22.03.2010
Остановить деглобализацию мировой экономики
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

Ни одна международная встреча в наши дни не обходится без того, чтобы принять энергичное заявление о борьбе с протекционизмом и необходимости позитивно завершить Дохийский раунд о свободе торговли, начатый семь лет назад. Но между словами и делами сохраняется дистанция огромного размера. Ситуация, складывающаяся в международной торговле, весьма тревожит, поскольку согласованных действий на этом направлении пока не предпринято. Протекционизм растет под давлением общественного мнения и остается серьезной угрозой. Политическая поддержка глобализации повсеместно снизилась. При всем при том несомненно, что свобода торговли необходима для восстановления и укрепления мирового хозяйства. По прогнозу Всемирного банка, успешное завершение Дохийского раунда могло бы дать рост мировой экономики в объеме около 200 млрд долларов.

Проблемы, стоящие перед нами, не являются чисто техническими и связаны не только с торговлей. В большинстве случаев они имеют глобальные политические и институциональные последствия, и именно поэтому пятая часть вопросов Дохийского раунда все еще служит препятствием на пути достижения договоренностей.

Возьмем, к примеру, сложные торговые отношения между США и КНР, напрямую связанные с огромным валютным дисбалансом. Это подразумевает экстренное решение целой серии ключевых проблем, среди которых смена Китаем экономической модели или сокращение Соединенными Штатами бюджетного дефицита. Более того, текущая мировая повестка дня содержит ряд жизненно важных вопросов (к примеру, контроль над глобальным потеплением), от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие мировой торговли. В данной связи возникает необходимость выработать новые правила торговли, учитывающие меры по сдерживанию климатических изменений и позволяющие сохранить базовые ценностные ориентиры мировой торговой системы.

Мир, в котором мы сегодня живем, разительно отличается от послевоенного периода, когда создавались ныне функционирующие международные институты, а также многосторонняя система торговли, основанная на режиме наибольшего благоприятствования для отдельных стран. Тогда в экономике доминировали США и их крупнейшие партнеры – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Япония. Редким исключением из режима наибольшего благоприятствования считался регионализм, и одно из важнейших таких исключений распространялось на ЕЭС.

Сегодня ситуация в корне изменилась. Во-первых, мировое геополитическое равновесие сместилось в сторону Бразилии, Индии, Китая, России и еще ряда крупных экономик, которые претендуют на роль ведущих торговых держав. В этом состоит одна из причин создания «Большой двадцатки» как новой группы государств, представляющих крупнейшие экономики мира. Сегодня мы находимся в начале процесса совершенствования глобального государственного управления.

Вместе с тем ныне действующей системой все труднее управлять. Достижение консенсуса между старыми и новыми торговыми партнерами – более чем 150 странами, как в случае с Дохийским раундом, – превращается в настоящее испытание.

Нынешняя тенденция заключается в стремлении договориться о растущем числе преференциальных соглашений, двусторонних либо региональных, в рамках ограниченного круга партнеров. Проще и быстрей сосредоточиться на переговорах по немногим вопросам, представляющим реальный интерес для участников, и оставить наиболее непривлекательные предметы для многосторонних форматов. Но самым серьезным и в то же время негативным результатом повсеместного проникновения региональных преференциальных соглашений является рост политического измерения.

Конечно, это явилось важным стимулом для широкого распространения преференциальных соглашений Европейского союза на фоне отсутствия более амбициозных внешнеполитических планов. Это также характеризует внешнеторговую деятельность США, которые видят в регионализме существенный инструмент внешней политики. Безусловно, соответствующий внешнеполитический компонент присутствует в России и других активно развивающихся странах. Согласно заявлению, сделанному летом Владимиром Путиным, Россия после 16 лет переговоров собирается отказаться от самостоятельного вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), а вместо этого готова вступить в нее в качестве члена Таможенного союза совместно с Белоруссией и Казахстаном. На этот счет имеется ясное и недвусмысленное объяснение. Как сказал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов, «для России сейчас наиболее важная стратегическая задача – это создание независимого “центра силы”, своего собственного экономического блока. Это часть того многополярного мира, о котором Владимир Путин давно говорит».

Одновременно новая мощная группа стран, известных под аббревиатурой БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), представляющая 15 % мировой экономики и 40 % населения, провела свой первый саммит в Екатеринбурге, пообещав устами президента Дмитрия Медведева стать «эпицентром мировой политики». Будем откровенны: растущая важность политического измерения и увеличение числа преференциальных двусторонних и региональных соглашений глубоко меняют облик международной торговли. В реальности эти соглашения уже не являются исключением из многосторонней системы, а скорее заменяют ее. На данный момент есть 438 региональных преференциальных зон (из них действуют 247), которые распространились на все субъекты торговли (за единственным исключением – Монголии).

Последствия очевидны. Мир движется к выделению торговых зон, имеющих разное содержание и разные правила. В таком мире фрагментация торговли будет создавать все больше поводов для конфронтации и национализма. Целью конкуренции станет не либерализация, а дискриминация. В региональной преференциальной системе обесцениться рискует весьма полезная роль процедуры урегулирования споров – одна из наиболее важных особенностей многосторонней системы торговли. Верховенство закона, одна из ее основных характеристик, подвергнется серьезной опасности. Не деглобализируем ли мы мировую экономику? В таком ли мире мы собираемся жить?

У проблем, с которыми сейчас сталкивается ВТО, нет легких решений, но представляется возможным сосредоточить внимание на ряде основных пунктов. Прежде всего – завершение Дохийского раунда. Никакое доверие к многосторонней торговой системе невозможно, если мы не докажем, что способны прийти к реалистичному завершению данных переговоров.

Следующим пунктом должно стать создание механизма постепенного превращения всех существующих преференциальных соглашений в многосторонние документы. Неформальные обсуждения уже ведутся, но сама идея еще не стоит на повестке дня. Задачей могло бы стать формирование механизма гармонизации и координации региональных преференциальных соглашений с многосторонней системой и ее правилами. Иными словами, нужно стремиться к созданию альянса между двумя системами, учитывая, что регионализация в некоторых случаях сыграла весьма позитивную роль в мировой экономике и содействии прогрессу, стабильности и миру. Наглядный пример – европейское строительство.

Следовало бы активнее использовать многосторонние соглашения, как в случае либерализации телекоммуникаций; это полезный торговый документ, который добавляет гибкости набору переговорных инструментов.

Создание перечисленных механизмов должно стать важнейшей частью глобального пакета, если мы всерьез делаем заявку на многосторонность, как было ясно сказано Паскалем Лами в его весьма содержательной речи по случаю повторного избрания на пост главы Всемирной торговой организации.

Третьим и очень важным пунктом в решении проблем ВТО могло бы стать соглашение о расширенной повестке дня, в которую вошли бы некоторые глобальные вопросы, связанные с торговлей, но находящиеся в настоящее время вне зоны действия торговой системы.

Неоспоримый приоритет, несомненно, имеют изменение климата и влияние этого явления на правила торговли. Энергетика, продовольственная безопасность, рабочая сила, конкуренция и инвестиции тоже могут фигурировать в качестве пунктов будущей повестки дня.

В политике никогда не стоит говорить «никогда». Жан Монне, сталкиваясь с наиболее сложными проблемами европейского строительства, отмечал: «Будьте уверены, у вас есть самый мощный союзник – необходимость». Сегодня, перед лицом глобальных вызовов, «необходимость» – самый важный элемент надежды на построение новой глобальной системы торговли и формирование нового мирового порядка.