08.02.2010
Реванш
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Пять с лишним лет спустя Виктор Янукович взял реванш у своих
противников, одержав крупную личную победу. После выборов-2004
немногие верили, что у него есть политическое будущее. Одни считали
Януковича обанкротившимся ставленником Кремля и авторитарного
режима Леонида Кучмы, другие упрекали его в нерешительности за
нежелание силой защитить свою победу. Да и вообще, на волне
«оранжевой» эйфории казалось, что Украина вступает в эпоху какой-то
совсем новой политики, где не будет места деятелям, подобным главе
Партии регионов.
За эти годы Виктор Янукович не стал другим человеком. Услуги
западных консультантов помогли осовременить имидж бывшего
начальника автокомбината, но мало изменили присущий ему глубоко
советский образ. Однако за эти пять лет Янукович демонстрировал
большую готовность играть по правилам (возможно, в данном случае
скорее стоит говорить о «понятиях»), чем его оппоненты – Виктор
Ющенко и Юлия Тимошенко. В отличие от действующего президента
руководитель «регионалов» не провоцировал политические кризисы, а в
отличие от нынешнего премьер-министра не отказывался моментально от
любых достигнутых договоренностей. Вообще, как ни странно,
поведение Януковича в 2005–2010 гг. больше укладывается в
европейский политический стиль, чем действия руководства
«оранжевой» коалиции. И если считать главными вехами на пути
строительства демократии создание дееспособных институтов, то вклад
в этот процесс Виктора Януковича, несмотря на его, мягко говоря,
нелиберальный облик, нельзя недооценивать.

Что изменится после смены власти?

Раздробленность украинского общественно-политического поля
никуда не денется. Сама политическая система Украины
(парламентско-президентская) функционирует на основе сдержек и
противовесов, поэтому доминирование какой-то группы практически
невероятно. Новому президенту предстоит работать в условиях
взаимодействия множества разнонаправленных интересов – деловых,
территориальных, культурных, социальных. Это означает, что
Януковичу придется проявлять гибкость и готовность к компромиссам
не только с представителями других сил, но и с теми, кто его
поддерживал, ведь и этот лагерь очень неоднороден. Договоренность в
Верховной раде Партии регионов с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко,
которая позволила изменить закон о выборах за три дня до
голосования, показывает, что торг возможен, а роспуск парламента не
единственный вариант, чтобы составить новую коалицию и назначить
премьер-министра вместо Тимошенко.

Хроника пятилетия демонстрирует, что в украинской политике на
деле гораздо меньше конфронтационного ожесточения, чем можно
предположить, глядя на ее внешние проявления. Несмотря на
постоянную напряженность и непрерывные стычки, столкновений стенка
на стенку стараются избегать. Возможно, в этом отражается
интуитивное понимание политическим классом хрупкости украинской
государственности, которую нельзя слишком часто проверять на
прочность. Любопытно, кстати, что единственным примером
непримиримой битвы на уничтожение стали в последние пару лет
отношения бывших соратников Ющенко и Тимошенко, что проявлялось до
последнего дня избирательной кампании-2009/2010.

Главная задача властей – преодоление тяжелейшего экономического
кризиса, в котором находится страна. Война президента и премьера, а
затем предвыборный марафон заблокировали все неотложные меры,
которые теперь придется принимать сразу и в пожарном порядке.
Необходимость получить срочную помощь из всех возможных источников
– России, МВФ, Евросоюза – будет, скорее всего, в ближайшее время
определять действия Киева на международной арене. Навстречу Москве,
видимо, будут сделаны политические шаги (Янукович может повторить в
президентской ипостаси все то, что он говорил, будучи в оппозиции),
навстречу Европе и международным организациям – экономические.
Украине нужно доказать способность проводить согласованный и
ответственный финансовый курс.

Накал страстей на прошлых выборах и степень вовлеченности
внешних игроков были столь велики, что казалось, будто Украина
прочно заняла место в центре мирового внимания и западные страны
готовы прилагать серьезные усилия для дальнейшего вовлечения Киева
в свою орбиту. Однако затем ситуация в мире начала быстро меняться
не в пользу Украины, тем более что ее внутренняя трансформация шла
совсем не так, как думали сторонники ускоренного сближения с
Европой и США. Сегодня интерес Европейского союза и Соединенных
Штатов к поддержке украинской модернизации и вовсе малозаметен:
слишком много более важных проблем. Россия, в свою очередь,
конечно, очень хотела бы поучаствовать в определении будущего
соседней страны, нонаученная предыдущим довольно горьким опытом,
скорее всего, постарается делать это аккуратно и постепенно.

Объективно Киев жизненно заинтересован и в интенсификации
экономических связей с Евросоюзом, и в восстановлении поля
сотрудничества с Россией, заметно вытоптанного в годы президентства
Виктора Ющенко. Насколько это возможно совмещать – вопрос открытый.
Москва снова взяла курс на экономическую интеграцию постсоветского
пространства, и одна из главных целей – предотвратить втягивание
новых стран в «Европу концентрических кругов». ЕС, естественно,
стремится к распространению влияния. Правда, способность Европы
предложить дивиденды соседним странам сейчас ограничена
экономическим кризисом. Хотя если возникнет реальная перспектива
банкротства Киева и попадания в полную экономическую зависимость от
Москвы, от Украины вряд ли совсем уж отвернутся.

В то же время Россия и Украина имеют общие интересы, которые
было невозможно воплотить в жизнь из-за острого политического
противостояния. Прежде всего это касается обеспечения
бесперебойного газоснабжения Европы. Утрата доверия и к поставщику,
и к транзитеру, которая стала следствием кризисов последних лет,
наносит тяжелый урон обеим странам. Виктор Янукович во время
избирательной кампании заявлял о намерении вернуться к идее
газотранспортного консорциума, похороненной, по сути, еще при
Кучме. Весьма вероятно, что и теперь дальше разговоров дело не
пойдет, но во всяком случае обсуждение этой темы будет в большей
степени, чем раньше, обусловлено экономическими реалиями, а не
только эмоциями и идеологией.

Строительство украинской государственности вступает в этап
«нормализации». Пятилетие Виктора Ющенко стало временем
националистического рывка, целью которого была форсированная
украинизация общественного сознания. В очень диверсифицированном
обществе такая попытка не могла увенчаться полным успехом: Ющенко
выступил в роли камикадзе (судя по результатам первого тура),
навязывая всей нации образ мыслей, присущий лишь небольшой ее
части. Однако третий украинский президент своего добился, еще
дальше отодвинув страну от советской идентичности. Крепкому
хозяйственнику Януковичу предстоит восстановить нарушенный баланс и
попытаться залатать экономический базис, сильно пострадавший от
потрясений последних лет. Но направление развития украинского
государства он менять не будет и в этом смысле продолжит дело трех
своих предшественников.

| GZT.RU