16.06.2020
По закону Цезаря. Новый раунд в Сирии – ставки растут
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Андрей Бакланов

Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, профессор-руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», посол России в Саудовской Аравии (2000–2005), участник переговоров в рамках ближневосточного мирного процесса, член многосторонней рабочей группы по региональной безопасности и ограничению вооружений на Ближнем Востоке.

Похоже, в Вашингтоне определились в отношении «новых акцентов» в своей сирийской политике и намерены более предметно взяться за экономическое удушение Сирии. После 17 июня 2020 г. американцы планируют развернуть кампанию по имплементации так называемого «закона Цезаря», расширяющего формат санкционных действий против правительства и финансовых структур. Сегодня в «схватке за Сирию» ставки очень высоки. Что делать России?

Перипетии борьбы с пандемией коронавируса отодвинули в новостных лентах на второй план другие сложные и опасные проблемы. Но эти проблемы не только сохранили свою актуальность, но в ряде случаев даже накопили дополнительный «взрывной потенциал». Это в полной мере относится к ситуации в Сирии и вокруг неё.

Масштабы террористической активности бандформирований, в частности количество атак, совершённых экстремистами с территории Идлиба в сопредельные регионы Сирии, сократились, но незначительно, примерно на треть. Из разных источников сейчас стекается информация о том, что противники нынешнего режима Сирии готовятся к новому раунду борьбы.

Прежде всего, это касается американцев. В ходе встречи с американскими специалистами по Сирии, состоявшейся в феврале этого года в Монтрё, Швейцария, собеседники не скрывали, что считают проводившуюся в последние годы американскую политику на Ближнем Востоке, в том числе в сирийских делах, «малоэффективной». Однако они высказывали мысль, что «битва за Сирию» отнюдь не завершена, она продолжится, и у Соединённых Штатов будет возможность скорректировать свою линию, апробировать новые, более эффективные методы борьбы с существующим режимом.

Похоже, в Вашингтоне определились в отношении некоторых «новых акцентов» в своей сирийской политике. Судя по имеющейся информации, США намерены более предметно взяться за экономическое удушение Сирии, – прежде всего, за недопущение того, чтобы в проектах восстановления народного хозяйства на контролируемых правительством Асада территориях принимали участие крупные финансово-экономические структуры третьих стран.

Ни один путь не ведет мимо Москвы
Фёдор Лукьянов
С самого начала кризиса в Сирии российская дипломатия заявила курс на поддержку правительства Башара Асада и удержание его у власти. Эта позиция основывалась не только и не столько на давних отношениях, которые связывали Дамаск и Москву, сколько на базовом убеждении: восстановление стабильности региона возможно только путем укрепления существующих режимов, а не их смены.
Подробнее

После 17 июня 2020 г. американцы планируют развернуть кампанию по имплементации так называемого «закона Цезаря», расширяющего формат санкционных действий против правительства, финансовых и экономических структур САР и поддерживающих связи с ними банков и компаний других государств. Вашингтон планирует перенести акцент на наказание зарубежных банкиров и предпринимателей, которые будут сотрудничать с официальными властями Дамаска. Это может ещё более серьёзно притормозить начавшееся было взаимодействие Сирии с зарубежными партнёрами в сфере торговли и экономики.

Между тем в последние недели осложняется социально-экономическая ситуация в стране. Резко ускорились темпы инфляции. Курс сирийской валюты в последние месяцы катастрофически падал. Люди устали от войны. Теперь, когда противоборство с ИГИЛ (запрещено в Российской Федерации) практические завершено, они хотели бы рассчитывать также на завершение тягот военного времени. Но этого не происходит. Наоборот, ситуация деградирует.

Впервые за многие годы достоянием гласности стали сложности, которые возникают в высших эшелонах власти. Зарубежные СМИ смакуют разногласия внутри истеблишмента Сирии, говорят о якобы имеющемся противостоянии между президентом и его родственником, богатейшим предпринимателем страны Рами Махлуфом. Сменился премьер-министр, ожидают других кадровых изменений.

Накаляется обстановка в районах преимущественного проживания одной из наиболее важных этноконфессиональных групп Сирии – друзов. Люди требуют ускорения реформ в интересах повышения жизненного уровня населения, демократизации всех сторон жизни.

Сложным фактором является наличие в стране шиитских проиранских военных формирований. Роль последних была очень существенна в борьбе против бандформирований ИГИЛ, вооружённой оппозиции, но сегодня их физическое присутствие в САР ведёт к обострению ситуации между Сирией и Израилем. Израиль воспринимает наличие этих боевых подразделений вблизи своей территории в качестве серьезной угрозы безопасности страны. Израильтяне считают себя вправе наносить превентивные и «дисциплинирующие» удары с воздуха по шиитским формированиям, дислоцированным в Сирии.

