25.08.2025
«Нобель» через силу
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
editor@globalaffairs.ru

В начале 1980-х уже бывший президент США Джимми Картер приезжал на мероприятие в Стокгольм. Подойдя к Стигу Рамелю, многолетнему исполнительному директору Нобелевского фонда, он с обидой спросил: «Что же вы не дали мне премию мира за Кэмп-Дэвидские соглашения между Египтом и Израилем? Получи я её, остался бы президентом на второй срок» (он проиграл в 1980-м Рональду Рейгану). «Простите, господин президент, вы не были номинированы…» – ответил Рамель. Премию в 1978 г. получили президент Египта Садат и израильский премьер Бегин.

Дональд Трамп номинацию себе обеспечил с лихвой. Ряды выдвигающих постоянно множатся – от Руанды, Камбоджи и Габона до Армении и Азербайджана, не считая отдельных людей и организаций. Трамп – первый, кто гласно и напористо требует премии мира.

Картер рассчитывал поправить мировым признанием свои электоральные дела. Трамп же просто бесконечно тщеславен и по-детски хочет иметь все игрушки, какие только существуют.

А если серьёзно? Есть смысл у этого спектакля? Технически для присуждения награды в этом году Трампа должны были выдвинуть до 31 января, когда он находился в Белом доме десять дней. Возможно, кто-то так и сделал. Обаме тот же график не помешал получить премию в первый год президентства.

В завещании Альфреда Нобеля критерии лапидарны: «Тому, кто внесёт наибольший или наилучший вклад в сплочение народов, ликвидацию или сокращение имеющихся армий, а также созыв мирных конгрессов и распространение инициатив». Со сплочением народов у Трампа не задалось – более поляризующую фигуру ещё поискать. Снижение милитаризма тоже не годится: на 2026 г. Пентагону отписан рекордный бюджет почти в $1 трлн. Зато в урегулировании конфликтов Трамп, по его словам, абсолютный чемпион.

Белый дом говорит о шести случаях, включая предотвращение ядерной войны (Индия – Пакистан). Правда, перечисляя достижения, Трамп путает осчастливленные страны (Албания вместо Армении). Но это мелочи. Жемчужиной короны должна стать остановка военных действий на Украине – дедлайн как будто приурочен ко времени объявления лауреата.

Стилистика Карлсона (не Такера, а того, кто живёт на крыше) утомляет. Поддержку такого кандидата теми, кто принимает решения в Нобелевском комитете, вообразить сложно. Но Европа жаждет умаслить взбалмошного патрона, и закулисные телодвижения в пользу «Нобеля» Трампу исключать не следует.

А вообще идея присудить ему премию не так абсурдна, как кажется. Задача Нобелевского комитета – поощрять деятельность, способствующую миру. На этапе демонтажа миропорядка, который мы переживаем сейчас, разрешить противоречия невозможно, максимум – обозначить стремление, приостановить и смягчить накал. Этим и занимается Трамп – вполне искренне. Средствами, которые ему доступны: от точечного демонстративного применения силы до необузданного словоизвержения и экономического принуждения. У других и того нет.

Перефразируя Ленина, Нобелевская премия Трампу – по сути правильно, а формально – издевательство. Какой мир (в обоих смыслах), такая и премия.

Кстати, Кэмп-Дэвидские соглашения действуют до сих пор, редкий пример устойчивости. Обиженный Картер получил «Нобеля» двадцать с лишним лет спустя – за миротворческую деятельность после президентства. Трамп ждать не будет. И по возрасту, и по характеру – ему всё нужно здесь и сейчас. Или никогда и никому.

Коммерсантъ

Автор: Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

Треск ломающихся льдин
Фёдор Лукьянов
Может показаться, что масштаб мероприятия на Аляске (включая невероятный разогрев накануне и беспрецедентное внимание в ходе) значительно превысил его результат. Сделки, выражаясь языком Трампа, нет, а закрытость обсуждения не позволяет оценить, насколько плодотворным оно было. Но лёд явно тронулся.
Подробнее

Весь мир на мушке
Дмитрий Новиков
Взяв на мушку практически весь мир, новая американская администрация всё ещё до конца не определилась, что с этим делать. Три месяца спустя, взятые на мушку постепенно отходят от шока и начинают тянуться к своим револьверам (некоторые, впрочем, держали их наготове с самого начала). Спускать же курок в Вашингтоне не очень хотят. Потому что многие патроны могут оказаться холостыми.
Подробнее