Баланс сил против центрированности: каждому своё? || Итоги Лектория СВОП
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Андрей Исэров

Кандидат исторических наук, заместитель декана факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Владимир Малявин

Профессор-исследователь департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Лекторий СВОП

Генри Киссинджеру, бессмертному теоретику и практику международных отношений, – сто лет. Семьдесят лет назад, в самом начале своего академического пути, Киссинджер громко заявил о себе, объяснив механизм межгосударственного взаимодействия через призму баланса сил. Современная картина мира, кажется, совсем перестала помещаться в какие бы то ни было теоретические рамки. О том, насколько актуальным сегодня остаётся понятие баланса сил в глазах западной и китайской цивилизации, наш главный редактор Фёдор Лукьянов поговорил с Владимиром Малявиным и Андреем Исэровым на Лектории СВОП, который состоялся в Москве 30 мая 2023 года.

Фёдор Лукьянов: В 1970-х гг., когда Генри Киссинджер играл доминирующую роль в определении американского внешнеполитического курса, великий теоретик и практик международных отношений наверняка вряд ли мог себе представить, во-первых, что он доживёт до столь почтенного возраста (сто лет!), и во-вторых, что он и его идеи будут настолько популярны в России – стране, с которой он большую часть жизни будет бороться.

В своей академической и политической деятельности он почти всегда придерживался умеренного и аккуратного подхода к внешней политике. Киссинджер считал, что США, конечно, должны занимать лидирующие позиции во всём и всегда, но остальные государства при этом не должны чувствовать себя чрезмерно ущемлёнными. Свою главную мысль – идею о балансе сил – Киссинджер изложил семьдесят лет назад в диссертации под названием «Мир, законность и равновесие». После этого Киссинджер не дал ничего принципиально нового науке о международных отношениях, тем не менее он определил чёткую теоретическую рамку как для своей деятельности, так и для всей международной политики. Эта рамка проверена временем, однако сегодняшняя картина мира в неё совсем не помещается.

Вопрос, для обсуждения которого мы сегодня собрались, звучит следующим образом: насколько жива и применима в нынешних реалиях идея баланса Киссинджера? Как учёный-международник Киссинджер объяснил устройство мира, как практик – попытался применить свою теорию, а мы как зрители видим сегодня, что на международной арене пьеса разыгрывается совсем не по киссинджеровскому сценарию.

Не путать легитимность со справедливостью
Роберт Легвольд
Рассуждая о легитимности, Киссинджер подразумевает, что глобальные игроки должны достичь соглашения относительно международного порядка, признавая законными цели и методы. При этом важно не путать легитимность со справедливостью. О том, применимы ли идеи Великого Генри к новому миру, Фёдору Лукьянову рассказал профессор Роберт Легвольд в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

Наши гости – Владимир Малявин и Андрей Исэров – посмотрят на проблему баланса сил с разных точек зрения, традиционной и «китайской». К Китаю Киссинджер всегда относился неравнодушно, с его именем связан знаменитый поворот США к Китаю в начале 1970-х. Интересно здесь то, насколько подходят к Китаю с его особыми мировоззрением и культурой лекала, которые Киссинджер предлагает для анализа. Начнём с традиционной перспективы: почему современные политики не в полной мере понимают Киссинджера?

Немыслимый баланс сил, или Как завещал нам великий Генри
Лекторий СВОП

Андрей Исэров: Киссинджер сам высказывался по этому поводу (можно воспринимать его слова как старческое брюзжание, но я в какой-то степени могу к его мнению присоединиться): современный человек воспитывается и живёт в иных условиях, мир изменился, изменилось образование.

Одна из последних книг Киссинджера – а последние книги Киссинджера, кстати, довольно простые, рассчитаны на читательский успех – о политическом лидерстве (“Leadership: Six Studies in World Strategy”, 2022). Яркими, броскими словами он описывает деятельность великих политиков XX века – Аденауэра, де Голля, Тэтчер, Ли Куан Ю… Но есть главная мысль: герои Киссинджера обычно получили религиозное, традиционное воспитание, потом учились в светских университетах, где их учили читать и думать. Сегодня на смену книге приходит картинка, клип, человеческое сознание меняется. Университеты отказываются от – извините за надоевшее всем понятие – пресловутой гумбольдтовской модели. Современный университет, пишет Киссинджер, рождает либо технократа, либо активиста. Новое поколение, в частности, очень хорошо знает, как управлять экономикой – если Великую депрессию 1929–1933 не удалось предотвратить, а с её последствиями быстро справиться, то сегодня экономику понимают куда лучше и регулируют её действеннее. Но активисты идут за идеологией и совершают ошибки.

