Публикуем полное интервью с Мустафой Баргути, главой Палестинской национальной инициативы, отрывки из которого вышли в программе «Международное обозрение». Данный текст представляет собой точку зрения палестинской стороны на происходящее и даётся без купюр. Израильская позиция опубликована здесь.
Фёдор Лукьянов: Израильские собеседники говорят о том, что события, происходящие сегодня на Ближнем Востоке, представляют собой экзистенциальную угрозу для Израиля и еврейского народа. А какие настроения в палестинском обществе?
Мустафа Баргути: На мой взгляд, говорить о наличии реальной экзистенциальной угрозы сегодня следует в отношении палестинского народа, и особенно жителей сектора Газа. Израильский министр по делам наследия недавно заявил о том, что Израиль обладает двумястами ядерными бомбами, и даже предложил сбросить одну из них на сектор Газа.
То, что происходит сегодня в Газе, ужасающе и абсолютно неприемлемо. Более месяца израильская армия подвергает сектор Газа бомбардировкам с воздуха и артиллерийским обстрелам, от которых людям нечем защититься. От действий Израиля уже погибло 10 322 палестинца, в том числе 6 тысяч детей и 2300 женщин. Происходящее в секторе Газа не поддаётся никакому объяснению. Израильская армия разрушила более 50 процентов всех зданий в Газе, причём атакам подверглись больницы, университеты, школы. Так, например, было разрушено 230 школ, и это далеко не конец.
Действительная экзистенциальная угроза нависла сейчас над палестинцами, которые сталкиваются с этническими чистками и которых Нетаньяху, похоже, решил полностью вытеснить с территории сектора Газа. Я считаю, что против жителей Газы сегодня совершаются три военных преступления – палестинцы имеют дело с геноцидом, этническими чистками и испытывают на себе все тяготы и лишения «коллективного наказания». 2,3 млн человек не имеют доступа к воде, электричеству, топливу, пище, лекарствам. В секторе Газа работает семнадцать медицинских бригад, работники которых рассказывают страшные истории о находящихся в инкубаторах 130 новорождённых, которые могут умереть в любой момент из-за отсутствия электричества, о женщинах, которым приходится рожать на улице, о проведении хирургических операций без анестезии.
Конечно, я не приемлю убийство всякого мирного жителя, будь он израильтянином или палестинцем, но замечать только то, что происходит с израильской стороны, и не видеть тех зверств, которые правительство Израиля совершает в Газе, недопустимо.
Фёдор Лукьянов: Каково отношение палестинцев к ХАМАС? Если смотреть объективно, ХАМАС первый начал насильственные действия, спровоцировав Израиль на ответные меры. Получается, что за атаки расплачивается не только ХАМАС, но и мирные палестинцы.
Мустафа Баргути: Израиль действительно противостоит не столько ХАМАС, сколько всему палестинскому народу, а особенно жителям Газы. Война, которую ведёт Израиль, – это война против людей, против гражданского населения. Подчеркну ещё раз, я не согласен с любыми формами насилия в отношении мирных жителей. Тем не менее история палестино-израильского конфликта началась не 7 октября. На мой взгляд, всё то, свидетелями чего мы являемся сегодня, – это результат нахождения Палестины под израильской военной оккупацией вот уже на протяжении 56 лет (оккупация Палестины – это самая продолжительная оккупация в современной истории) и этнических чисток, начавшихся в 1948 г. и длящихся ни много ни мало 75 лет.
70 процентов населения Газы являются беженцами, перемещёнными Израилем в 1948 г., когда 520 палестинских общин было до основания разрушено израильскими войсками.
Только посмотрите, насколько разнится отношение к тому, что происходит на Украине, и тому, с чем сталкивается сегодня Палестина. Украина получила финансовую и военную помощь на колоссальную сумму – 224 млрд долларов – под предлогом того, что украинский народ ведёт борьбу с оккупантами. В случае с эскалацией на Ближнем Востоке Израилю было немедленно предоставлено 14 млрд долларов, оружие, корабли, авианосцы – всё для того, чтобы поддержать оккупацию. Запад заявляет, что выступает против оккупации и аннексии оккупированных территорий в российско-украинском конфликте, и тут же позволяет Нетаньяху отбирать наши земли, которые признаются оккупированными всеми в международном сообществе. Весь мир говорит, что оккупация неприемлема, но при этом не предпринимаются никакие усилия для того, чтобы помешать Израилю творить зверства в Газе.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш буквально позавчера в своём выступлении заявил, что происходящее в Газе недопустимо. Тем не менее сектор Газа становится кладбищем для детей. Больницы превращаются в кладбища. Мир молчаливо наблюдает. А США продолжают поддерживать Израиль всеми ресурсами, что у них есть.
