03.06.2020
Пять шагов на пути к продлению ДСНВ. Особенности процедуры в Российской Федерации
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Антон Хлопков

Директор Центра энергетики и безопасности (ЦЭБ).

Анастасия Шаврова

Приглашенный научный сотрудник, ЦЭБ.

ДСНВ может быть продлён даже после инаугурации нового президента США 20 января 2021 г. Москва и Вашингтон накопили большой опыт взаимодействия по вопросам ядерной проблематики, в том числе в части заключения и пролонгации соответствующих соглашений, а также имеют достаточный технический и дипломатический инструментарий, который,  при наличии политической воли в обеих столицах, позволяет решать соответствующие задачи даже в условиях дефицита времени.

 

Введение

 

5 февраля 2021 г. истекает срок действия последнего сохранившегося российско-американского соглашения в области контроля над вооружениями – Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (далее – ДСНВ)[1],[2]. Статья XIV Договора предусматривает возможность его продления по обоюдному согласию на срок не более пяти лет. 5 декабря 2019 г. Президент России В.В. Путин предложил продлить действие Договора «как можно быстрее» и «без предварительных условий»[3],[4]. Инициатива главы государства была формализована в дипломатической ноте МИД России, переданной в Государственный департамент США 20 декабря 2019 г. Документ содержал предложение продлить ДСНВ в «том виде, как он есть» и «без каких бы то ни было предварительных условий» и провести двухстороннюю встречу экспертов для обсуждения всего комплекса вопросов, связанных с пролонгацией Договора[5]. Согласно имеющейся информации, ответной ноты, по состоянию на 31 мая 2020 г., не последовало[6].

Представители МИД России в публичных комментариях все чаще обращают внимание, что продление ДСНВ подлежит ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации и длительность этой процедуры может исчисляться месяцами[7],[8]. В феврале 2020 г. российская сторона предложила США провести встречу юристов внешнеполитических ведомств двух стран для обмена информацией о национальных процедурах, связанных с продлением ДСНВ, однако Вашингтон от проведения такой встречи уклонился[9]. В ответ на сигналы Москвы по дипломатическим каналам, что пришло время начать предметное обсуждение процедуры продления Договора, представители Администрации США в своих заявлениях подчеркивают, что в этом вопросе спешки нет. Так, 9 марта 2020 г. на брифинге, посвященном ДСНВ, высокопоставленный представитель Государственного департамента США на вопрос о временны́х рамках пролонгации Договора отметил, что «продление уже заложено в его текст […] с нашей точки зрения, для этого необходимо лишь обменяться дипломатическими нотами. Оставлю российской стороне разъяснение их внутренних процедур и того, что они могут или не могут в себя включать […]»[10].

Данная статья является попыткой разобраться в российских национальных процедурах, связанных с пролонгацией ДСНВ, а также, в условиях отсутствия политического решения в Вашингтоне о продлении Договора за восемь месяцев до истечения срока его действия и в контексте предстоящих в 2020 г. президентских выборов в США, оценить минимальное время, необходимое для осуществления всех процедур (двухсторонних и внутригосударственных), связанных с продлением последнего действующего российско-американского договора в области контроля над вооружениями. При этом авторы намеренно оставляют за рамками детального рассмотрения другие факторы (внешне- и внутриполитические, военные, экономические, технологические и проч.), влияющие на перспективы продления Договора и заслуживающие отдельного глубокого исследования.

 

ДСНВ в системе международных договоров Российской Федерации

 

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению процедуры продления ДСНВ в соответствии с российским законодательством, обратимся к опыту одобрения законодательным органом государственной власти Российской Федерации самого Договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – ФЗ №101). В соответствии с ФЗ №101, ДСНВ подлежал ратификации законодательным органом государственной власти Российской Федерации по трем основаниям[11]. Во-первых, согласно пункту «1.а» статьи 15, ратификации подлежат международные договоры, «исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом». В частности, речь в этом контексте идет о наделении инспекторов и членов летных экипажей инспекционных самолетов привилегиями и иммунитетами, аналогичными дипломатическим, что создает для них правовой режим, отличный от действующего в Российской Федерации.

Во-вторых, пункт «1.г» статьи 15 ФЗ №101 гласит, что ратификации подлежат договоры «по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира
и безопасности».

В-третьих, в соответствии с пунктом 2 той же статьи ФЗ №101 ратификации подлежат «международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации». При этом статья XIV ДСНВ содержит положение, что «настоящий Договор […] подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон».

На основании пункта «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации и в соответствии с ФЗ №101, 28 мая 2010 г. Президент внес Договор на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума, ГД РФ). Письмо на имя Председателя ГД РФ, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 ФЗ №101, содержало 7 приложений: 1) Проект федерального закона; 2) Распоряжение Президента Российской Федерации о назначении официальных представителей; 3) Заверенную копию официального текста Договора; 4) Заключение Правительства Российской Федерации на проект федерального закона; 5) Пояснительную записку к проекту федерального закона; 6) Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона; 7) Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом. Общий объем направленного пакета документов составил 315 листов[12].

Заключение Правительства Российской Федерации на проект федерального закона о ратификации ДСНВ требовалось в соответствии со статьей 104 Конституции РФ, поскольку он относится к числу законопроектов, «[…] предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета»[13].

Официальными представителями Президента РФ при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ вопроса о ратификации Договора были назначены глава МИД России С.В. Лавров и Министр обороны РФ А.Э. Сердюков.

1 июня 2010 г. Совет Государственной Думы назначил Комитет по международным делам ответственным по законопроекту, а его соисполнителем – Комитет по обороне. Комитету по международным делам было поручено предоставить отзывы, предложения и замечания к законопроекту, предложенному Президентом РФ, и подготовить его к рассмотрению ГД РФ. По инициативе Комитета состоялись консультации с участием представителей профильных министерств и ведомств, а также экспертного и академического сообществ. 26 июня 2010 г. прошло совместное закрытое заседание Комитетов ГД РФ по международным делам, по обороне и по безопасности, в ходе которого обсуждались военно-политические и военно-технические аспекты соглашения с участием представителей МИД России и Министерства обороны. 8 июля 2010 г. проект Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» был представлен на заседании Комитета ГД по международным делам, в котором также приняли участие представители МИД России и Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ, и где документ получил поддержку депутатов. На том же заседании было предложено включить указанный законопроект в проект программы работы осенней сессии Государственной Думы в 2010 г.

Дальнейшая активная работа над законопроектом была приостановлена в целях «синхронизации» процесса ратификации Договора c американской стороной, учитывая значение договоренностей в ядерной сфере для национальной безопасности и стратегической стабильности и принимая во внимание исторический опыт прохождения через законодательный орган США других соглашений в области нераспространения ОМУ и контроля на вооружениями (в частности, КЗХО[14] и ДВЗЯИ[15]).