Не удаётся пока найти оптимальных вариантов решения курдской проблемы. Позиции курдских лидеров и правительства Сирии по-прежнему имеют мало точек соприкосновения. Курды выступают за самую широкую автономию, центральное же правительство предлагает решение курдских проблем в контексте общей демократизации жизни в стране. В Дамаске такую позицию объясняют в частности тем, что в САР этническая ситуация в «курдских» районах характеризуется наличием там большого количества поселений арабов и других этноконфессиональных групп. Поэтому в случае объявления автономии курдов в положении меньшинства окажутся сопоставимые с курдами по численности арабы, и тогда уже они будут требовать прав и гарантий.

Не решается вопрос освобождения Идлиба от откровенных бандитов. Правительство Сирии требует ликвидации этого гнезда экстремистов, заявляет о своей готовности провести наступление и освободить регион Идлиба. С этим категорически не согласно турецкое руководство. Анкара говорит о том, что войсковые операции и удары с воздуха по расположенным в Идлибе боевикам приведут к огромным потерям среди мирного населения и новому мощному потоку беженцев в Турцию. Турецкая сторона исходит из того, что временные договорённости, выработанные в Астанинском формате, которые дают им право иметь свои вооружённые форпосты на территории Идлиба, должны сохраняться. Правительство Сирии полагает, что временные соглашения и договорённости изжили себя и должны быть отменены. В этом случае турецкие формирования должны покинуть Идлиб.

Ещё более сложная ситуация сложилась на севере страны, где в трех анклавах общей площадью порядка 8 тыс. кв. км прочно обосновались турки. Судя по поступающей информации, они ведут дело к образованию неподотчётной Дамаску администрации, образно говоря – трёх «Западных Берлинов» с перспективой их полного отрыва от Сирии. В этих квазигосударственных образованиях в школах вводится преподавание турецкого языка, формируются органы административной власти, плотно взаимодействующие с Анкарой по всем ключевым вопросам экономического, социального и финансового характера.

Американцы, периодические заявляющие о готовности покинуть территорию Сирии, на деле удерживают за собой территории, где находится порядка 60% нефтедобывающей промышленности. Судя по всему, Соединённые Штаты намерены использовать вопрос о своём присутствии в качестве серьёзного «козыря» в игре вокруг сирийского кризиса.

Правительство Сирии, несмотря на все эти трудности, работает в направлении укрепления и легитимации своих полномочий. Планируется проведение 20 июля 2020 г. парламентских выборов, а в 2021 г. – президентских выборов.

Правда, здесь возникает немало проблем – политических, логистических, финансовых. За период после 2011 г. 14 млн человек вынуждены были покинуть места своего проживания. Порядка 7 млн сейчас проживает в других странах, другие 7 млн находятся на правах временно перемещённых лиц в различных регионах страны и остро нуждаются в гуманитарной помощи. Пока не ясно, примут ли эти категории граждан Сирии участие в голосовании.

Вязко и медленно идёт работа по согласованию новой конституции, среди членов конституционного комитета нет согласия по основополагающим вопросам. Помимо этого, уже очевидно, что эта комиссия не обладает авторитетом и реальными полномочиями для решения ключевых вопросов и, прежде всего, урегулирования на уровне конституционного устройства проблемы курдов.

Противники режима уделяют особое внимание продвижению различных вариантов смещения ныне действующего президента Асада. Логика проста – Асад цементирует режим, он набрал большой опыт администрирования в годы войны. Появились новые, внешне более гибкие схемы слома режима. Даже американцы ради самой по себе смены Асада готовы не настаивать на замене его на проамериканского президента. Они говорят о «компромиссной» фигуре, который устроил бы все властные группы страны. Однако решив ключевой вопрос, убрав Асада, противники режима, конечно, пойдут дальше.

В целом в Сирии сохраняется напряжённое положение, продолжается силовое противостояние силам террористов и экстремистов. Сегодня в «схватке за Сирию» ставки очень высоки. Так, наша активная вовлечённость в сирийский кризис, военная и политическая помощь, оказанная правительству в вопросах борьбы с ИГИЛ, привели к организации двух баз – для ВКС (Хмеймим) и ВМС России (Тартус). Это даёт возможность не только влиять на ситуацию в регионе, но и контролировать свободу передвижения наших кораблей в Средиземном море и их выход в Мировой океан. В интересах России – укрепление государственности Сирии, преодоление кризисных явлений, завершение освобождения страны от террористов, радикалов и экстремистов всех мастей. Наша политика должна сохранять преемственность. В силу этого следует и далее в разумных масштабах оказывать помощь братскому сирийскому народу в преодолении новых угроз со стороны внешних противников и их союзников из числа внутренней оппозиции.

Через тернии к миру
Александр Аксенёнок
Как показывает мировой опыт гражданских войн, полная победа одной из сторон не гарантирует мира, если проблемы, ставшие источником конфликта, не решены и сохраняется недружественное для победителей внешнее окружение. К Сирии это относится в полной мере.
Подробнее