Резкое ухудшение здоровья президента, согласно официальным сообщениям правительства Республики Узбекистан, произошло 28 августа. На следующий день младшая дочь президента Лола Каримова-Тилляева на своей страничке в соцсетях подтвердила сообщение об ухудшении здоровья отца, рассказав, что «у него кровоизлияние в мозг». После этого до вечера 2 сентября, когда было объявлено, что Ислам Абдуганиевич скончался, было только одно официальное сообщение – о резком ухудшении здоровья президента.
Официально признанная смерть президента означает, что в ближайшее время будет запущена процедура избрания нового президента. Согласно обновлённой редакции Конституции от 2011 года, в случае смерти главы республики полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трёх месяцев выборов президента страны. Таким образом, временным главой республики на время до проведения досрочных выборов должен стать Нигматилла Тулкинович Юлдашев.
Какой на данный момент существует примерный расклад сил в нынешней иерархии политической элиты Узбекистана, может показать другой важный официальный документ, а именно – постановление парламента республики «О создании государственной комиссии по организации похорон первого президента Республики Узбекистан И.А.Каримова». Председателем комиссии стал премьер-министр республики Шавкат Мирзиёев, его заместителем Нигматилла Юлдашев.
Согласно негласной политической традиции, глава оргкомитета по проведению похорон умершего главы государства и занимает высшую позицию в текущей иерархии.
Таким образом, находящийся с 2003 года на посту главы правительства выходец из Джизакской области сегодня является наиболее вероятным кандидатом пост президента Узбекистана.
Дефицит информации и каких-либо новостей из республики с 28 августа, когда стало известно, что Ислам Каримов помещён в больницу, на самом деле является позитивным сигналом с точки зрения ответа на самый актуальный сегодня вопрос – возможна ли дестабилизация в республике в момент передачи власти.
С учётом сложившейся в Узбекистане при Исламе Каримове политической культуры, когда самые важные, ключевые для будущего республики решения принимаются за закрытыми дверями узким кругом приближённых, ничего не поменялось. А это означает, что никто из вероятных наследников умершего главы республики не стал использовать публичное пространство, медиа, контакты в зарубежных политических кругах в своей борьбе за власть. Вместо этого для всех зарубежных партнёров (и самое главное – для населения) позиция руководства республики все эти дни была консолидированная, спокойная, дозированная, без излишней суеты и метаний, арестов, которые мы могли наблюдать во время транзита власти в Туркменистане в 2006 году.
Более уверенно говорить о том, кто станет преемником Ислама Каримова, можно будет, когда мы увидим список кандидатов в президенты на досрочных выборах. С высокой степенью вероятности можно ожидать, что итогом недельных закулисных переговоров станет выдвижение одного стопроцентного компромиссного для элиты кандидата и нескольких номинальных спарринг-партнёров.
Первым итогом недели посткаримовской эпохи Узбекистана можно назвать устойчивость и самодостаточность созданной первым главой республики политической системы, которая пока вполне успешно справляется с наиболее сложным периодом в своей истории.
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.