После изучения проекта ратификационной резолюции Комитета Сената США по международным делам от 16 сентября 2010 г., где содержался целый ряд заявлений (declarations) и «пониманий» (understandings), затрагивающих существенные для российской стороны вопросы с точки зрения поддержания стратегической стабильности (противоракетная оборона, стратегические вооружения в неядерном оснащении и др.)[16], Комитетом ГД по международным делам в начале ноября 2010 г. было принято решение вернуться к рассмотрению проекта федерального закона о ратификации ДСНВ и внести в него дополнения, а также сопроводить федеральный закон заявлением от имени Государственной Думы.

Ратификационная резолюция в отношении ДСНВ была принята Сенатом США 22 декабря 2010 г.[17], а на следующий день было принято решение о рассмотрении соответствующего законопроекта в ГД РФ. Всего рассмотрение документа в нижней палате российского парламента осуществлялось в трех чтениях: 24 декабря 2010 г., 14 и 25 января 2011 г. После одобрения Государственной Думой, 25–26 января законопроект находился на рассмотрении в Совете Федерации, а 28 января 2011 г. Федеральный закон №1-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (далее – ФЗ №1) был подписан Президентом РФ Д.А. Медведевым[18].

Таким образом, процедура ратификации Договора заняла ровно восемь месяцев с момента внесения соответствующего законопроекта в Государственную Думу до его подписания главой государства (девять с половиной месяцев с момента подписания соглашения президентами двух стран).

 

Процедура продления ДСНВ в Российской Федерации

 

В соответствии со статьей XIV, пунктом 2, ДСНВ, «если любая из Сторон поднимает вопрос о продлении настоящего Договора, Стороны совместно его рассматривают. Если Стороны решат продлить настоящий Договор, он продлевается на срок не более пяти лет […]»[19].

В своих заявлениях представители МИД России и Государственного департамента США указывают на возможность продления Договора на срок менее 5 лет[20], т.е. меньше предельного срока продления, зафиксированного в тексте ДСНВ[21]. В мае 2020 г. сообщалось, что Администрация Президента Трампа рассматривает в качестве одного из вариантов возможность продления Договора на срок менее 5 лет[22].

Продление международного договора может осуществляться по согласованию сторон путем обмена нотами или письмами, заключением протокола или соглашения о продлении. Наиболее распространенным форматом для России является заключение единого документа – протокола о продлении. Наряду  с этим широко используется пролонгация международных договоров путем обмена нотами: примером здесь может являться Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 17 июня 1992 г.[23]. Однако в российской договорной практике соглашения, подлежащие ратификации, не принято заключать в форме обмена нотами[24].

Статья 1 ФЗ №101 «О международных договорах Российской Федерации» гласит: «настоящий Федеральный закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации […] независимо от их вида
и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров)». Таким образом, с точки зрения национального права, вне зависимости от выбранной формы (в виде протокола, соглашения или обмена дипломатическими нотами), заключение документа о продлении ДСНВ в Российской Федерации эквивалентно заключению отдельного международного договора и подлежит ратификации по двум из трех оснований, по которым подлежал ратификации сам Договор. Во-первых, документ о продлении ДСНВ затрагивает вопросы обороноспособности, разоружения и контроля над вооружениями (статья 15, пункт «1.г» ФЗ №101). Во-вторых, такой документ будет утверждать правила, отличные от тех, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (статья 15, пункт «1.а»). Речь идет, в частности, о наделении инспекторов и членов летных экипажей инспекционных самолетов привилегиями и иммунитетами: в соответствии с Протоколом к ДСНВ (глава пятая, раздел II), им предоставляются привилегии, аналогичные дипломатическим, которые изложены в статье 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Бумаги и корреспонденция инспекторов и членов летных экипажей, а также инспекционные самолеты, перевозящие инспекционные группы в пункты въезда и из пунктов въезда, пользуются неприкосновенностью. Инспекторы и члены летных экипажей также имеют право ввозить на территорию Российской Федерации предметы личного пользования без оплаты таможенных пошлин и связанных с этим налогов
и сборов[25].

Ратификация документа о продлении ДСНВ – процедура, требуемая национальным законодательством Российской Федерации, а не самим Договором, – при этом в США, как известно, ратификация документа о продлении ДСНВ не требуется[26]. При ратификации Договора в России в 2011 г. законодательный орган государственной власти (парламент Российской Федерации) дал согласие на действие Договора во времени – сроком на 10 лет. При этом право разрешить действие Договора на конкретный дополнительный временной период в Российской Федерации осталось в компетенции законодателя.

Президент, в свою очередь, обладал бы правом принять единоличное решение о продлении действия ДСНВ от имени Российской Федерации, если бы он был наделен им при ратификации Договора, т.е. в рамках ФЗ №1. Полномочия Президента РФ в процессе выполнения Договора формулирует статья 3.2.1 ФЗ №1. В соответствующем разделе, в частности, говорится, что «Президент Российской Федерации […] определяет основные направления международной деятельности Российской Федерации в области стратегических наступательных вооружений и противоракетной обороны в целях укрепления стратегической стабильности и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, […] проводит консультации и переговоры с руководителями других государств в целях укрепления стратегической стабильности и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»[27]. Однако в тексте ФЗ №1 нет положения о том, что Президенту передаются полномочия по продлению этого международного договора. Таким образом, введение документа о продлении ДСНВ в национальную правовую систему потребует его одобрения законодателем.

Примером из российской правовой практики, когда полномочия законодательного органа государственной власти по конкретному вопросу были переданы Президенту, является приостановление Россией деятельности по выполнению Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Соответствующее решение было оформлено в виде Федерального закона № 276-ФЗ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе» от 29 ноября 2007 г. В статье 2 этого Закона указано, что «решение о возобновлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе принимается Президентом Российской Федерации»[28].

Другим актуальным примером договоренности Российской Федерации в области снижения ядерных рисков, которая ожидает продления, а соответствующий документ будет подлежать ратификации, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об уведомлениях о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей[29]. Десятилетний срок его действия истекает 16 декабря 2020 г. В соответствии со статьей 13, пунктом 2 Соглашения, «[…] не позднее чем за один год до истечения 10-летнего срока Стороны проводят консультации для рассмотрения вопроса о продлении срока действия настоящего Соглашения […]». Москва и Пекин уже обменялись дипломатическими нотами, подтвердив свою заинтересованность в продлении срока действия Соглашения. Согласно имеющейся информации, профильными ведомствами двух стран была начата работа по согласованию протокола о продлении Соглашения. В Российской Федерации, как и в случае ДСНВ, потребуется ратификация документа о продлении Соглашения, о чем уже была уведомлена китайская сторона[30].

