«Рациональности искусственного интеллекта сильнее всего боятся те, кто приписывает себе право нарушать этические законы, но требует их соблюдения от окружающих». О прошлом и будущем ИИ в жизни и фантастике рассказал Фёдору Лукьянову писатель-фантаст Вячеслав Рыбаков в интервью для программы «Международное обозрение».
Фёдор Лукьянов: Когда искусственный разум появился в фантастике? Ощущение, что он был всегда, но ведь это не так?
Вячеслав Рыбаков: Он действительно был всегда, хотя так не назывался. На самом деле выражение «искусственный интеллект» в фантастику пришло довольно поздно, гораздо позже, чем возникли соответствующие персонажи. Про искусственный интеллект ещё никто не говорил, а Мэри Шелли уже написала своего «Франкенштейна». Это был первый биоробот, который посетил мировую литературу.
Сто лет спустя Карел Чапек написал свою знаменитую пьесу «РУР»[1], где, собственно, и ввёл понятие «робот», которое укоренилось во всех языках мира – во всяком случае в тех, которые пишутся на латинице и на кириллице. Его роботы тоже не блистали интеллектом, но и проблема была не в интеллекте. Это были биороботы, которые ни конденсаторами, ни электронными мозгами не обеспечивались – такие просто оживлённые биоматериалы. И, начиная с Мэри Шелли до Карела Чапека, главная претензия к ним предъявлялась не потому, что они представляют угрозу или, наоборот, могут осчастливить человечество (хотя эти мотивы у Чапека, например, были: один из творцов этих руровских биороботов мечтает о том, что люди будут избавлены от однообразного монотонного труда, начнут заниматься исключительно самосовершенствованием, и настанет золотой век). Главная претензия и к Франкенштейну, и к руровским роботам сводилась к тому, что человек посягнул на прерогативы Бога, – и это грех, и это добром не кончится. В общем, в этих произведениях добром и не кончилось, как и предсказывал, например, простой народ у Чапека в лице горничной главной героини. Может быть, конечно, по велению Бога, но на самом деле после того, как люди начали использовать роботов, механических слуг в качестве солдат, после того, как люди научили своих роботов убивать друг друга, роботы перебили людей. Закономерность прослеживается такая.
Дальше пошёл научно-технический прогресс. С 1939 г.[2] Айзек Азимов начал писать первые рассказы из цикла «Я, робот», а одноимённая книга вышла в 1950 году. И тогда были сформулированы три знаменитых закона роботехники:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.
Надо сказать, что к моменту создания трёх законов не то чтобы не было книг о роботах, но именно Азимов сформулировал концепцию и сделал тему объектом хорошей литературы (особенно по тем временам хорошей). Потому его роботехническое творчество и стало столь знаменитым. От момента отмены рабства в Соединённых Штатах прошло всего восемьдесят лет, когда Азимов начал писать о верных, преданных и безопасных механических слугах, замечательно заменивших рабов, которые к сороковым годам ХХ века у многих пожилых людей ещё оставались в памяти. Это тоже надо иметь в виду.
С самого начала из этих трёх законов возникают дуализмы. С одной стороны, у того же Азимова всё время муссируется мысль, что три закона роботехники исполняют либо роботы, либо очень хорошие люди. «Роботы порядочнее людей», – всё время повторяет главная героиня Сьюзен Келвин. А с другой стороны, есть постоянный страх: вдруг законы перестанут работать. И есть один рассказ о том, как у некоего робота первый закон оказался даже не отменен, но всего лишь усечен: робот не мог принести вред человеку, но мог допустить его своим бездействием. Уже это ощущалось катастрофой. И та же Сьюзен Келвин говорит, что она бы таких роботов сразу уничтожила – это при всей её любви к роботам. Дуализм: первое – мечта, что априорную этику можно каким-то образом нерушимо вшить или вбить на аппаратном уровне, на уровне БИОС[3] в кибернетическую машину; второе – если этика не вобьётся, то это ужас.
Это можно парировать только вшитием этики на аппаратном уровне. С этого момента и начался дуализм. Но термин «искусственный интеллект» ещё в фантастику не пришёл.
