Этот небольшой по объему, но очень емкий по содержанию труд академика Российской академии наук, депутата Государственной думы Андрея Кокошина, занимавшего в свое время должности первого заместителя министра обороны Российской Федерации, секретаря Совета безопасности и секретаря Совета обороны РФ, несомненно, не может не привлечь к себе пристальное внимание как экспертного сообщества, так и руководства страны, отвечающего за проведение военной реформы и реформы Вооруженных сил Российской Федерации. В работе в концентрированной форме представлены основные отличительные черты так называемых «инновационных» вооруженных сил. Эти черты ВС России должны приобрести в результате реформирования и в свете происходящей «революции в военном деле».
Нет необходимости повторять, насколько остро стоит вопрос о реформе ВС РФ в настоящее время. После объявления в октябре 2008 года планов по сокращению и реорганизации Вооруженных сил средства массовой информации буквально взорвались публикациями на эту тему. Их авторы образовали два противостоящих лагеря: одни (меньшинство) решительно приветствовали преобразования, другие же выступали с критикой руководства Министерства обороны, взявшего на себя нелегкий труд по осуществлению столь глубоких и радикальных преобразований. Во многих случаях внимание экспертов непосредственно сконцентрировано на вопросах сокращения офицерского корпуса ВС, реорганизации военных структур, на серьезных проблемах, которые могут возникнуть в ходе реализации объявленных планов. Эти, несомненно, важные аспекты реформы иногда заслоняют главный вопрос: зачем все это делается?
Военно-политическое руководство обычно указывает на тот факт, что целью проводимой реформы является создание современных, мобильных, оснащенных новейшими образцами вооружений и военной техники и хорошо подготовленных Вооруженных сил, способных адекватно реагировать на все возможные угрозы. К сожалению, из заявлений не вполне ясно, что под этим подразумевается. Академик Кокошин взял на себя смелость достаточно подробно (хотя и в сжатой форме) представить на суд читателя свое видение «современных», или «инновационных», Вооруженных сил, как их охарактеризовал Владимир Путин.
Автор справедливо связывает транс-формацию российских ВС с происходящей в настоящее время «революцией в военном деле». Нынешняя «революция» не первая в мировой истории, а в ряде стран процессы, связанные с этим явлением, протекают активнее, чем в России. Более того, у нас уже наметилось серьезное отставание от основных государств мира. Об этом откровенно заявляет и начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров, говоря о том, что нынешние ВС «не вполне адекватно отвечают стоящим перед ними задачам».
Преодолеть такое отставание будет достаточно сложно, тем более что речь должна идти не только о внедрении в войска современных систем вооружений и военной техники. Авторы многих публикаций на данную тему сводят «революцию в военном деле» исключительно к этому. Андрей Кокошин убежден, что такое сужение недопустимо.
Не менее важную проблему представляет собой осмысление нового характера вооруженной борьбы и, как следствие, совершенствование системы управления. Данному вопросу автор уделяет особое внимание, развивая и уточняя ряд положений, высказанных им в капитальном труде по вопросам стратегического управления, который увидел свет в 2003 году (см.: А.А. Кокошин. Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России).
Понимание того, что управление является главным условием победы, было присуще еще древним китайским стратегам, которые уделяли данному вопросу самое пристальное внимание в своих военных трактатах. Актуальность этого постулата не менялась на протяжении двух с половиной тысячелетий. И сегодня вопросы совершенствования системы управления вооруженными силами, вернее, коренной их перестройки стоят, как никогда, остро.
Андрей Кокошин считает, что наращивание боевых возможностей российских ВС напрямую связано с созданием мощного комплекса информационно-аналитических средств, объединением их в своего рода «суперсистему», охватывающую все звенья управления. Автор убедительно описывает не только необходимые составляющие элементы такой системы, но и преимущества, которые могут быть достигнуты при ее внедрении в практику. Можно с уверенностью сказать, что если российское руководство в ходе реформы ВС не станет уделять самое пристальное внимание «революции» в системе управления, то никакие новейшие системы вооружений не смогут придать армии желаемого «инновационного» облика и компенсировать отставание в этой жизненно необходимой сфере военной деятельности.
К сожалению, из заявлений высшего военно-политического руководства страны не следует, какие преобразования в системе военного управления планируются в ходе ведущейся реформы. Так, выступая 16 декабря 2008 года на общем собрании Академии военных наук, начальник Генштаба Николай Макаров перечислил пять основных задач, которые предстоит решить в ходе реформы. Это – блок социальных вопросов, перевод частей и соединений ВС в категорию постоянной боевой готовности, создание новой системы военного образования, поддержание численности Вооруженных сил в мирное время на уровне не более 1 миллиона человек и пересмотр нормативно-правовой базы, включая боевые уставы. Правда, в числе основных задач реформы нередко упоминается и о переходе с четырехзвенной (военный округ – армия – дивизия – полк) на трехзвенную систему управления (военный округ – армия – бригада). При этом предполагается сделать бригаду «автономной, способной решать все задачи», а также придать ей «модульный» характер.
Автор рецензируемой публикации не обошел вниманием и многие другие аспекты строительства «инновационных» Вооруженных сил РФ. В их число входят и проблемы оснащения армии новейшими образцами вооружений и военной техники, включая роботизированные системы, и вопросы военного образования и подготовки личного состава, способного решать самые сложные задачи при ведении современных войн, и многие другие.
Особо ценным представляется то, что академик Кокошин не останавливается только на общих проблемах реформы. Он предпринимает попытку ответить и на вопрос о том, что нужно сделать для успешного проведения реформы и как это сделать. Учитывая огромный объем задач, стоящих перед нынешней реформой, их новизну и новаторский характер, автор предлагает конкретные практические шаги по осуществлению преобразований. А именно: вернуться к идее создания двух-трех экспериментальных бригад, оснастить их по последнему слову техники, полностью укомплектовать личным составом, прежде всего офицерами, которые по уровню профессиональной подготовки соответствовали бы новым повышенным требованиям, и на этой основе отработать модель перевода всех Вооруженных сил на «модульную» систему. Такой «пилотный» проект позволил бы на самых ранних этапах реформы выявить слабые и сильные стороны системы управления, наметить пути решения других важнейших задач и тем самым избежать крупных просчетов, которые могли бы возникнуть в ходе проведения реформы.
В целом работа Андрея Кокошина является первой – и достаточно удачной – попыткой представить заинтересованному читателю (включая руководителей, ответственных за проведение реформы) общую картину и план действий по созданию «инновационных» Вооруженных сил России. Разумеется, многие из выдвинутых идей и положений нуждаются в дальнейшем уточнении и развитии. Но подход автора к рассматриваемой проблеме свидетельствует о том, что общими усилиями военного и гражданского сообщества наша страна способна создать современные армию и флот, надежно обеспечивающие ее безопасность.
А.Г. Савельев – д. полит. н., главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.