Как возникают новые правила игры? В результате изменений в соотношении сил, а в современном случае – ещё и исчерпания возможностей для того, чтобы узкая группа государств могла определять характер поведения всего международного сообщества.
Стремление подавляющего большинства стран к самостоятельности на основе уважения интересов других – структурная основа формирующегося регионального и, возможно, мирового устройства.
Нынешняя ситуация отчасти парадоксальна. С одной стороны, на мировой арене происходит кардинальный сдвиг, превосходящий по масштабу и глубине тот, что случился в конце ХХ века, на рубеже 1980-х и 1990-х годов. С другой – перемены не носят революционного характера. Они ведут не к обрушению и исчезновению, а к трансформации прежних порядков и норм. Да никто и не заинтересован в радикальном сценарии.
Главное в том, что возвращение назад невозможно, а предстоящее не будет даже примерным повторением пройденного.
Формируется запрос на создание стабилизационных механизмов, которые не только расширяли бы имеющиеся у государств возможности, но и служили предохранителями от самых трагических сценариев, наподобие тех, что разворачиваются вокруг Украины и на Ближнем Востоке. Наиболее активно поиск таких механизмов будет происходить на самом большом по площади и населению материке планеты – в Евразии.
Именно здесь сложились самые подходящие предпосылки для этого. Связанность же Евразии с остальным миром настолько глубока, что здешние процессы окажут решающее влияние на развитие остальных частей планеты и на то, как будут решаться важнейшие проблемы безопасности и устойчивости – продовольственной, энергетической, экологической.
Авторы: Олег Барабанов, Тимофей Бордачёв, Фёдор Лукьянов, Андрей Сушенцов, Иван Тимофеев