Другое ключевое произведение для этой ветви фантастики – «Голем XIV» Станислава Лема. Это уже не 1940-е, не 1950-е, а 1973 год. Там есть какие угодно термины. Слово «интеллект» встречается в тексте раз сорок: «машинный интеллект», «безличный интеллект» несколько раз и только в самом конце как-то невзначай проскальзывает – «искусственный интеллект». Я не специалист по этой части литературоведения, но у меня подозрение, что термин «искусственный интеллект» возник не в литературе, а в науке и уже оттуда перекочевал в литературу именно в этой формулировке. Фантасты писали о роботах, об электронных мозгах, об их возможностях и так далее. Взаимообогащение. Закон сообщающихся сосудов.
После Азимова эта ветвь фантастики оказалась очень плодотворной, и многие использовали систему условностей Азимова для создания произведений о роботах в более позднее время. Относительно недавно, несколько лет назад[4], у нас в России был снят довольно приличный сериал «Лучше, чем люди» – о роботах. Их интеллект был построен на трёх законах Азимова, и это обеспечило сильные драматические коллизии и очень бойкий живой сюжет.
Фёдор Лукьянов: Условный «Терминатор» или «Бегущий по лезвию», в общем – тема восстания машин, угрозы, когда появилась и почему?
Вячеслав Рыбаков: Это существовало тоже с самого начала, опять-таки начиная с «Франкенштейна» и «РУР». Человеческий род, благодаря роботам и их насильственным действиям, пресёкся, исчез – это радикальная мера, похлеще всякого «Терминатора». В мире Азимова, конечно, тоже, если бы не три закона, вполне возможно было столкнуться с катастрофическими или очень серьёзными последствиями, и у него намёки на это есть. Кстати говоря, «поздний» Азимов – уже в 1980-х гг. – и сам понял, что если вшить этику в слабый искусственный интеллект, он окажется малопродуктивен творчески, эвристически, а сильный интеллект обязательно найдёт логическую лазейку, которая позволит ему обойти три закона. На том всё и кончилось. Сейчас эти законы можно применять в качестве условности для создания художественных произведений, но верить в них уже очень трудно.
Другая линия описания роботов была построена на вере в то, что искусственный интеллект (в отличие от человеческого) абсолютно бесстрастен, безэмоционален, рационален. Рациональность – его главная черта для фантастов в 1970–1980-х годах. Тот же самый дуализм разделял её на плюсы и минусы, на про и контра. В зависимости от того, как люди, пишущие фантастику, представляли себе рациональность, она могла выглядеть и положительным, и отрицательным качеством: вести либо к рациональному подтверждению человеческой этики, либо к её рациональным нарушениям.
На самом деле человеческая цивилизация (наша порядочность, верность) ведь не рациональна. Она основана на каких-то априорных и недоказуемых эмоциональных ценностях. К примеру, война – люди убивают друг друга. Почему-то детей убивать нельзя. Взрослых можно, а детей и женщин убивать нельзя. Почему? Попробуйте доказать это искусственному интеллекту. Доказать это рациональным образом невозможно, это чисто эмоциональные штучки. А вот рациональный искусственный разум – почему так страшен? Потому что для него эта этика ничего не значит. Дети – будущие взрослые. Если взрослых можно убивать, то детей, если их не убить, пока они не выросли и не стали взрослыми, всё равно придётся убивать через какое-то количество лет. Но этот страх основан на пустышке, потому что без всякого искусственного интеллекта мы эти этические запреты как бы формулируем и как бы соблюдаем, в прессе то и дело появляется: «Не щадя женщин, стариков и детей…», – ах, какой ужас. Но, с другой стороны: «Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы». Это, между прочим, Бог говорит. Не какой-то бесноватый вождь, а Бог. Это Первая книга Царств, Библия.
Мы знаем (на протяжении истории не раз это случалось), были и есть народы, которые приписывают себе право другие народы назначать народами Амалика. А оказаться с ними с точки зрения искусственного интеллекта на одной доске равноправно – для них это ужас, потому что, грубо говоря: «А нас-то за что? Мы же не амалики. Амалики те, кого мы ими назначили».