Фёдор Лукьянов: Переместимся в мир будущего, который, как известно, принадлежит Азии и Китаю. Когда китайцы слышат про баланс, как они его понимают? По-европейски или по-своему?

Владимир Малявин: Трудно залезть в голову китайцу, однако в Китае есть свои философские школы, школы международных отношений, в которых любят рассуждать о разных балансах. Тема баланса в целом близка китайскому мировоззрению.

Идея баланса неразрывно связана с пониманием будущего и себя; размышления о балансе способны подтолкнуть к новым интерпретациям мира, его развития и места человека в нём. Одним из ключевых понятий в китайской философии является «центрированность», целостность, с которой Китай подходит ко всему. Центрированность – не о середине, а о «центре», собранности и всеобщности, охвате всех сфер жизни. Если свести всё к «центру», некой точке, вбирающей в себя всё, что содержится внутри и находится снаружи, любые противопоставления станут ненужными и невозможными. Центрированность принципиально исключает конфликт. Интересно, что центрированность как философская идея может быть применима ко всем уровням бытия. Центрированность как девиз в личной жизни означает необходимость обрести баланс внутри себя, сформировать и воспитать личность на базе центрированности, прежде чем выстраивать отношения с другими людьми и окружающим миром.

Идея центрированности справедлива и на более высоком уровне, уровне власти и управления. Власть в Китае также базируется на принципах равновесия и баланса. С точки зрения китайцев, мудрое управление – это способность найти компромисс между сторонниками разных мнений, приведение к равновесию разных политических и социальных течений. «Центр» практически недостижим в реальной жизни, прийти к целостности и гармонии всего нельзя, однако, хотя «центр» – явление отсутствующее, его присутствие совершенно необходимо. Даже Лао Цзы говорил, что главное – «удерживать центрированность». Если мы не будем сохранять центрированность, считают китайцы, рано или поздно мы истощим свои силы. Мудрый удерживает «центр» и стремится к нему. При этом «центр» динамичен и текуч, сегодня баланс ресурсов, стремлений и целей находится в одной точке, завтра в другой, но побеждает только тот, кто всегда возвращается к нему.

Исходная точка, великий корень всего сущего – баланс. Центрированность кроется в обыденном – в каждый момент жизни нужно напоминать себе об этом и не отклоняться от курса на обретение равновесия. Тот, кто стремится к балансу, способен предвосхитить действия своего противника, предвидеть грядущее, а значит любая, даже самая хитрая стратегия соперника ничто по сравнению с идеей «центра». Китайские боевые искусства ушу, кунг-фу тоже про воспитание умения найти баланс, при определённом уровне мастерства они позволяют побеждать в любой ситуации при любом развитии событий.

Трудно сказать, читают ли простые обыватели в Китае Киссинджера и знают ли они о его концепции баланса, но интуитивно мысли Киссинджера о равновесии им понятны. Кстати, китайская идея о единой судьбе человечества тоже содержит в себе зерно центрированности – все страны и народы находятся в динамическом взаимообмене ресурсами, в котором, по мнению Китая, ему принадлежит одна из главных ролей.

«Киссинджер знает, как вести дела с Китаем». Как?
Сян Ланьсинь
Администрация Байдена пытается переписать историю, отрицая китайскую политику со времён Никсона. Эта зацикленность не позволяет спросить совета у Киссинджера, который бы блестяще объяснил, как вести дела с Китаем. О балансе сил и неприемлемости «порядка, основанного на правилах», с Фёдором Лукьяновым поговорил Сян Ланьсин в интервью для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

Фёдор Лукьянов: Тем не менее ориентация на центрированность пока не привела Китай к мировому лидерству во всех областях. Тот же самый курс на вооружение Китай наверняка взял не от хорошей жизни.

Владимир Малявин: Приверженность принципу центрированности не означает следование универсальному курсу. Стремление к «центру» означает проявление гибкости там, где это необходимо, изменение стратегии под воздействием обстоятельств. В какой-то момент Китай действует так, в другой момент по-другому, главное – не отклоняться от курса на равновесие. Если что-то не получается, нужно это признать и быть готовым пойти по другому пути.

Центрированность – не про всеобщее равенство. Напротив, баланс возможен при существовании иерархии, разделённости, непохожести людей.

Андрей Исэров: Если синтез центрированности и «единой судьбы человечества» понятен, то как объяснить равновесие в кунг-фу? Кунг-фу ведь, как и любая борьба, предполагает столкновение. Возможен ли в столкновении баланс?

Владимир Малявин: В китайской философии нет врагов и нет побед. Лучший способ одержать верх – превзойти своего противника незаметно. В китайской картине мира настоящий стратег не воюет, и Китай старается следовать этой линии, считает, что никакой необходимости в борьбе нет.