Примером российско-американского соглашения в ядерной сфере, продление которого было сопряжено с одобрением со стороны российского законодательного органа государственной власти, является Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия. Документ был подписан главами государств Б.Н. Ельциным и Джорджем Бушем-ст. 17 июня 1992 г. и заложил правовую основу для реализации Программы совместного уменьшения угрозы (Программы Нанна-Лугара). Она содействовала выполнению Россией в переходный для ее экономики период обязательств в области контроля над вооружениями, в т.ч. по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ-1) и КЗХО. Соглашение вступило в силу с момента подписания сроком на семь лет и содержало положение, что «может быть продлено по письменной договоренности Сторон». Впоследствии оно дважды продлевалось на семилетние периоды путем заключения соответствующих протоколов о продлении 15–16 июня 1999 г. и 16 июня 2006 г. Протоколы подлежали ратификации на основании тех же пунктов «1.а» и «1.г» статьи 15 ФЗ №101, что и ДСНВ, поскольку положениями Соглашения от 1992 г. затрагивались вопросы обороноспособности Российской Федерации, разоружения и контроля над вооружениями, а также устанавливались иные правила, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в части, касающейся освобождения от налогообложения, таможенных пошлин, сборов, ответственности за причиненный ущерб, предоставления привилегий и иммунитетов[31],[32].

 

Пять шагов на пути к продлению ДСНВ и время, необходимое для их реализации

 

В связи с тем, что до истечения 10-летнего срока действия Договора осталось около восьми месяцев, фактор времени в вопросе продления ДСНВ приобретает особую остроту. В условиях надвигающегося цейтнота целесообразно дать оценку того, сколько времени необходимо для осуществления всех процедур, связанных с пролонгацией Договора, в том числе предусмотренных национальным законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в истории российско-американских отношений имеются прецеденты, когда фактор времени играл определяющую роль в процессе вступления в силу двухсторонних соглашений по ядерной проблематике. К их числу, например, можно отнести Соглашение между Правительством США и Правительством РФ о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Документ был подписан 6 мая 2008 г. и вступил в силу 11 января 2011 г. Ввиду особенностей законодательной процедуры в США, американской стороне пришлось дважды вносить документ на рассмотрение Конгресса. В итоге, уже при Администрации Барака Обамы, повторно внесенное на рассмотрение Соглашение было одобрено, и произошло это благодаря наиболее продолжительной за почти три десятилетия работе старого состава Конгресса США после избрания нового (т.н. сессии «хромых уток»)[33].

Учитывая наличие многочисленных факторов, которые могут влиять на скорость осуществления процедуры продления на ее различных этапах, в том числе факторов, влияние которых трудно спрогнозировать, авторы сфокусируются на оценке минимального времени, необходимого для придания продлению ДСНВ юридической силы. Представляется, что эта процедура будет включать пять основных шагов: 1) политическое решение о продлении Договора; 2) совместное рассмотрение сторонами вопроса о продлении Договора; 3) формализация совместного решения о продлении Договора в выбранной форме (например, подписание Протокола о продлении Договора или заключение Соглашения о продлении в форме обмена нотами); 4) выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления документа о продлении Договора в силу; 5) обмен дипломатическими нотами о завершении внутригосударственных процедур.

Шаг №1. Политическое решение о продлении Договора

Первоочередным шагом с обеих сторон должно стать подтверждение согласия на продление Договора, которое принимается на уровне глав государств. Президент РФ В.В. Путин заявил о готовности Российской Федерации
к пролонгации ДСНВ без предварительных условий в декабре 2019 г.  Дело за Вашингтоном, откуда до недавнего времени поступали смешанные сигналы, в том числе ссылки на незавершенность процедуры межведомственного согласования вопроса о будущем Договора и, по сути, необходимость внесения в Договор изменений принципиального характера в части участников (вовлечение Китая) и сферы охвата (за счет включения новейших российских систем вооружений)[34].

Чтобы иметь возможность оценить минимальное время, необходимое для осуществления процедуры продления Договора, авторы далее будут предполагать, что в конечном итоге Белый дом все же примет решение о продлении ДСНВ в его первоначальном виде (в противном случае не имеется предмета для дальнейшего исследования в рамках данной статьи). В этом контексте время, необходимое для осуществления процедуры, связанной с продлением Договора, целесообразно отсчитывать с момента объявления Президентом США готовности пролонгировать последнее российско-американское соглашение в области контроля над вооружениями.

Шаг №2. Совместное рассмотрение сторонами вопроса о продлении Договора

Следующий шаг – совместное рассмотрение сторонами вопроса о продлении Договора, включая, в случае необходимости, проведение переговоров по документу о продлении ДСНВ. Необходимо напомнить, что под документом о продлении здесь и далее для целей исследования понимается любая форма пролонгации (протокол, соглашение, обмен нотами и др.), выбранная сторонами. Для начала переговоров с российской стороны не требуется дополнительных решений Президента или Правительства. Статья 9.6 ФЗ №101 «О международных договорах Российской Федерации» гласит, что «федеральные органы исполнительной власти […] вправе проводить консультации с соответствующими органами иностранных государств […] в целях подготовки проектов международных договоров […] для представления […] предложений об их заключении Президенту Российской Федерации или в Правительство Российской Федерации». Как указывалось ранее, МИД России уже формализовал предложение провести переговоры о продлении Договора в ноте, переданной 20 декабря 2019 г. в Государственный департамент США.

После начала совместной работы сторонам предстоит определить: а) форму документа, в которой будет выражено продление ДСНВ; б) формулировку положения о вступлении в силу документа о продлении Договора с учетом необходимости выполнения сторонами внутригосударственных процедур, требуемых для его вступления в силу; в) срок продления (не более пяти лет).  В случае, если стороны выберут единый документ о продлении (протокол или соглашение), он должен быть составлен на русском и английском языках. Трудно предположить, что процесс совместного рассмотрения вопроса о продлении Договора – вне зависимости от того, будет ли он проходить в очной или, учитывая эпидемиологическую ситуацию в мире и сохраняющиеся ограничения на поездки, заочной форме – может занять менее одной рабочей недели.

Исходя из соображений, изложенных в предыдущем разделе, представляется, что приоритетным вариантом при выборе формы пролонгации Договора является Протокол. Авторы предлагают свой проект Протокола о продлении ДСНВ для его возможного использования в качестве отправной точки в экспертной дискуссии с участием представителей государственных структур, дипломатических кругов, научно-исследовательского и академического сообществ (см. Приложение 1).

Шаг №3. Формализация совместного решения о продлении Договора

Формализация совместного решения о продлении Договора в выбранной форме (например, подписание Протокола о продлении ДСНВ или заключение Соглашения о продлении в форме обмена нотами) с российской стороны потребует согласия со стороны Президента Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 ФЗ №101, МИД России, самостоятельно или совместно с другими профильными ведомствами, должен предоставить предложение о заключении такого документа Президенту. Согласно статье 9.5 Закона, «предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора национальному законодательству, а также оценку возможных финансово-экономических последствий заключения договора». Оно также должно быть предварительно согласовано с профильными федеральными органами исполнительной власти.

