации европейской мысли вокруг идеи объединения Европы, превратившейся в течение бурного XX столетия в союз европейских народов.
Одна из центральных идей, нашедших отражение в истории европейской мысли, заключалась в том, что сущностные отличительные признаки Европы – в ее многообразии. Развивая данную мысль, автор рецензируемой книги пишет, что «в этой диалектике общего и особенного, во взаимодействии национальной государственности и стремлении к выработке общеевропейских правил и законов проявилась одна из основных черт просветительской мысли Европы XVIII в.» (с. 146). Вопреки предвосхищениям многих мыслителей, включая Бенедетто Кроче, это многообразие не растворилось в новом бытии. И сегодня ростки осознания европейцами своего единства в многообразии пробивают себе дорогу сквозь толщу европейской бюрократии. «В самЧй объединенной Европе не исчезает, а иногда даже нарастает стремление к сохранению национальной специфики и собственных интересов европейских стран, причем даже тех, которые были главными «моторами» европейской интеграции» (с. 412). В этой связи представляется весьма плодотворной предпринятая Чубарьяном попытка установить параллели между опытом решения проблемы идентичности в европейском целом и историческим опытом России.
Рецензируемый труд дает читателю возможность соприкоснуться с историей формирования современной европейской цивилизации начиная с древнейших времен, сопоставив развитие и взаимопроникновение процессов западного и российского европеизма. Точкой отсчета для последнего на современном этапе, по мнению Александра Чубарьяна, с полным основанием можно считать петровское время. Пётр I фактически ввел Россию в «концерт европейских держав», благодаря ему и стараниями Екатерины II «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».
Естественно, важное место в книге занимает наследие российских просветителей, которые вводили Россию в русло европейских идей. Однако автору важно продемонстрировать, что причастность России к событиям в Европе не снимала глубоко противоречивого отношения российской общественной и политической мысли к европейским ценностям. Российский европеизм – широкое понятие, включающее в себя элементы и критики, и даже неприятия. Поэтому дискуссии, которые разворачивались вокруг темы «Россия и Европа», объединяли не только убежденных сторонников, но и противников, а также тех, кто склонялся к «позиции синтеза и определенного концептуального компромисса» (с. 223). Дискуссии XIX столетия имеют большое значение и для понимания особенности разногласий по данной проблеме на современном этапе. В развитие темы рассматривается понятие «русской идеи», которая, по мнению Александра Чубарьяна, всегда существовала в двух вариантах – в принятии или в противопоставлении Западу (прежде всего Европе). Взаимоотношениям «русской идеи» и «европеизма» посвящена отдельная глава книги.
Рассуждая о главном препятствии более тесным отношениям между Россией и Западной Европой, российский историк считает, что на протяжении всего XX века им являлось глубокое различие в системе ценностей. Одним из исторических примеров, отражающих суть данной проблемы, могут служить приводимые в книге слова Уинстона Черчилля: «Реальные границы между Европой и Азией – не цепи гор, не природные рубежи, но система веры и идей, которую мы называем Западной Цивилизацией» (с. 297). По убеждению автора, Россия долгое время не рассматривалась в качестве члена или партнера в проектах интеграции XX столетия именно по таким параметрам, как демократическое устройство, обеспечение свобод и прав человека, терпимость во всех областях, включая и религию, право человека на политический выбор.
На рубеже нового тысячелетия развитие России позволило говорить о создании предпосылок для принципиально нового этапа в эволюции «российского европеизма». Гарантия действенности указанных предпосылок, несомненно, в однотипности экономических отношений, что отражает объективные процессы истории, но решающим обстоятельством, полагает академик, явились политическая воля российского руководства и изменение восприятия Европы в самых различных слоях российского общества.
Основным содержанием нового этапа в развитии российского общественного сознания должно стать, по мнению академика Чубарьяна, понимание и усвоение европеизма, в том числе и как типа культуры (интеллектуальной, элитарной), и как явления повседневной жизни. Одной из необходимых предпосылок должно стать приобщение самых широких слоев общества к политической культуре, достигнутой западными странами. В то же время несомненным историческим фактом является то, что Россия и в географическом, и в культурно-историческом плане принадлежит в равной степени и Европе, и Азии. Из всего сказанного автор делает важнейший методологический и практический вывод: предназначение России – выступать в качестве синтеза двух великих цивилизаций. Тем самым новому варианту «российского европеизма» отводится в книге особая роль в связи «с укреплением российской государственности и апелляцией к национальным российским традициям и ценностям» (с. 412).
Эволюция «российского европеизма» на новом этапе, считает Александр Чубарьян, в немалой степени зависит от позиции самих европейцев, от того, насколько они готовы принять его. Детально очерчивая возможность соединить российские особенности с принципами, уровнем и условиями жизни западных демократий, автор убежден в том, что от сознания и воли народов в конечном итоге зависит, будет ли Россия принадлежать Европе, а стало быть, перспектива дальнейшего развития и прогресса, включая диалог культур и цивилизаций.
А.В. Кузяков – ответственный редактор журнала «Россия в глобальной политике».