Энергетические ресурсы Каспия оказались той сферой, где столкнулись интересы многих стран и транснациональных корпораций. В принципиально новых исторических и геополитических условиях далеко не все из новых государств региона считают отношения с Россией приоритетными, используя нефтегазовый фактор в качестве одного из наиболее действенных средств на международной арене. Это осложняет задачу формирования отношений России с бывшими советскими республиками на кавказском и центральноазиатском направлении.
В книге, посвященной каспийской проблеме, Вагиф Гусейнов, директор Института стратегических оценок и анализа, связал в единое целое экономические и геополитические явления минувшего десятилетия. Анализируя обширный фактический материал, автор показывает, что грандиозный геополитический разлом конца ХХ столетия не только обострил противоречия, существовавшие в Каспийском регионе, но и породил массу новых. Здесь теснейшим образом переплелись политика и экономика, внешнеполитические и военно-стратегические аспекты, экология и криминал, социальные, этнические и межконфессиональные проблемы, амбиции и замыслы политических руководителей.
В начале книги, охватывающей период с декабря 1991 года по декабрь 2001-го, кратко анализируется нефтяная политика СССР и ведущих государств мира второй половины ХХ века. После распада СССР бассейн Каспия стал открытым для транснациональных нефтегазовых корпораций и усиления влияния США и других стран Запада. В начале 1990-х основная интрига разворачивалась вокруг азербайджанского шельфа Каспия. Сделав ставку на нефть, Баку повел крупную игру, построенную на маневрировании между интересами ведущих держав и нефтяных компаний. Важным элементом нефтяной политики Азербайджана, отмечается в книге Гусейнова, становятся не только нефтеразведка и нефтедобыча, но и транзит нефти. В обзоре подписанных Азербайджаном в 1994–2000 годах нефтяных контрактов особое внимание уделено «контракту века» на разработку месторождения Азери – Чираг – Гюнешли, где первая, «ранняя» нефть была добыта уже в ноябре 1997-го. В тот же период проявились разногласия между Азербайджаном и Туркменистаном относительно принадлежности ряда месторождений.
Одновременно страны дальнего зарубежья заметно укрепили свои позиции в нефтяной отрасли и экономике Азербайджана в целом. Этому способствовала активность, с какой руководство Азербайджана привлекало инвесторов и продвигало контракты. Наращивание усилий зарубежных государств по установлению контроля над нефтяными ресурсами Каспия происходило на фоне постепенного снижения роли России, ее доли в общем объеме внешнеэкономических связей Азербайджана. К тому же каспийскую политику России в тот период отличали непоследовательность и противоречивость. Так, МИД России при подписании «контракта века» предпринял ряд жестких дипломатических демаршей, хотя российская компания «ЛУКойл» стала участником этого контракта.
После смены руководства страны в 1993 году Азербайджан повернулся к сотрудничеству с Россией и далее стремился придерживаться сбалансированной линии поведения. Вместе с тем во внешней политике Азербайджана проявлялась все более устойчивая прозападная тенденция, а в политической и военной сфере усиливалось его сотрудничество с США, Турцией, Германией, Североатлантическим альянсом. Лишь в последние годы ХХ столетия в отношениях между Россией и Азербайджаном обозначилась тенденция к конструктивному решению общих проблем.
Отдельные разделы книги посвящены правовому статусу Каспия и изложению эволюции подходов разных стран к этой проблеме, а также к Евразийскому транспортному коридору. В связи с проблемами доставки каспийских углеводородов на мировые рынки автор подчеркивает геополитический характер борьбы за маршруты транспортировки «ранней» и «большой» нефти Каспия, в том числе в увязке с развитием конфликта в Чечне. Автор, в частности, подробно исследует «нефтяные» корни чеченского противостояния, длительное время подрывающего стабильность и самым негативным образом сказывающегося на инвестиционном климате в нефтегазовом секторе экономики прикаспийских государств. Дается анализ причин и возможных последствий неурегулированности территориальных споров из-за каспийских нефтегазовых месторождений между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном, а также последствий передела морской акватории и в целом сфер влияния в Каспийском регионе.
По мнению Гусейнова, неверно полагать, что определение правового статуса Каспийского моря для новых условий, сложившихся после распада СССР, снимет все вопросы и положит конец межгосударственным спорам, возникающим в отношении тех или иных правовых казусов либо конкретных аспектов деятельности прибрежных государств.
Даже краткий обзор нерешенных проблем – как старых, так и новых – доказывает, что Каспийский регион еще на долгие годы останется в фокусе международного внимания и мировой политики. События вокруг Каспия будут оказывать серьезное влияние на безопасность Российской Федерации и других прикаспийских государств во многих сферах, в частности политической, экономической и военной. В этой связи крайне важно выработать современную каспийскую политику на перспективу. У России еще остаются немалые возможности для того, чтобы и в новых геополитических условиях сохранить и даже усилить свою роль в этом важнейшем для нее регионе.
Игорь Сидоров