Сохранение и сбережение природы должно стать важной составляющей российской национальной идеи, её миссии для себя и для мира, важным элементом российской международной идентичности, а международное сотрудничество по охране природы – позитивным вкладом России в развитие мира, слагаемым её международной привлекательности и авторитета.
Нынешние тенденции развития международных отношений и национальные особенности России, её конкурентные преимущества, а также вызовы, с которыми она сталкивается внутри и вовне, требуют выработки и проведения новой внутренней и внешней политики в области защиты природы, её превращения в один из национальных и внешнеполитических приоритетов.
Экологические проблемы превращаются в один из первоочередных вопросов международных отношений – наравне с международной безопасностью и экономическим развитием. Эпидемия коронавируса лишь усилила эту тенденцию. Одним из главных стратегических проектов развития Европейского союза на ближайшие десятилетия объявлен «Европейский зелёный курс», предполагающий достижение углеродонейтральности к 2050 году. Даже если эта амбициозная инициатива не будет полностью воплощена в провозглашаемых параметрах, она рассматривается как способ одновременно и выхода ЕС из нынешнего экономического кризиса, и укрепления конкурентных позиций Евросоюза на обозримую перспективу. В США администрация Джозефа Байдена рассматривает климатическую проблематику в качестве одного из главных внутренних и внешнеполитических приоритетов, а приобретение США лидерских позиций в климатической повестке дня – важным способом восстановления американского «глобального лидерства» в целом. Вероятно, уже в начале президентства Байдена будет объявлена цель достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Китай в последние годы тоже начал играть важную роль в мировой экологической и климатической повестке и объявил о намерении перейти к углеродной нейтральности к 2060 году. Вопросы защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата занимают важное место в работе ключевых институтов глобального управления, включая G20 и БРИКС.
Природоохранная и климатическая повестка дня обладает одновременно и консолидирующим, и разделительным потенциалом. С одной стороны, она может стать одной из немногих на сегодняшний день, способных объединить самые разные – по ценностям, моделям политического и экономического развития, развитости экономики, внешнеполитической ориентации – страны и наладить между ними диалог и сотрудничество даже в том случае, если их отношения друг с другом в целом носят недружественный характер.
С другой стороны, климатическая и природоохранная проблематика становится всё более важной составной частью – и инструментом, и фактором – этого соперничества. Те подходы в части борьбы с изменением климата, которые сегодня продвигаются западными странами, прежде всего ЕС, в значительной степени носят дискриминационный характер, закрепляют экономическое доминирование Запада и отсталость развивающихся стран, а потому лишь провоцируют усиление международного соперничества. Реализация «Зелёного курса» Евросоюза, в частности, грозит ещё большим обострением отношений между Россией и ЕС, повсеместным ростом протекционизма, направленного против европейских товаров.
Современная экологическая политика России недостаточно активна и не в полной мере отвечает вызовам времени, резкому росту значимости окружающей среды в мировой экономике и международных отношениях, превращению её в фактор конкуренции, а также тесному сращиванию экологической повестки с экономической и технологической.
Доклад «Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях «зелёной» трансформации мировой экономики и политики» подготовлен по итогам серии ситуационных анализов, в рамках реализуемой факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ программы ситуационных анализов под эгидой МИД России и при поддержке Фонда «Росконгресс», Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ, Совета по внешней и оборонной политике и журнала «Россия в глобальной политике».