Далее на основании представленных документов должно быть подготовлено распоряжение Президента Российской Федерации о подписании (заключении) документа о продлении ДСНВ. В нем содержится одобрение предложения  МИД России и поручение российскому внешнеполитическому ведомству подписать от имени Российской Федерации указанный документ. Президент также может принять решение о подписании документа лично. В таком случае в текст распоряжения должна быть заложена формулировка о целесообразности его подписания на высшем уровне.

С учетом необходимости межведомственной проработки и согласования документа о продлении ДСНВ, можно предположить, что формализация договоренности о продлении Договора при самом оптимистичном сценарии займет не менее одной рабочей недели.

Учитывая важность документа для режима ядерного нераспространения и системы международной безопасности, представляется, что (в случае продления ДСНВ в форме единого документа) приоритетным вариантом является проведение церемонии с участием президентов двух стран в одном из европейских городов, а альтернативным – с участием глав внешнеполитических ведомств России и США. Сам ДСНВ, напомним, был подписан в Праге, а двухсторонние встречи по вопросам стратегической стабильности в 2017–2020 гг. проводились в Вене, Женеве и Хельсинки.

При этом на сроки заключения документа о продлении ДСНВ в этом случае также могут повлиять графики президентов двух стран (или глав внешнеполитических ведомств). Если выбор будет сделан в пользу подписания документа главами МИД России и Государственного департамента США, и не позднее середины января 2021 г. удастся завершить предшествующие подписанию процедуры, площадкой для церемонии продления Договора также может выступить Обзорная конференция по рассмотрению ДНЯО-2020, перенесенная из-за пандемии коронавируса и предварительно назначенная на январь 2021 г. Продление ДСНВ до начала или в период Обзорной конференции продемонстрирует приверженность двух крупнейших ядерных держав выполнению обязательств по статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия и может оказать позитивное влияние на ход Конференции.

Церемония подписания, наряду с очной встречей представителей двух стран, может проходить и в заочном формате – в Москве и Вашингтоне.  Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области было подписано в Москве Председателем Правительства РФ М.М. Касьяновым  29 августа 2000 г., а в Вашингтоне – Вице-президентом США Альбертом Гором 1 сентября 2000 г. Другой пример – Протокол о продлении Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия был подписан 15 и 16 июня 1999 г. в Москве и Вашингтоне Чрезвычайными и Полномочными Послами США в Российской Федерации и Российской Федерации в США Джеймсом Коллинзом и Ю.В. Ушаковым соответственно. Данный формат подписания документа в условиях дефицита времени может позволить сэкономить несколько дней, а также оказаться единственно возможным вариантом в случае, если ограничения, связанные с пандемией коронавируса, не позволят провести очную церемонию подписания документа о продлении Договора.

Шаг №4. Выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления документа о продлении Договора в силу

Как отмечалось выше, заключение документа о продлении Договора требует в Российской Федерации одобрения со стороны законодательного органа государственной власти в виде принятия федерального закона.

Предложения о внесении на ратификацию международных договоров  (в том числе, документов о продлении действующих Договоров), представляются Президенту МИД России самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти (статья 16.2 ФЗ №101). До внесения законопроекта в ГД РФ необходимо будет также получить заключение Правительства, поскольку документ о продлении ДСНВ будет затрагивать вопросы, связанные с расходами из федерального бюджета[35]. Председатель Правительства подписывает заключение и направляет его Президенту.

Процесс ратификации документа о продлении идентичен тому, как ратифицировался сам ДСНВ, начиная с внесения Президентом Российской Федерации соответствующего законопроекта в ГД РФ, которое должно сопровождаться пакетом документов, аналогичным тому, что направлялся при внесении законопроекта о ратификации Договора. Таким образом, вся процедура одобрения документа о продлении в Российской Федерации будет проходить следующие этапы: МИД России – Правительство – Президент – Государственная Дума – Совет Федерации – Президент.

Ниже представлены многосторонние и двухсторонние соглашения в области нераспространения и контроля над вооружениями, заключенные Российской Федерацией[36], и время прохождения ими ратификационных процедур в законодательном органе государственной власти.

 

Таблица 1. Ратификация Российской Федерацией международных соглашений
в ядерной сфере

 

Напомним, что ратификация ДСНВ с момента регистрации соответствующего законопроекта в ГД РФ заняла восемь месяцев. Средний срок ратификации указанных в таблице соглашений составляет около семи месяцев[37],  а минимальный (Протокола к Договору о ЦАЗСЯО) – один месяц и восемь дней. В законодательной практике имеется прецедент еще более быстрой ратификации международного договора – Киотского протокола – за 28 дней[38], что, впрочем, следует считать исключением[39]. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что на последние 40 дней действия ДСНВ приходятся новогодние каникулы, которые, как планируется, продлятся в Российской Федерации с 1 по 10 января 2021 г.

В случае с документом о продлении ДСНВ, срок его ратификации может быть сокращен, если, например, Государственная Дума одобрит законопроект  в одном чтении, а не в трех[40]. Именно в одном чтении проходило рассмотрение законопроектов о ратификации Протокола к Договору о ЦАЗСЯО и Киотского протокола, что, не являясь единственным фактором такого быстрого одобрения, все же способствовало значительному ускорению процесса. Выиграть время также может согласование законопроекта с профильными ведомствами  в ускоренном режиме[41].

Резюмируя, можно предположить, что, принимая во внимание президентский характер инициативы о продлении Договора в Российской Федерации, Федеральное Собрание будет готово рассмотреть соответствующий законопроект в приоритетном порядке и одобрить его в минимальный технически возможный срок, который, как было показано выше, составляет около одного месяца.

Шаг №5. Обмен дипломатическими нотами о завершении внутригосударственных процедур

Завершающая процедура – обмен дипломатическими нотами о завершении необходимых внутригосударственных процедур. В соответствии со статьей 18 ФЗ №101, «на основании федерального закона о ратификации международного договора Российской Федерации Президентом Российской Федерации подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел Российской Федерации». Если не имеется другой договоренности, процедура обмена ратификационными грамотами (дипломатическими нотами) осуществляется МИД России или по его поручению – российским дипломатическим представительством в иностранном государстве/при международной организации.

Уместно напомнить, что глава МИД России С.В. Лавров и глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон обменялись ратификационными грамотами ДСНВ на полях Мюнхенской Конференции по международной безопасности 5 февраля 2011 г.[42]. Символичной площадкой для обмена нотами и вступления документа о продлении в силу могла бы стать Обзорная конференция по рассмотрению действия ДНЯО, если, например, стороны не используют ее для подписания документа. Целесообразно также отметить, что ратификационными грамотами по Договору СНП Президенты России и США В.В. Путин и Джордж Буш-мл. обменялись лично 1 марта 2003 г. в ходе встречи в Стрельне (Санкт-Петербург).