Концепция центрированности предполагает, что человек всё принимает, вмещает в себя разные точки зрения и не отторгает чужеродное. Возникает ситуация «свободной совместности» – отношений без отношений. В «Даосских канонах» говорится, что «вещи настолько же зависят друг от друга, насколько не зависят друг от друга». Сосуществование противоположностей, всего и ничего одновременно типично для Китая. Отсутствие фиксированных формальных отношений с борьбой или с дружбой – вполне нормально.

Андрей Исэров: Ведущего и ведомого в отношениях Китая с миром и его составляющими тоже нет?

Владимир Малявин: Когда вы танцуете, вы предвосхищаете следующую ноту, даёте ей быть, по умолчанию соглашаетесь следовать за новым витком музыки. Мудрый и познавший «центр» ничего не выбирает, он просто наблюдает и позволяет всему существовать, присутствовать в его жизни. Идеи, которые я сейчас проговариваю, содержатся в классических китайских текстах. В «свободной совместности» каждый достигает полноты и самодостаточности только благодаря тому, что ничего не отрицает, позволяет всему быть. «Я существую благодаря тому, что есть все вы», – типичный китайский подход.

Фёдор Лукьянов: Если размышлять о глобальной политике, наверное, странно вдохновляться философией win-win – при разнообразии акторов и интересов бенефициарами все вряд ли будут, как бы ни хотелось.

Владимир Малявин: Конечно, Китай не хочет ни с кем делиться своими достижениями. Просто так получить что-то от китайцев невозможно – у них голова так посажена, что все лакомые кусочки они забирают себе. Китайцы считают, что каждый сам за себя в ответе, поэтому, чтобы что-то получить, нужно это заслужить. «Центр» на международной арене для китайцев – это совокупная сила государств, их экономических, человеческих и интеллектуальных ресурсов, та самая целостность, которая всё решает, будучи отсутствующей.

Фёдор Лукьянов: Во втором номере нашего журнала вышла замечательная статья авторства Владимира Малявина и Артёма Казанцева «Верховенство мнимости», в которой много рассуждений о китайском мировоззрении и взгляде на международные отношения из Китая, – настоятельно рекомендую к прочтению. Встречались ли в истории случаи, когда западное сообщество, сталкиваясь с другой культурой, не подавляло её, а осмысливало и адаптировало под неё свои действия?

Андрей Исэров: Что такое «культура» и что такое «Запад»? Культурфилософские рассуждения опасны. Хотя вот, вспомню пример эллинистически-скифского соседства. Наверное, такое сосуществование можно назвать примером синтеза, в котором нет подавляющей и подавляемой сторон, поскольку общества были примерно равны по силе. Сегодня это называют историей пограничья.

Фёдор Лукьянов: Если не уходить в античность, наверное, в европейской традиции всё-таки не было представления о том, что иная культурная общность должна быть целиком и полностью понята и принята, особенно если между носителями разных культурных идентичностей было существенное силовое превосходство.

Андрей Исэров: На самом деле, не все об этом знают, но XVIII век можно смело назвать эпохой могущества Китая, расцвета его хозяйства – и внутренние противоречия, казалось, не угрожали его существованию. Ничто не предвещало грядущий крах. Но уже через 50 лет после императора Цяньлуна начнётся так называемое «столетие унижения» – и это, конечно, очень важная исследовательская задача – понять, почему так произошло. Китай очень долго сохранял внутреннюю стабильность, и, хотя в XVIII веке при внешнем благополучии, очевидно, крылись истоки будущего кризиса, ни простые смертные, ни политические верхи их не замечали. Только представьте – треть драгоценных металлов, добытых в Новом Свете, оказывалась в Китае. Великие географические открытия создали из отдельных миров-экономик (Фернан Бродель) единую мировую экономику, и, да, это сделали европейцы, однако из этого не следует слабость Китая. Китайцы, как все знают, продавали чай, фарфор, шёлк, а взамен просили только драгоценные металлы – никакие европейские товары им были не нужны. О Европе Китай тогда знал мало, и Европа, как считается, знала о Китае мало. Но через иезуитов какие-то сведения попадали, и ещё с начала XVIII века при парижском дворе восхищались, скажем, китайской налоговой системой, обсуждали её преимущества.

Владимир Малявин: Об исторических причинах упадка китайской цивилизации можно почитать в книге «Сумерки Дао»[1], там всё написано. На мой взгляд, всему виной гносеологические ошибки – Китай забыл свои традиции; китайские философия и ценности были подменены предметностью европейского толка.

