Данная статья будет опубликована в первом номере журнала за 2026 год.
Индия – одна из древнейших цивилизаций мира. На протяжении веков она находилась в центре мировой торговли. Индийское общество с давних времен было меркантилистским. Однако никогда капиталистическим в современном смысле этого слова.
В Индии, как и в России, сложное восприятие бизнеса. В социальной иерархии индуизма торговцы (вайшьи) – лишь третья варна после брахманов и кшатриев. Одним из самых ранних произведений человечества о политической экономике и управлении является индийский трактат «Артхашастра» (буквально «Наука о богатстве» или «Наука о финансах»). Автором «Артхашастры» принято считать Каутилью (также известного как Чанакья или Вишнугупта, 375–283 гг. до н.э.) – знаменитого философа, советника и друга Чандрагупты, первого императора династии Маурья. Каутилью на Западе часто называют индийским Макиавелли, однако необходимо помнить, что он жил раньше последнего почти на две тысячи лет. Хотя «Артхашастра» явно поощряет предпринимательство и обретение богатства, считается, что Каутилья был невысокого мнения о торговцах. Ему приписывают такие слова: «Торговцы… по сути, являются ворами, хотя и не называются таковыми… их следует удерживать от угнетения народа… Их склонность фиксировать цены путём создания картелей, получать чрезмерную прибыль или торговать краденым имуществом можно ограничить путём введения суровых штрафов»[1].
Как пишет общественный деятель и бизнесмен Нандан Нилекани в знаменитой книге 2010 г. «Образ новой Индии. Эволюция преобразующих идей»[2], отношение к предпринимателям со стороны политиков было неизменно враждебным, особенно в 1960‑е и 1970‑е гг., когда они воспринимались как «коварные капиталисты». Индийская промышленность являлась излюбленной мишенью для популистской риторики. Нилекани цитирует Джавахарлала Неру, презиравшего то, что он называл «цивилизацией бания» (торговцев). Индира Ганди говорила о деловых людях как о «тёмных и злых силах», угрожавших разрушить страну.
Однако уже к началу 1980‑х гг. в Индии пришли к пониманию, что государство само по себе не в состоянии обеспечить необходимый экономический рост, и начался постепенный разворот в сторону бизнеса. С начала 1990-х гг. в ответ на охвативший Индию масштабный финансовый кризис экономические реформы приобрели всеобъемлющий, системный характер.
Демократизация предпринимательства и премьерство Моди
За короткое время глубоко укоренившиеся традиции предпринимательства в сочетании с либерализацией экономики способствовали появлению нового динамичного поколения деловых людей. Бизнес-ландшафт, долгое время ассоциировавшийся исключительно с закрытыми сообществами (такими как марвари, парсы, джайны, синдхи и другие), а также c традиционными семейными конгломератами, к примеру, Тата, Бирла, Баджадж, Годредж, Далмия, – дополнился компаниями новой формации, прежде всего в сфере информационных технологий.
Компания Infosys, крупный разработчик программного обеспечения, основана в 1981 г. в городе Пуна на юге страны. Стартовый капитал составлял всего 1500 долларов, собранных из личных сбережений основателей, а сама фирма базировалась в гараже. Ни Нараяна Мурти, ни шесть его партнёров ‒ соучредителей компании, инженеров по образованию, не принадлежали к бизнес-семействам и не были близки к правительству. Мурти, сын школьного учителя, окончил Индийский институт технологий (Канпур). Отец уже упоминавшегося Нилекани, ещё одного сооснователя компании Infosys, работал менеджером на текстильной фабрике. Нилекани окончил Индийский институт технологий (Бомбей). Сегодня Infosys – всемирно известный гигант. Его чистая прибыль в 2025 финансовом году превысила 3,1 млрд долларов.
Список выдающихся индийских предпринимателей первого поколения был бы неполным без упоминания Шридхара Вембу (основателя Zoho Corporation[3]), Санджива Бикхчандани (основателя Naukri.com[4] и Университета Ашока), Нитина и Никхила Каматхов (основателей финтех-компании Zerodha). Социальная база индийского бизнеса сегодня гораздо более инклюзивна, чем несколько десятилетий назад. Границы делового пространства стремительно расширяются, и старые тяжеловесы уходят с авансцены, освобождая место для нового технологически подкованного поколения.
Демократизация индийского предпринимательства, начавшаяся в 1980‒1990-е гг., существенно ускорилась усилиями правительства Нарендры Моди, впервые пришедшего к власти на общенациональном уровне в 2014 году. Моди многому научился у Атала Бихари Ваджпаи[5] и поддерживал бизнес, ещё когда был главным министром штата Гуджарат в 2004–2014 годах. Тогда он развивал крупные инфраструктурные проекты, эффективное сельское хозяйство, возобновляемую энергетику и ориентированную на экспорт промышленность.
Последнее не менее, если не более важно, чем первое.
Моди происходит из очень скромной семьи[6]. Он стремится дистанцироваться от старой элиты, демократизировать не только политику, но и бизнес. В Индии с его подачи происходит смена элит, в том числе бизнес-элит. Премьер-министр старается находиться на удалении, хотя бы в публичном пространстве, от знаменитых индийских конгломератов. После прихода к власти Моди возбуждено несколько резонансных судебных дел против известных бизнесменов, что укрепило имидж премьера как лидера, ратующего за интересы народа, борющегося против элитарности и династийности в политике и бизнесе.