 

Таблица 2. Оценка минимального времени, необходимого для продления ДСНВ

 

Таким образом, можно предположить, что при самом благоприятном сценарии процесс, связанный с рассмотрением сторонами вопроса о продлении Договора, выработкой документа о продлении ДСНВ и выполнением всех необходимых внутригосударственных процедур, займет не менее 45 дней с момента объявления Президентом США политического решения о продлении Договора. При этом данный срок может увеличиться на 10 дней, если указанный 45-тидневный период придется на первую декаду января 2021 г., которая, планируется, будет в России нерабочей.

 

Возможные сценарии развития событий в контексте предстоящих выборов в США

 

В завершение авторы спроецируют результаты проведенного исследования на политические реалии в США, где действующая Администрация по состоянию на 31 мая 2020 г. не приняла решения о продлении ДСНВ,  а 3 ноября 2020 г. в стране состоятся очередные президентские выборы, на которых соперником действующего Президента США республиканца Дональда Трампа от Демократической партии, вероятно, станет Джозеф Байден.

В этом контексте существует три возможных сценария развития событий в отношении будущего ДСНВ.

Первый сценарий: США отказываются продлить Договор, и срок его действия истекает 5 февраля 2021 г. В результате утраты последнего российско-американского механизма взаимной предсказуемости и транспарентности в области стратегических вооружений, многократно возрастут риски скатывания в неконтролируемую гонку вооружений. Режим контроля над вооружениями прекратит свое существование в том виде, в котором мир его знает последние десятилетия.

Второй сценарий: действующая Администрация США соглашается на продление ДСНВ в его первоначальном виде, и происходит это до президентских выборов в США. В целом, при объявлении такого решения до ноября 2020 г., у сторон будет достаточно времени для согласования текста документа о продлении Договора, его подписания (в случае необходимости) и выполнения последующих внутригосударственных процедур до 5 февраля 2021 г. Если принимать во внимание возможную политическую токсичность такого шага для Дональда Трампа в октябре 2020 г., т.е. в последние недели президентской кампании, учитывая, что Договор был заключен Администрацией, где Джозеф Байден, наиболее вероятный кандидат от Демократической партии на предстоящих выборах, занимал пост Вице-президента, целесообразно рассматривать в качестве одного из возможных сценариев принятие решения о продлении ДСНВ до конца сентября 2020 г. Здесь уместно напомнить, что открытие юбилейной 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН запланировано на 15 сентября 2020 г.

Третий сценарий: решение о продлении ДСНВ принимается американской стороной после очередных выборов Президента США. При этом сценарии в случае переизбрания Дональда Трампа на второй срок решение о продлении Договора, принятое в течение месяца после президентских выборов, т.е.  не позднее первой декады декабря, также, вероятно, оставит сторонам достаточно времени на согласование документа о продлении ДСНВ и выполнение последующих внутригосударственных процедур, несмотря на рождественские и новогодние каникулы в США и России. Более позднее решение действующего Президента США в пользу сохранения Договора  (но не позднее последней недели января 2021 г.) потребует включения положения о временном применении в текст документа о продлении ДСНВ.

В случае победы на выборах кандидата от Демократической партии решение новой Администрации США о продлении Договора может приниматься уже после вступления в должность 46-го Президента США, т.е. не ранее 20 января 2021 г. Таким образом, до истечения срока действия ДСНВ останется всего 16 дней[43]. В этих условиях единственным вариантом сохранения Договора является оперативное совместное рассмотрение сторонами вопроса о продлении Договора и согласование документа о продлении, который в обязательном порядке должен включать положение о временном применении.

Российская Федерация относится к числу государств, где органы исполнительной власти вправе самостоятельно (без участия законодательного органа государственной власти) принимать решение о временном применении международных договоров, для вступления в силу которых требуется согласие парламента и принятие соответствующего федерального закона, при наличии положения о временном применении в соответствующих международных договорах. Статья 23 ФЗ №101 гласит, что «международный договор или часть договора до его вступления в силу могут применяться Российской Федерацией временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор». Временное применение документа о продлении ДСНВ будет иметь такие же правовые последствия,  как и вступивший в силу документ, т.к. на него будет распространяться один из основных принципов Венской конвенции о праве международных договоров – pacta sunt servanda («договор должен соблюдаться», статья 26 Конвенции). Однако временное применение не может заменить собой вступление документа о продлении (например, Протокола о продлении) в силу. ФЗ №101 требует, чтобы временно применяемый договор (вне зависимости от его формы) был внесен на ратификацию не позднее шести месяцев с момента его подписания. Несоблюдение этого обязательства, по мнению некоторых юристов, порождает конфликт между требованиями, которые устанавливают национальное и международное право[44]; в контексте продления ДСНВ, в частности, это может создать серую зону в части иммунитетов и привилегий американских инспекторов и членов летных экипажей инспекционных самолетов в Российской Федерации.

В случае победы на выборах кандидата от Демократической партии в период с ноября 2020 г. по январь 2021 г. востребованным может оказаться использование российско-американских экспертных площадок в формате «второй» дорожки, дискуссия на которых могла бы содействовать процессу подготовки продления ДСНВ в условиях жесточайшего цейтнота, с которым Москва и Вашингтон столкнутся в случае прихода новой Администрации в Белый дом. Такой диалог между экспертным и академическим сообществами России и США может способствовать выработке необходимых модальностей, чтобы к моменту вступления в должность нового Президента США 20 января 2021 г. у сторон как минимум имелись экспертные наработки и взаимное понимание порядка совместных действий по сохранению ДСНВ на срок до пяти лет.

 

Заключение

 

Затягивание решения о будущем Договора, особенно когда до окончания его действия остается около восьми месяцев – это большой, а главное, неоправданный риск. Ситуация в мире, связанная с коронавирусом COVID-19, не только накладывает серьезные ограничения на систему международного взаимодействия, в том числе, в области безопасности, но и создает новые вызовы. Однако пандемия не может служить оправданием прекращения действия последнего сохранившегося российско-американского соглашения в области контроля над вооружениями – современные технические средства коммуникаций позволяют в безопасном режиме обсуждать соответствующие вопросы и договариваться дистанционно. Наступает период, когда действующей Администрации США необходимо завершить процесс межведомственного согласования вопроса о продлении ДСНВ. Вопрос подключения других стран и включение в сферу охвата соглашений в области контроля над вооружениями других систем вооружений требует времени и может быть рассмотрен сразу после продления Договора, которое, в зависимости от выбранного сторонами срока, может предоставить до пяти дополнительных лет для проведения консультаций и переговоров. Следующим шагом в настоящее время видится скорейший запуск регулярного российско-американского диалога по всему спектру вопросов, связанных с пролонгацией Договора. Согласно проведенному в данной статье исследованию, для выполнения всех соответствующих процедур в этой части (в том числе, внутригосударственных), потребуется не менее 45–55 дней.

