Казахстан: конфликт элит и «зелёные зоны»
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Андрей Казанцев

Доктор политических наук, директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО.

32-е заседание Евразийского онлайн-семинара НИУ ВШЭ

Прибытие миротворческого контингента ОДКБ и, прежде всего, российских войск во время январских беспорядков в Казахстан стало важным событием для преодоления ситуации двоевластия и кризиса в казахстанских верхах, отметил Андрей Казанцев, выступая на Евразийском онлайн-семинаре НИУ ВШЭ.

В силу ключевого положения в регионе Россия играет роль важного посредника в региональных конфликтах, например, в недавнем конфликте между Таджикистаном и Узбекистаном, а также в повторяющихся приграничных столкновениях между Киргизией и Таджикистаном. Роль России после вывода войск США из Афганистана резко возросла. Между Россией и КНР имеется традиционное разделение функций в регионе, которая описывается китайской формулой «военно-политическое сотрудничество и экономическая конкуренция». 

Казанцев остановился на основных причинах комплексного кризиса, разразившегося в Казахстане в январе 2022 года. На поверхности – социально-экономический компонент процессов: протесты против повышения цены на газ. В Казахстане уже происходили массовые общенациональные протесты (например, против приватизации земли в пользу китайцев в 2016 г.) и восстания (в Жанаозене в 2010 г.).

Ещё одна причина – временный паралич бюрократии, армии и спецслужб. Здесь, очевидно, сыграла свою роль ситуация «двоевластия» и «транзита», когда части элиты, ориентировавшиеся либо на Нурсултана Назарбаева, либо на Касым-Жомарта Токаева, больше думали о карьерных перспективах, чем о начавшихся революционных событиях.

А было ли государство?
Константин Сонин
«Казахский национальный проект» закрыт – в том же смысле, как и проекты «Абхазия как часть грузинского государства», «Приднестровье как часть молдавского государства» и «Донбасс как часть украинского государства». Конечно, это может поменяться, но в нашей текущей реальности Казахстан будет страной, политически подконтрольной России.
Подробнее

В Казахстане не было ярких оппозиционных политических лидеров, как в Грузии, на Украине, в Армении, Киргизии и даже в Белоруссии. Протест оказался яростным и децентрализованным. Ключевую роль в нём, особенно в Алматы, играли молодёжные группы. В Казахстане много маргинализованной молодёжи – выходцев из села. В их среде процветают криминальные группировки. В ряде постсоветских стран старые «воровские понятия» оказались «неконкурентоспособными» в условиях подъёма исламизма, который привёл к образованию в местах заключения «зелёных зон» (название по аналогии со старыми «чёрными», воровскими, и «красными», контролируемыми администрацией).

Не миновал этот процесс и Казахстан. Деятельность представителей таких группировок давно известна – это теракты и охота на силовиков. К этому можно прибавить и обычных экстремистов, вербовавшихся в Сирию и другие горячие джихадистские точки и имеющих серьёзные международные связи. Вот эти сетевым образом устроенные группы и вышли на поверхность вместе с общей массой маргинализированной молодёжи, породив массовое насилие и погромы.

Группировки пользовались покровительством в том числе и руководства силовых структур, о чём свидетельствует арест бывшего премьер-министра и председателя КНБ в 2016–2022 гг. Карима Масимова. Хотя, возможно, нам видна только вершина айсберга.

Другая причина казахстанского кризиса – межэлитный конфликт, о котором открытой информации не очень много. У Токаева не было контроля над силовиками (китайская модель транзита, заимствованная Назарбаевым у Дэн Сяопина). Получив силовую поддержку Москвы, президент Токаев в нарушение Конституционного закона возглавил Совет безопасности Казахстана, а также начал чистку силовых структур. Следует отметить, что самого Нурсултана Назарбаева (за исключением смещения его с должности главы СБ и ухода с поста главы правящей партии) и его родственников (за исключением снятия их с ключевых позиций и ущемления некоторых бизнес-интересов) процесс не коснулся, никто не был арестован – тут демонстрируется внешнее символическое единство. Однако силовая бюрократия получила от новой вертикали власти чёткие команды по жёсткому наведению порядка и в сравнительно сжатые сроки взяла ситуацию под контроль.

Быстрая и бескровная операция со стороны ОДКБ стала образцом эффективности. Благодаря ей одна из причин кризиса в Казахстане – раскол в верхах – была быстро преодолена. Но что с другими? Социально-экономические проблемы населения, обострившиеся в период коронакризиса, а также коррупция, ставшие главной причиной массового недовольства, никуда не ушли. Энергия казахской молодёжи и массовый запрос на социальную справедливость также продолжают искать своего выхода, и этот момент стал очень важным для инициированных президентом Токаевым реформ.

Наконец, самый сложный вопрос – с криминально-исламистскими группами. Здесь будет серьёзная и длительная борьба, так как этот феномен зародился в Казахстане не вчера. У него есть и социальная база и серьёзные внутренние фундаментальные факторы поддержки. Более того, исламисты имеют международные связи (например, через соседнюю Киргизию, где роль исламистско-криминальных групп ещё выше, а также через источники финансирования и пропаганды на Ближнем Востоке и через торговлю героином на северном пути из Афганистана). Поэтому усилиями одного Казахстана сложная ситуация в Большой Центральной Азии, включая Афганистан, разрешена быть не может. Различные операции ОДКБ, например, «Рубеж», могут способствовать стабилизации обстановки во всём центральноазиатском регионе.

 

32-е заседание Евразийского онлайн-семинара с Андреем Казанцевым
Российская политика в Большой Центральной Азии

 

32-е заседание Евразийского онлайн-семинара состоялось 18 января 2022 г. и было организовано департаментом международных отношений и Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Тема выступления Андрея Казанцева, доктора политических наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики» и главного научного сотрудника Института международных исследований МГИМО, в рамках семинара: «Российская политика в Большой Центральной Азии».

«Отсутствие государства гораздо хуже, чем любая форма государства»
Анатоль Ливен
Ситуация в Афганистане подтверждает, что отсутствие государства гораздо хуже, чем любая форма государства. Такую точку зрения высказал Анатоль Ливен, выступая на Евразийском онлайн-семинаре НИУ ВШЭ.
Подробнее