Если бы в тот период китайцы осознанно подошли к необходимости чтить свою культуру и сохранять её целостность, всё могло сложиться иначе. Образ единой, цельной китайской культуры существовал и поддерживался благодаря стараниям элиты. Когда к власти пришли городские низы, полуграмотные люди, всё было перевёрнуто с ног на голову.

Как образованные люди старались выйти из этого положения? Путём обращения к гротеску. Вся литература того времени весьма специфична, вплоть до того, что в описании чаепития с красавицей на берегу реки в лунную ночь даются тридцать определений понятия «лунная ночь». Апелляция к сокрытому знанию была неудачной, Китай рассыпался, потому что в нём не было идеологии.

Империя держалась на культурной памяти, но породить новые смыслы она уже не могла.

Отчасти виной этому отсутствие у маньчжуров понимания китайской культуры. Всё было перемешано и достигало таких масштабов абсурда, как если бы мы сейчас провозгласили авангард классической живописью передвижников. Исчезли тонкие культурные различия, и весь гротеск с лунными ночами и дождём, который пахнет сливой, или сливой, которая пахнет дождём, стал не нужен.

В Китае всегда существовали центр и периферия – совершенно разные общности, которые при всех своих различиях составляли единую империю. Китайская империя была цельным образованием, красивым и уникальным в своём сочетании несочетаемого, потому что позволяла своим провинциям быть разными. Конечно, невозможно учесть все различия и получить что-то унифицированное, но Китай никогда и не пытался этим заниматься, в отличие, например, от единой Европы – Европейского союза с его крючкотворством на всех уровнях.

Китай всегда задумывался о том, к чему он стремится и чего хочет. Если раньше целью было обеспечить всех и каждого собственным домом и мерседесом, сегодня западная модернистская идеология уходит в прошлое. Китай предлагает собственную «китайскую мечту», которая не про будущее, а про настоящее – про сильное изобильное государство, в котором есть всё и даже больше. Сегодня вместо того, чтобы ездить по миру, китайцы строят большой торговый центр с реалистичными инсталляциями парижских кварталов, нью-йоркского Сохо, – и вам уже не нужно ехать в путешествие. В своём диалоге культур Китай очень рационален, и, что интересно, чем больше Китай цифровизируется, тем больше он изолируется от окружающего мира. Китайцы носят мир в себе.

Как-то раз один предприниматель спросил у меня, что нужно китайцам. Казалось бы, что может быть проще – занимаясь бизнесом, китайцы стремятся больше заработать. На самом деле, это поверхностный взгляд на китайскую духовную традицию. Главное для китайцев – жить в моменте, получать удовольствие здесь и сейчас, потому что кроме сегодня ничего не существует.

«Для русских и китайцев прогресс – это увеличение количества справедливости»
Вячеслав Рыбаков
Нелепо заключать союзы за пределами Поднебесной, считают китайцы. Тем не менее у России и Китая одинаковая внутриполитическая задача: развитие государства с опорой на вечные ценности. О крепнущей дружбе «медведя» и «дракона» Фёдор Лукьянов поговорил с Вячеславом Рыбаковым, главным научным сотрудником Института восточных рукописей РАН, для передачи «Международное обозрение».
Подробнее

Фёдор Лукьянов: А как же знаменитое китайское планирование, мышление на несколько сотен лет вперёд?

Владимир Малявин: В действительности одно другому не мешает, я не наблюдаю здесь конфликта. Ум и сознание китайцев ясные, они не затуманены идеологемами.

Европейцы один раз придумали, что лежит в основе мира, какими ценностями нужно руководствоваться, и теперь неизменно дудят в одну дуду.

Китайцы просто принимают жизнь такой, какая она есть. Никто в Китае вам слова поперёк не скажет, не будет спорить, даже если в душе несогласен. Китайцы будут говорить неопределённо, непонятно, но в этом и заключается центрированность для Китая. Когда вы находитесь в покое, вы учитесь жить. Если вы хотите научиться говорить, научитесь молчать.

Не милитаризм, но уже и не пацифизм || Итоги Лектория СВОП
Дмитрий Стрельцов, Артём Соколов, Фёдор Лукьянов
После февраля 2022 г. наметился тренд на перевооружение. Что это – движение в сторону милитаризма или стремление обеспечить базовые потребности в безопасности? Об этом через призму исторического опыта и современного развития Германии и Японии, которые после Второй мировой войны придерживались пацифистской традиции, Фёдор Лукьянов поговорил с Дмитрием Стрельцовым и Артёмом Соколовым на Лекторию СВОП.
Подробнее
Сноски

[1] Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. Москва, 2019.

Нажмите, чтобы узнать больше