Впрочем, ДСНВ может быть продлен даже после инаугурации нового Президента США 20 января 2021 г. Москва и Вашингтон накопили большой опыт взаимодействия по вопросам ядерной проблематики, в том числе в части заключения и пролонгации соответствующих соглашений, а также имеют достаточный технический и дипломатический инструментарий, который,  при наличии политической воли в обеих столицах, позволяет решать соответствующие задачи даже в условиях дефицита времени.

ДСНВ занимает важное место в системе двухсторонних отношений России и США, отвечая национальным интересам обоих государств, и относится к числу системообразующих элементов архитектуры международной безопасности. ДСНВ не только позволяет взаимно ограничить наращивание стратегических потенциалов Москвы и Вашингтона, но и является возможностью получить представление о том, что происходит в стратегических силах друг друга[45]: за девять лет действия соглашения стороны провели  300 инспекций и обменялись более 20 тыс. уведомлений по вопросам стратегических сил[46]. Договор сформировал вокруг себя многоступенчатую структуру российско-американского взаимодействия, которая, в условиях резко сократившегося за последние годы числа «каналов связи» между ядерными сверхдержавами, имеет самостоятельную ценность. Потеря последнего действующего российско-американского соглашения в области контроля над вооружениями, особенно после выхода США из Договоров по ПРО, РСМД и объявления решения выйти из Договора по открытому небу, не только негативно скажется на отношениях двух государств, но и сделает мир более уязвимым и менее предсказуемым, вероятно, спровоцировав неконтролируемую гонку вооружений в условиях, когда первоочередным приоритетом для всех без исключения стран, включая Россию и США, на обозримую перспективу должно стать восстановление экономики и преодоление тяжелейших последствий пандемии коронавируса COVID-19. Непродление ДСНВ также еще более обострит ситуацию вокруг Договора о нераспространении ядерного оружия, который и так испытывает на себе беспрецедентное давление.

Приложение 1

ПРОТОКОЛ

между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о продлении срока действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений

Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, далее именуемые Сторонами,

в соответствии со Статьей XIV Договора между Российской Федерацией
и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению
и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанного
в Праге 8 апреля 2010 года (далее – Договор),

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Срок действия Договора продлевается с 5 февраля 2021 года на пять лет, если только он не будет заменен ранее последующим соглашением, охватывающем вопросы сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений.

Статья 2

Настоящий Протокол [временно применяется с даты его подписания и]*  вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Совершено в [место] [дата] в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

[Подписи]

* – Указанное положение потребует включения в текст Протокола в случае, если стороны придут к заключению, что не располагают достаточным временем для выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления документа о продлении ДСНВ в силу, до 5 февраля 2021 г.

 

_________________________

 
Статья планируется к публикации в журнале «Россия в глобальной политике», №4, 2020.
Авторы выражают благодарность И.А. Ахтамзяну, С.Б. Бацанову, Г.В. Берденникову, Е.П. Бужинскому, В.И. Есину, С.И. Кисляку, Д.Н. Конухову, К.И. Косачеву, М.Н. Лысенко, Ю.К. Назаркину, С.М. Рогову, Л.Э. Слуцкому, Н.Н. Сокову, О.Д. Ходыреву, В.Д. Чернавских, И.А. Юмашевой, представителям Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями (ДНКВ) и Правового департамента МИД России, аппаратов Комитета по международным делам Государственной Думы и Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также экспертам, пожелавшим остаться без упоминания, за помощь в ходе подготовки статьи и критические замечания, сделанные при прочтении рукописи. В то же время выводы и суждения авторов отражают исключительно их личную точку зрения.
Сноски

[1] Договор подписан 8 апреля 2010 г. в Праге (Чехия) Президентом РФ Д.А. Медведевым
и Президентом США Бараком Обамой. Вступил в силу 5 февраля 2011 г. после обмена ратификационными грамотами между Министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым
и Государственным секретарем США Хиллари Клинтон в Мюнхене (Германия).

[2] В публикациях МИД России используются краткие названия Договора – ДСНВ, ДСНВ-2010, ДСНВ-3 и «новый ДСНВ». См., например, ‘О российско-американском Договоре о СНВ.
7 февраля 2020 г.’ https://www.mid.ru/el_GR/voenno-strategiceskie-problemy/-/asset_publisher/hpkjeev1aY0p/content/id/80474 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.). Чтобы избежать путаницы, авторы используют единое название – ДСНВ – на протяжении всей статьи.

[3] Совещание с руководством Минобороны и предприятий ОПК, 5 декабря 2019 г. Официальный сайт Президента РФ. http://www.kremlin.ru/events/president/news/62250 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[4] Впервые публично о готовности Российской Федерации продлить ДСНВ Президент РФ
В.В. Путин заявил в рамках российско-американского саммита в Хельсинки (Финляндия)
16 июля 2018 г. До начала декабря 2019 г. российская сторона увязывала продление Договора,
в том числе, с необходимостью решения американской стороной вопроса с переоборудованием носителей. По словам Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, у Москвы «возникали вопросы по поводу объявленного США переоборудования большого количества пусковых установок подводных лодок и стратегических бомбардировщиков […] в неядерное состояние. Это допускается Договором, но переоборудование должно быть осуществлено таким образом, чтобы другая сторона имела возможность стопроцентно убедиться в невозможности вернуть эти пусковые установки и бомбардировщики опять в ядерное состояние». Подробнее см.:
‘Лавров заявил о готовности России обсуждать с США продление СНВ-III. 2019, 13 мая’. https://russian.rt.com/world/news/630612-lavrov-ssha-snv (последнее посещение – 30 апреля
2020 г.).

[5] Интервью заместителя Министра иностранных дел России С.А. Рябкова журналу «Международная жизнь», 17 апреля 2020 г. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4103408 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[6] Некоторые российские эксперты указывают, что продолжающееся уклонение Вашингтона от обсуждения вопроса продления ДСНВ идет вразрез с обязательствами США по статье XIV Договора, которая гласит: «если любая из Сторон поднимает вопрос о продлении настоящего Договора, Стороны совместно его рассматривают». Беседа авторов с бывшим Послом, Представителем Российской Федерации на Конференции по разоружению С.Б. Бацановым,
18 мая 2020 г.

[7] Сергей Лавров: Россия будет отвечать на агрессивные выпады США. РИА Новости. 2019,
27 декабря. https://ria.ru/20191227/1562899110.html (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.); МИД: России понадобятся месяцы на продление СНВ-3. Российская газета. 2019, 11 декабря. https://rg.ru/2019/12/11/riabkov-rossii-ponadobiatsia-mesiacy-na-prodlenie-snv-3.html (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.); Russia’s View on Nuclear Arms Control: An Interview With Ambassador Anatoly Antonov. Arms Control Today. 2020, April. https://www.armscontrol.org/act/2020-04/interviews/russias-view-nuclear-arms-control-interview-ambassador-anatoly-antonov (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[8] Необходимо отметить, что в российской экспертной среде нет консенсуса в отношении необходимости ратификации документа о продлении ДСНВ Федеральным Собранием Российской Федерации. Ряд специалистов, представляющих российские научно-исследовательские организации, высказывают мнение, что этого не требуется, т.к. возможность пролонгации Договора уже заложена в его тексте, и поскольку Договор был ратифицирован, согласие со стороны российского органа законодательной власти на продление действия ДСНВ на срок до 5 лет было получено.

