18 октября участники Лектория Совета по внешней и оборонной политике в Культурном центре ЗИЛ обсудили проблему миграции в мире и существующие международные практики решения проблем с мигрантами. Эксперты Совета попытались ответить на вопрос, что из опыта США и Западной Европы, которые в новейшей истории пережили несколько волн массовой иммиграцией, наиболее применимо в России.
Участники дискуссии затронули важный вопрос о необходимости и возможности интеграции мигрантов в европейский социум и создания въездных барьеров для тех групп мигрантов, которые не стремятся к адаптации. Доцент Кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули считает, что основная проблема заключается не в прибытии новых мигрантов, а в том, что в стране складывается очаг нового социокультурного качества, который плохо адаптируется. Более актуален иной вопрос: что делать с теми, кто уже проживает на территории страны, однако чужд европейской культуре. Мультикультурализм себя не оправдал, более эффективной представляется новая схема, в соответствии с которой мигрант должен продемонстрировать свою готовность и желание влиться в европейское общество перед получением визы. Но пока диаспора растет быстрее, чем число людей, которые ассимилируются европейским социумом.
Надежда Кудеярова, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, также считает, что ужесточение визового режима не может быть эффективным решением проблемы. Главный технический вопрос – это контроль. Мексиканцы нелегально проникают в США через протяженную границу штатов с Мексикой. Жесткое миграционное законодательство не дает ощутимого положительного эффекта. Острота проблемы несколько снизилась, поскольку миграционный поток уменьшился из-за кризиса и изменения демографической ситуации в латиноамериканских странах. В случае с Россией вопрос контроля еще сложнее: зачастую непонятно, где ставить границу? То есть, технически просто организовать проверку паспортов лишь в аэропортах, в других же случаях контроль осуществлять довольно сложно.
Заместитель директора Центра демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко также считает, что введение виз в России ничего не даст, поскольку здесь существуют сильные диаспоры, которые могут помочь обойти официальные способы получения визы. По словам эксперта, вообще все визовые барьеры очень легко обходятся – в условиях тесных демографических и экономических связей и территориальной близости, а визовый режим только удорожает миграцию. Важно понимать, какой статус получает мигрант, например, в США и в России. В США иммигрант – это человек, имеющий статус постоянного жителя (получает green card), который дает право бессрочного проживания в стране. В России иммигрант получает вид на жительство, но на определенных условиях – необходимо разрешение на временное проживание, которое квотируется. Политика в области трудовой миграции в России ориентирована на прием временных рабочих, та же самая политика проводилась в Германии в 60-е годы. Временный контракт заключается на год, что лишает работодателя мотивации инвестировать в работника, а работник в свою очередь не имеет ни времени, ни средств интегрироваться в российское общество. Отсутствуют и государственные программы, которые были бы направлены на решение проблемы. В этой связи было бы важно работать не только с приезжими, но и иметь некие институты адаптации в самих странах-донорах – например, курсы по изучению русского языка, русской литературы.
Однако говоря об опыте западной Европы, который Россия могла бы позаимствовать для решения своих миграционных проблем, эксперты отметили важность политической заинтересованности в решении данной проблемы. Сегодня же, нелегальное положение мигрантов выгодно практически всем участникам «миграционной цепи»: начиная с самих мигрантов, которые не могут соответствовать официальным требованиям законной иммиграции и, тем не менее, проникают в страну. Промежуточным звеном становится часть бизнеса, аффилированная с властью, которая получают более дешевую рабочую силу. Власть заинтересована в поддержании определенной доли «черного рынка» в российской экономике, что одновременно дает ей возможность снимать с себя ответственность за судьбу иммигрантов.
Дискуссия прошла в рамках Лектория Совета по внешней и оборонной политике в Культурном центре ЗИЛ. В обсуждении приняли участие: Александр Тэвдой-Бурмули, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России, Надежда Кудеярова, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, Михаил Денисенко, заместитель директора Центра демографии НИУ ВШЭ. Ведущий – председатель СВОП Федор Лукьянов.
| Svop.ru