06.06.2008
Новая роль СНГ
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Федор ЛукьяновСНГ хоронили так много раз, что не заметили, как
организация обрела новую функцию. Содружество — единственный форум,
где лидеры бывших советских республик могут пообщаться так, чтобы
сам факт общения не воспринимался как чья-то уступка.

Скажем, специально организованная встреча президентов России и
Грузии порождает ожидания и становится предметом спекуляций — кто
был инициатором, кто отступил и т. д. Визит на общий форум
позволяет снизить масштаб события и уменьшить политические
издержки. Схожая ситуация и между Москвой и Киевом — скажем, Юлии
Тимошенко было бы трудно рассчитывать на переговоры с Владимиром
Путиным, если бы не совет глав правительств в Минске.

Значение общего формата будет расти, поскольку политика на
постсоветском пространстве усложняется. Раньше была надежда на то,
что «малому» государству достаточно сделать «правильный» выбор, а
потом уже все пойдет как надо. Однако двухмерная система координат
— «за Россию или за демократию» — уже не исчерпывает многообразия
процессов.

Конкуренция за ресурсы и влияние обостряется, но при этом
становится многофакторной, поскольку в нее включился Китай. Зато
проявились объективные ограничители возможностей и Москвы, и
западных столиц в отношении постсоветских государств. Например,
Россия едва ли способна в перспективе сохранить монополию на
евразийский газ — внешнее давление слишком велико. А Европа,
которая стремится к повышению своего присутствия на территории
бывшего СССР, абсолютно не готова интегрировать новые страны. Между
тем без перспективы членства инструментарий ЕС весьма
ограничен.

Ситуация в самих государствах СНГ далека от стабилизации — и
там, где идут авторитарным путем, и там, где «выбрали свободу».
Беспощадная внутренняя борьба за власть накладывается на логику
внешнего геополитического соперничества, что дает зачастую
непредсказуемый результат.

В таких условиях необходимость диалога возрастает: позиции по
самым разным вопросам нужно если не согласовывать, то хотя бы
доводить до партнеров. Неслучайно саммиты Содружества, еще недавно
немноголюдные, теперь отличаются стопроцентной посещаемостью. И
президенты, как бы они ни относились к России, не рассматривают
«неявку» на встречу в качестве полезного политического
средства.

Интеграционные процессы в этой части мира сегодня едва ли
возможны — это касается не только интеграции вокруг России, но и
любых других вариантов. Попытки формирования альтернативных клубов
(ГУАМ, Сообщество демократического выбора) к конкретным результатам
не приводили. Свежая идея — формирование некоего
«восточноевропейского союза» как компенсации странам региона за
неспособность ЕС предложить им что-то большее. Но, как и всякое
начинание, цель которого — уйти от принятия четкого решения, это
тоже не выглядит перспективным.

СНГ может не опасаться конкуренции. Оно не станет прообразом
нового объединения, но и отказываться от него не станут — это
просто нерационально.

| Коммерсант