[9] МИД РФ: США отказались от встречи юристов по вопросу продления ДСНВ. Regnum. 2020, 27 февраля. https://regnum.ru/news/polit/2869447.html (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[10] Briefing with Senior State Department Official on the New START, March 9, 2020. https://www.state.gov/briefing-with-senior-state-department-official-on-the-new-start/ (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[11] См. Пояснительную записку к проекту федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». Записка является частью пакета документов, направленного Президентом РФ в адрес Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ при внесении ДСНВ на ратификацию. Полный текст документа доступен в Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ. https://sozd.duma.gov.ru/bill/382931-5 (последнее посещение –
30 апреля 2020 г.).

[12] Письмо Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову Пр-№1553
от 28 мая 2010 г. https://sozd.duma.gov.ru/bill/382931-5 (последнее посещение –
30 апреля 2020 г.).

[13] Конституция Российской Федерации, статья 104. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[14] 13 января 1993 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО).
При выработке ратификационной резолюции по КЗХО в США ряд сенаторов, среди прочего, настаивали на наделении Президента США правом, исходя из «интересов национальной безопасности», блокировать осуществление на территории США инспекций по запросу (challenge inspections), которые предусмотрены статьей IX КЗХО, что находится в прямом противоречии с обязательствами государств-участников Конвенции. В итоге соответствующее положение было закреплено в Законе о национальном применении Конвенции, принятом Сенатом США в 1998 г. В указанный закон (и ратификационную резолюцию Сената 1997 г.) также был включен запрет на вывоз из США химических проб, взятых на американской территории в ходе осуществления Конвенции, что расходится с требованиями КЗХО. См. ‘The US Chemical Weapons Convention Implementation Act of 1998’. https://www.cwc.gov/cwc_authority_ratification_text.html (последнее посещение – 30 апреля
2020 г.); ‘Jonathan B. Tucker, The Chemical Weapons Convention: Has It Enhanced U.S. Security?’. https://www.armscontrol.org/act/2001-04/features/chemical-weapons-convention-enhanced-us-security (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[15] Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) был открыт
для подписания 24 сентября 1996 г. В США ДВЗЯИ не получил необходимого для ратификации количества голосов в Сенате при голосовании 13 октября 1999 г. и до сих пор остается нератифицированным со стороны США, что препятствует вступлению Договора в силу. Согласно данным американских СМИ, в Вашингтоне все более активно обсуждается вопрос отзыва подписи под ДВЗЯИ и возвращения США к ядерным испытаниям. См., например,
‘Hudson John, Sonne Paul. Trump Administration Discussed Conducting First U.S. Nuclear Test in Decades. Washington Post. 2020, May 23’. https://www.washingtonpost.com/national-security/trump-administration-discussed-conducting-first-us-nuclear-test-in-decades/2020/05/22/a805c904-9c5b-11ea-b60c-3be060a4f8e1_story.html (последнее посещение – 30 мая 2020 г.).

[16] U.S. Congress, Senate Committee on Foreign Relations, Treaty with Russia on Measures for Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms (The New START Treaty), Executive Report, 111th Cong., 2nd sess., October 1, 2010, Exec. Rept 111-6. https://www.congress.gov/111/crpt/erpt6/CRPT-111erpt6.pdf (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[17] Подробный анализ ратификационной резолюции Сената США, а также позиции Государственной Думы РФ в этой связи дается в кн.: ‘А.И. Антонов. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР-Центр, 2012. С. 53-63’. http://mil.ru/files/morf/A_Antonov__monografia.pdf (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[18] Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ. Законопроект № 382931-5 «О ратификации Договора между Российской Федерацией
 и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». https://sozd.duma.gov.ru/bill/382931-5 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[19] Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, статья XIV. Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/supplement/512 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[20] Брифинг Заместителя Министра иностранных дел РФ С.А. Рябкова в связи с прекращением действия Договора о РСМД, 5 августа 2019 г. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3750835 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.); Testimony of Christopher Ford, Assistant Secretary of State for International Security and Nonproliferation, Senate Foreign Relations Committee Hearing on U.S. Policy Toward Russia, December 3, 2019. https://www.c-span.org/video/?466936-1/undersecretary-david-hale-testifies-us-policy-russia (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[21] По мнению авторов, исходя из трудоемкости и времязатратности переговорного процесса по выработке договоренности, которая должна прийти на смену ДСНВ, предпочтительным является продление ДСНВ на предельный срок, зафиксированный в Договоре – 5 лет.

[22] Bender Bryan. White House Weighs Shorter Extension of Nuclear Arms Pact with Russia. Politico. 2020, May 20. https://www.politico.com/news/2020/05/20/white-house-russia-nuclear-271729 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[23] Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки
о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, 17 июня 1992 г. http://docs.cntd.ru/document/902116834 (последнее посещение – 30 апреля
2020 г.); Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки
о продлении срока действия Соглашения между Российской Федерацией
и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, заключенное в форме обмена нотами
от 3 и 26 декабря 2007 г. http://docs.cntd.ru/document/902084105 (последнее посещение –
30 апреля 2020 г.).

[24] Рекомендации о порядке подготовки материалов, относящихся к заключению и прекращению международных договоров Российской Федерации, 1 апреля 2009 г. Официальный сайт МИД России. https://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/-/asset_publisher/kxW4m3muIEqP/content/id/787306 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[25] В данном контексте речь идет о Протоколе к ДСНВ, состоящем из десяти глав, которые конкретизируют статьи Договора и прописывают порядок его выполнения. Протокол является неотъемлемой частью Договора и имеет равную с ним юридическую силу. См. Протокол
к Договору между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах
по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d2ef6d0dc8b2e65fc5.pdf (последнее посещение –
30 апреля 2020 г.).

[26] Антонов Анатолий, Геттемюллер Роуз. Сохранение мира в ядерную эру. Коммерсант. 2020, 30 апреля. С. 3. https://www.kommersant.ru/doc/4334488 (последнее посещение –
30 апреля 2020 г.).

[27] Федеральный закон от 28 января 2011 г. № 1-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению
и ограничению стратегических наступательных вооружений», статья 3. Российская газета. 2011, 1 февраля. https://rg.ru/2011/02/01/snv-dok.html (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[28] Федеральный закон №276-ФЗ от 29 ноября 2007 г. «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе».

