18.12.2025
Устойчивость правых и кризис оппозиции в Италии
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Даниил Сушков

Аспирант кафедры всеобщей истории исторического факультета ИАИ РГГУ.

Начиная с 1998 г. в Италии ежегодно проводится крупный правый фестиваль Atreju, ставший центром притяжения всех правых и консервативных сил в стране, а также важной дискуссионной площадкой, на которой выступали не только представители правых, но и их политические оппоненты.

Название отсылает к имени главного героя романа немецкого автора Михаэля Энде «Бесконечная история», вышедшего в 1979 г. и оказавшего большое влияние на правую молодёжь. Фигуру одноимённого героя она интерпретировала как символ борьбы с нигилизмом (противник по имени «Ничто»), стремящегося поглотить определяющие, с точки зрения правых, моральные и философские устои.

Фестиваль, завершившийся 14 декабря, примечателен по нескольким причинам. Во-первых, он ознаменовал собой окончательную легитимацию правых консерваторов со стороны предыдущего поколения правых политиков, и, во-вторых, стал важной символической победой (по крайней мере, так партия Мелони пытается это представить) над оппозицией, так и не определившейся, кто же её всё-таки представляет.

Важным выступлением стала беседа с Джанфранко Фини, знаковой фигурой для всего «постфашистского» движения в Италии. На XVIII Конгрессе неофашистской партии «Итальянское социальное движение» в 1995 г., проходившем в городе Фиуджи, он как её глава принял решение отказаться от фашистской риторики и преемственности по отношению к режиму Бенито Муссолини. Это знаменовало новою эпоху в развитии теперь уже правоконсервативного движения в только что обновлённой Италии, незадолго до этого пережившей новое форматирование политической системы после затяжного кризиса.

Это событие получило название «Переворот в Фиуджи» и породило новую партию, получившую название «Национальный альянс». Именно с ней связана политическая активность ряда современных правых политиков, в том числе и Джорджии Мелони, руководившей её молодёжной организацией.

Выступление Фини, таким образом, можно расценивать не только как признание персональных заслуг Джорджии (политик отметил, что уважает Мелони, которой приходится управлять в период геополитических и стратегических перемен, что требует необходимости сохранять равновесие) со стороны старшего поколения, но и своеобразное «благословение» на дальнейшую работу. Политик отметил, что для него участие в фестивале после многолетнего отсутствия в публичном поле является «возвращением домой».

Что касается символической победы над оппозицией, стоит сказать о разобщённости их сил. У оппозиции в лице «Демократической партии» и «Движения пяти звёзд» существуют две глобальные проблемы. Во-первых, они уже долго не могут определиться, кто же у них главный – «демократка» Элли Шляйн или «популист» Джузеппе Конте. Первая позиционирует себя через альтернативный, прогрессивный образ женщины-политика, который мог бы составить конкуренцию Мелони. В 2022 г. Мелони выступила под лозунгом «Я женщина, я мать, я христианка», Шляйн же противопоставила ей иную интерпретацию женственности: «Я женщина, я люблю другую женщину, у меня нет детей, но от этого я не меньше являюсь женщиной».

«Антимелонианство» Шляйн, которая критикует каждый шаг правоцентристского правительства, сочетает в себе отказ от прямых дебатов и политических поединков. Она активно обличает политику Мелони, но отказывается от прямых встреч.

В этой связи примечательна история с октябрьской реформой магистратов, когда принято решение разделить карьеры судей и прокуроров (до этого один и тот же человек мог занимать должность и судьи, и обвинителя, но не одновременно). Ход реформы  встречал ожесточённое сопротивление со стороны партии Шляйн, обвинявшей правительство в посягательстве на конституционные основы и попытке скрыть собственную некомпетентность. В преддверии фестиваля Шляйн вызвала Мелони на дебаты, та пригласила её выступить на Atreju, однако лидер демократической партии уклонилась, призывая встретиться в парламенте или на ТВ, что сразу было использовано правыми в политических целях, представив всё как страх «левых» перед публичным диалогом.

Конте является более гибким политиком и делает акцент на больший политический опыт: за его плечами несколько министерских портфелей и должность председателя Совета министров. Он неоднократно участвовал в дискуссиях с оппонентами, в том числе регулярно выступает и на Atreju, воспринимая это как важную часть публичной политической жизни.

Если сравнивать двух оппозиционных политиков, то Конте выглядит более убедительным кандидатом в лидеры оппозиции, однако «левым» не помешало бы какое-то новое компромиссное лицо, за которым не тянулся бы шлейф прошлых неудач, подобно тому, как это было с Мелони в 2022 году. Что касается политической программатики оппозиционных сил, её невнятность является даже большим препятствием к достижению единства, чем различия в стилях и характерах лидеров. Шляйн продолжает воспроизводить классические либерально-демократические формулы, пытаясь критиковать национально-ориентированный курс правоцентристов, но они не выглядят убедительно, по крайней мере из её уст и при текущей ситуации.

Правые, в свою очередь, ответственно подошли к «работе над ошибками» и качественно переосмыслили не только спектр итальянских проблем, но и методы, которыми их пытались решать предыдущие правительства.

В результате грамотной работы правоцентристы фактически присвоили политические нарративы своих оппонентов, либо продемонстрировали их несостоятельность – показателен пример с миграционной политикой и «открытыми дверями», а также постепенное выравнивание баланса ветвей власти (пока консенсус в правой среде позволяет это делать), что и позволило продолжать работу правительства, несмотря на критику левых.

Дело, однако, не столько во внешней полемике между левыми и правыми, сколько в реальной ситуации в стране, которая отличается значительно большей стабильностью, чем в предыдущие годы и за что, так или иначе, стоит благодарить правоцентристов, стойко отстаивающих консервативную повестку и на данный момент явно лучше справляющихся с «искусством возможного».

Автор: Даниил Сушков, аспирант кафедры всеобщей истории исторического факультета ИАИ РГГУ.

Прообраз другой Европы?
Даниил Сушков
Смещение политической риторики в сторону суверенизма способствует выстраиванию новой системы политических координат, в которой политические акторы делятся на приверженцев старых глобалистских проектов и их противников.
Подробнее
Италия на пути к Третьей республике
Кирилл Фенин
Италию часто называют «политической лабораторией» Европы. Пока в других странах ЕС разрушаются устоявшиеся партийные системы и меняется политический ландшафт, на Апеннинском полуострове разворачивается собственный необычный эксперимент. Политическая стабильность и стратегический подход могут укрепить позиции Рима на международной арене.
Подробнее