Фёдор Лукьянов: Считают ли палестинцы, что ХАМАС, который противостоит сегодня Израилю, представляет их интересы и взгляды?
Мустафа Баргути: ХАМАС – это часть палестинской политической структуры. Обратите внимание на то, что следует различать борьбу за восстановление прав палестинцев и освобождение от израильской оккупации и поддержку ХАМАС как политической силы. В 2021 г. у нас должны были состояться выборы, которые Израиль в итоге не разрешил провести. Точно так же выборы в Палестине отказалось поддержать «великое демократическое государство» США. Если бы выборы всё-таки состоялись, согласно опросам общественного мнения, абсолютного большинства не получили бы ни ХАМАС, ни ФАТХ. В Палестине установилось бы подобие плюралистической демократии, в которой и малые политические силы имели бы голос и место в системе.
Но реальность такова, что Израиль и его союзники препятствуют проведению любых выборов, потому что не хотят единства палестинцев. В ходу старый колониальный принцип «разделяй и властвуй» – доходит до того, что Газе хотят навязать практически колониальный статус, вновь отделив её от Западного берега. Это совершенно неприемлемо.
Фёдор Лукьянов: Смотря на ужасающие картины происходящего, можно подумать, что те политические решения палестино-израильского конфликта, которые обсуждались ранее, невозможны или нежизнеспособны в будущем. Каким вы видите исход событий? Какая политическая схема, которая отвечала бы интересам палестинского и еврейского народов, могла бы оказаться удачной?
Мустафа Баргути: Для того, чтобы найти решение, нужно прежде всего обратить внимание на причину проблемы. Как врач, я вам скажу, что пациент может умереть, если при диагностике смотреть только на симптомы, игнорируя причину болезни. Причина болезни в случае с палестино-израильским конфликтом заключается вот в чём. В 1948 г. на карте мира появился Израиль. Согласно резолюции ООН, на месте Израиля должно было быть палестинское государство, которому, однако, не позволили полноценно существовать. Израиль оккупировал половину территории, которая должна была принадлежать Палестине. В 1967 г. Израиль вступил в очередную войну и оккупировал оставшуюся часть Палестины.
На мой взгляд, существует три пути решения конфликта, которые могли бы положить конец палестинской оккупации, этническим чисткам и системе апартеида.
Во-первых, это создание двух государств, которое, однако, не так просто воплотить в жизнь после продолжающегося на протяжении тридцати лет населения евреями Западного берега. Если мировое сообщество найдёт способ оказать давление на Израиль, чтобы он переместил еврейские поселения, возможна реализация решения о двух государствах. Это был бы самый простой путь.
Во-вторых, можно рассматривать вариант существования одного государства, в котором еврейский и палестинский народы могли бы мирно жить, обладая равными правами, как это было раньше до появления сионистского движения и принятия декларации Бальфура, которым британская колониальная власть дала толчок к обострению отношений евреев и палестинцев.
Наконец, третий путь – это то, что сегодня пытается сделать Нетаньяху, а именно решить палестинскую проблему путём этнических чисток, прежде всего на территории сектора Газы. Это самое настоящее фашистское решение, и оно не приведёт к ликвидации проблемы. Могу вас заверить, что мы, палестинцы, особенно после того, что израильтяне сделали в Газе, никогда не согласимся с положением рабов в оккупационной системе Израиля.
Фёдор Лукьянов: Идея о бессрочном протекторате международного сообщества над Газой, которая сегодня популярна в США и Европе, не может стать решением проблемы?
Мустафа Баргути: Совершенно очевидно, что нет. Нам не нужен новый протекторат. Подобную идею уже пытались реализовать в 1917 г., когда Великобритания в статусе колониальной державы пришла в регион и начала контролировать ситуацию здесь. Ни к чему хорошему это не привело. Никто не согласится отделить сектор Газа от Западного берега, поэтому это решение не имеет будущего.
Я сомневаюсь, что Израилю действительно удастся уничтожить ХАМАС, как об этом заявляют официальные лица. Это очень и очень сложно. ХАМАС – это движение сопротивления, не государство. В 1967 г. израильская армия за шесть дней разгромила войска трёх арабских государств и заняла их земли, которые по площади оказались в три раза больше территории Израиля. Сегодня израильская армия уже 32 дня не может установить контроль над небольшим сектором Газа.
Я считаю, что все эти разговоры о протекторатах – это всего лишь ещё один способ некоторых представителей международного сообщества, в частности США, не допустить реализации права палестинского народа на самоопределение, независимость и справедливый прочный мир.