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102118448&page=1&rdk=0&i#I0
(последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[29] Соглашение было подписано 13 октября 2009 г. в Пекине (КНР), ратифицировано Российской Федерацией 3 ноября 2010 г. и вступило в силу 16 декабря 2010 г. См. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики
об уведомлениях о пусках баллистических ракет и космических ракет-носителей от 16 декабря
2010 г. http://docs.cntd.ru/document/902196991 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[30] Интересным историческим примером продления международных договоров в ядерной сфере, заслуживающим отдельного исследования или даже серии исследований с точки зрения международного и национального права, является бессрочное продление Договора
о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которое было принято консенсусным решением Конференции по рассмотрению действия и продления ДНЯО в 1995 г. и не подлежало ратификации в странах-участницах Договора.

[31] Протоколы были ратифицированы одновременно принятием Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 128-ФЗ «О ратификации протоколов к Соглашению между Российской Федерацией
и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года»,
а до этого применялись временно в соответствии с положениями, заложенными в текст Протоколов. https://rg.ru/2008/07/30/orugie-dok.html (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[32] Детальная история ратификации протоколов к Соглашению между Российской Федерацией
и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года приводится в Системе обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. https://sozd.duma.gov.ru/bill/398020-4 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[33] Соглашение, которое кратко принято называть Соглашение 123, не требовало ратификации
в Российской Федерации и США, однако согласно американскому законодательству, должно было быть передано на рассмотрение Конгресса на 90 «непрерывных» сессионных дней (то есть в рамках работы одного состава Конгресса), и за этот срок обе палаты Конгресса должны не принять совместную резолюцию, запрещающую его введение в действие. На момент передачи документа на рассмотрение американским законодателям 13 мая 2008 г., до завершения полномочий 110-го Конгресса оставалось 77 сессионных дней, и законопроект пришлось вносить на рассмотрение повторно, уже при Администрации Барака Обамы. При этом
до окончания работы 111-го Конгресса снова оставалось меньше 90 дней, и не исключалось,
что потребуется третье внесение документа в Конгресс. Однако сессии обеих палат 111-го Конгресса после избрания состава 112-го Конгресса (т.н. сессии «хромых уток») продлились значительно дольше, чем когда-либо за последние 28 лет (так, последний раз на тот момент Палата представителей заседала в рамках сессии «хромых уток» 13 и более дней в 1982 г.),
что позволило документу вступить в силу. Подробнее см. ‘А.В. Хлопков. Соглашение 123: история и перспективы. Ядерный Клуб. 2010, №5-6. С. 15–22’. http://ceness-russia.org/data/doc/11-01-11-US-Russian-123-Agreement.pdf (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[34] Bill Gertz. Exclusive: Envoy Says China Is Key To New Arms Deal with Russia. 2020, May 7. Washington Times. https://www.washingtontimes.com/news/2020/may/7/marshall-billingslea-says-new-start-fate-hangs-chi/ (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.); Testimony of Christopher Ford, Assistant Secretary of State for International Security and Nonproliferation, Senate Foreign Relations Committee Hearing on U.S. Policy Toward Russia, December 3, 2019.
https://www.c-span.org/video/?466936-1/undersecretary-david-hale-testifies-us-policy-russia (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[35] Конституция Российской Федерации, статья 104. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[36] Для целей статьи в таблице выборочно представлены соглашения, заключенные Российской Федерацией с 1992 г. по настоящее время. Соглашения времен Советского Союза авторами
не рассматривались, поскольку система законотворчества в СССР была иной.

[37] Точный средний срок ратификации Российской Федерацией перечисленных в таблице соглашений в ядерной сфере – шесть месяцев и 25 дней.

[38] Ратификация Киотского протокола считается одним из наиболее быстрых выполнений ратификационных процедур в отношении международного договора в России. Принятие законопроекта «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» заняло 28 дней (7 октября – 4 ноября 2004 г.).

[39] Следует также упомянуть, что существуют примеры, когда ратификация международного договора в России занимала многие годы. Так, на законодательное одобрение Договора
по открытому небу ушло более шести с половиной лет (законопроект был зарегистрирован в ГД РФ 13 сентября 1994 г., а принят – 26 мая 2001 г.). Подробнее: https://sozd.duma.gov.ru/bill/94700197-2 (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.). Впрочем, учитывая президентский характер инициативы о продлении ДСНВ в Российской Федерации, есть все основания полагать, что такой сценарий в данном случае маловероятен.

[40] В соответствии с Постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г.
№ 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ»,
«по результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон […],
либо отклонить законопроект. […] В случае принятия законопроекта в первом чтении […], или одобрения законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить
на голосование предложение ответственного комитета о принятии или об одобрении закона, исключая процедуры второго и третьего чтений […]». Подробнее: http://duma.gov.ru/duma/about/regulations/chapter-13/ (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.). Принятие законопроекта о ратификации международных договоров осуществляется в трех чтениях, в первую очередь, при наличии необходимости дополнительных обсуждений, подготовки сопровождающих федеральный закон заявлений и т.п. Что касается ДСНВ,
в Информационно-аналитическом бюллетене Государственной Думы РФ весенней сессии Пятого созыва (2011 г.) подчеркивается то, что «процедура ратификации была проведена в трех чтениях с тем, чтобы в […] законе были зафиксированы условия, которые, по мнению депутатов, необходимы для выполнения […] Договора об СНВ». Подробнее: http://iam.duma.gov.ru/node/1/4896# (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[41] Целесообразно упомянуть, что Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260
«О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» определяет, что на согласование проектов федеральных законов, указов Президента РФ профильным ведомствам отводится до 10 дней с даты их поступления.
Эти сроки могут быть сокращены включением в сопроводительные документы пометки «срочно». Подробнее: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47927/ba269782742c5d460477b346c08f821af8de8647/ (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[42] Было бы также символично, если бы обмен документами о завершении национальных процедур, связанных с продлением Договора, состоялся на Мюнхенской Конференции 2021 г. Однако по информации авторов, предварительно Конференция намечена
на 19–21 февраля 2021 г., т.е. уже после формального истечения срока действия Договора
5 февраля 2021 г.

[43] Вероятный кандидат в президенты США на предстоящих выборах от Демократической партии Джозеф Байден уже заявил о своей заинтересованности в продлении ДСНВ.
См., например, ‘Joseph R. Biden, Jr. Why America Must Lead Again. Foreign Affairs. March/April 2020’. https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again (последнее посещение – 30 мая 2020 г.).

[44] Осминин Б.И. Временное применение международных договоров: практика государств. Международное право. 2013, №12. С. 119. https://cyberleninka.ru/article/n/vremennoe-primenenie-mezhdunarodnyh-dogovorov-praktika-gosudarstv (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

[45] Есин В.И. От чего зависит продление Договора СНВ-3? Ядерный клуб. 2019, №1–2 (37–38).
С. 12–14.

[46] Заявление МИД России по случаю 10-й годовщины подписания Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению
и ограничению стратегических наступательных вооружений.

https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4096810?p_p_id=101_INSTANCE_cKNonkJE02Bw&_101_INSTANCE_cKNonkJE02Bw_languageId=ru_RU (последнее посещение – 30 апреля 2020 г.).

Нажмите, чтобы узнать больше