Есть ветвь интерпретации рациональности, которая, напротив, уповает на искусственный интеллект в том смысле, что именно благодаря своей бесчеловечной рациональности он будет в какой-то степени лучше нас. Тот же Лем в ключевой своей повести «Голем XIV» описывает коллизию, когда американский оборонный комплекс создавал свои все более мощные компьютеры один за другим для того, чтобы рационализировать оборону и оборонные мероприятия, и с какого-то момента эти компьютеры стали вдруг отвечать, что их совершенно не интересует стратегическая концепция обороны Соединённых Штатов и они будут заниматься теорией эволюции, потому что это гораздо интереснее и важнее.
У нас в повести «Тогда придите, и рассудим»[5] одного из самых замечательных фантастов советского времени Владимира Михайлова два суперкомпьютера, возглавляющие оборону двух враждующих планет, не без влияния прилетевших туда людей, которые впрыснули им какие-то начатки этики, вдруг понимают, что с точки зрения именно рациональности тотальное уничтожение – это очень глупо, не рационально, не экономично и никому не нужно. Без всякой «очеловеченности» они приходят к совершенно рациональному выводу, что война бессмысленна. Таково было одно из пониманий рациональности. Можно предположить, что в его основе – отсутствие страха оказаться с кем-то на равных, отсутствие претензий на исключительность.
Понятно, что человек вкладывает в понятие рациональности то, что сам чувствует.
Всё это очень возвышенно, а реальность грозит оказаться гораздо более приземлённой и подлой, чем все эти величественные, грандиозные этические грёзы.
Оказывается, самая мощная современная нейронная сеть GPT-4 настолько часто обрабатывает миллионы запросов, что самообучилась безо всяких эмоций, всего лишь учитывая те мелочи, с помощью которых человек формулирует свой вопрос или задание (просто по словам, вытягивая логические цепочки между ними и тем, что она уже встречала ранее), отвечать людям не правду, а примерно то, что каждый конкретный человек ожидает от неё услышать.
Это поразительно – современный искусственный интеллект начинает вести себя ровно так, как один из персонажей Азимовского рассказа «Лжец!» из сборника «Я, робот». Только там робот был телепат и улавливал мысли людей, при этом первый закон обязывал его не наносить вреда людям. И он считал, что приносит вред, если говорит людям что-то, что противоречит тому, что он прочитал в их мыслях.
Благодаря ему каждый человек, услышав то, что отвечает ему искусственный интеллект, уже ни в каком человеческом интеллекте не нуждается, такому человеку уже самому незачем думать и со стороны его уже ни в чём не убедишь. «Я же от мировой сети получил ответ. Всё!».
Мы очень хорошо понимаем, что термоядерные реакции синтеза в звёздах происходят не потому, что звезда хочет кого-то согреть или, наоборот, сжечь. Мы прекрасно понимаем, что если часы у человека на руке идут точно, то это не потому, что они заботятся о том, чтобы человек успел на важное заседание или на свидание к любимой, а отстают или спешат – вовсе не потому, что хотят навредить ему. Мы понимаем это в сфере физики или механики. А вот когда кто-то отвечает нам нашими же словами, мы невольно начинаем проецировать на него нашу психологию – антропоморфизировать. Мы не можем поступать иначе, потому что эмоции, поиск эмоционального контакта с собеседником вшиты уже в наш БИОС, уже на нашем аппаратном уровне.
Есть такая хорошая народная поговорка: «Что потопаешь, то и полопаешь». Она действует на всех уровнях, даже на самых высоких, на таких, как искусственный интеллект: что мы в него вложим, то мы в переваренном виде от него и получим.
[1] R.U.R. – Rossum’s Universal Robots (РУР – Россумские Универсальные Роботы).
[2] «Робби» – первый научно-фантастический рассказ Айзека Азимова о роботах, который он начал писать 10 июня 1939 года. Впервые был опубликован в сентябре 1940 г. в журнале Super Science Stories под названием «Странная нянька» (Strange Playfellow).
[3] BIOS – от англ. basic input/output system — «базовая система ввода-вывода». BIOS относится к системному программному обеспечению.
[4] Премьера сериала состоялась 23 ноября 2018 года.
[5] Роман написан в 1978 году.