Наиболее громкими делами стали преследования таких миллиардеров, как Виджай Маллия, Нирав Моди и Рана Капур. Наблюдатели характеризуют отношения Моди с крупным бизнесом как «любовь и ненависть»[7], поскольку премьеру приходится не только демонстрировать удалённость, но и заботиться о том, чтобы богатые и влиятельные люди присоединялись к возглавляемой им «Бхаратия джаната парти» (БДП). Тонкая балансировка, а также общая политика Моди и его правительства привели к тому, что БДП стала «самой богатой и обеспеченной партией в современной Индии»[8].
Это соответствует устремлениям современной Индии, где в движении находятся все элементы общества, включая деловые круги. Сегодня Индия, без преувеличения, переживает бум предпринимательской активности.
Среди достижений Моди за 11 лет во главе страны можно отметить более слаженную работу правительственных структур, координацию политики центра и отдельных штатов, повышение эффективности судебной системы, снижение уровня коррупции или, по крайней мере, сокращение её масштабов, большую открытость индийской экономики, формирование единого рынка и единого налогового пространства по всей стране, сокращение бюрократических барьеров и облегчение ведения бизнеса, а также инициативную работу с индийской диаспорой. Кабинет Моди активно привлекает крупные консалтинговые компании, в частности McKinsey и BCG, к разработке, обоснованию и популяризации политики. Индийские подразделения этих международных консалтинговых гигантов тесно сотрудничают с NITI Aayog (Национальным институтом преобразования Индии, ключевым аналитическим центром при премьер-министре), Invest India (агентством, отвечающим за содействие иностранным инвесторам) и другими государственными институтами, научив их говорить на языке бизнеса.
Всё вышеперечисленное так или иначе влияет на расширение деловой активности. Но есть и ряд факторов, связанных с феноменом современного индийского предпринимательства напрямую. К ним относятся демографический дивиденд (преобладание молодёжи в структуре населения), сильная инженерная база, уникальный путь цифровой трансформации Индии[9], ряд крупных сделок, которые вызвали изменение восприятия бизнеса в индийском обществе[10], а также политика поддержки предпринимательства, которая проводится и на федеральном уровне, и на уровне штатов.
Сегодня портал Startup India[11] связывает стартапы с инвесторами, фондами, корпорациями, учёными и политиками. Как вспоминает Амитабх Кант, один из ключевых чиновников в команде Моди, отвечающих за экономическую политику, «премьер-министр хотел, чтобы к реформе подошли комплексно, с участием всего правительства. В этом процессе участвовали все министерства. Был составлен подробный план действий. Мы хотели обеспечить стартапам удобство ведения бизнеса»[12]. Государственный совет по стартапам создан для консультирования правительства по ключевым вопросам инноваций и молодёжного предпринимательства. Чтобы упростить регулирование деятельности стартапов, правительство впервые дало конкретное определение, что это такое. Инновации и предпринимательство постепенно стали во главу угла государственной политики. Изменилась нормативно-правовая база и предоставлены налоговые льготы. Система защиты прав интеллектуальной собственности также претерпела изменения: переработан процесс выдачи патентов, товарных знаков и авторских прав. Индийское правительство последовательно гармонизирует национальное законодательство с мировыми практиками и внедряет международные стандарты прав на интеллектуальную собственность.
Резервный банк Индии смягчил правила в отношении иностранных инвестиций. Введение в 2016 г. Кодекса о несостоятельности и банкротстве позволило компаниям быстро ликвидироваться, а также восстанавливаться, если это целесообразно. Нормы государственных закупок упрощены, чтобы стартапы могли в них участвовать. В рамках миссии «Цифровая Индия» создана специальная государственная торговая площадка (GeM). Это облегчило стартапам доступ к государственным заказам. Стартапы освобождены от ранее предъявлявшихся к ним требований о наличии опыта, оборота и залога.
Нарендра Моди регулярно и публично встречается с молодыми предпринимателями. Однажды он сравнил молодых бизнесменов с героями борьбы за свободу и независимость, назвав их главной опорой новой Индии и незаменимыми участниками процесса превращения Индии в развитую страну к 2047 г. (когда будет отмечаться 100-летие независимости). 16 января объявлен государственным Днём стартапов[13]. Предпринимательство стало одной из самых популярных тем массовой культуры: создаются телепрограммы, сериалы, реалити-шоу, посвящённые историям успеха и трудностям молодых бизнесменов.
Цифра меняет всё
Революционные изменения, связанные с цифровой трансформацией Индии, затрагивают многие аспекты жизни, влияют на все секторы экономики и напрямую содействуют деловой активности. Государство последовательно создавало основы для цифрового преобразования страны, разработав важнейшие цифровые платформы в качестве общественных благ и обеспечив доступ к ним граждан и бизнеса.
Развитие системы биометрической идентификации граждан (на сегодняшний день охватившей более 99 процентов населения), повышение финансовой инклюзивности, развитие системы быстрых платежей – лишь некоторые из наиболее известных элементов индийской системы цифровых общественных благ, объединённых в набор сервисов India Stack. Благодаря параллельным усилиям частного бизнеса по расширению использования смартфонов и доступности интернета бо́льшая часть индийцев пропустила этап кредитных карт и банкоматов и одновременно с открытием своего первого банковского счёта получила в руки недорогой смартфон как удобный инструмент для проведения финансовых операций, получения пособий и услуг.
К примеру, торговец уличной едой в сельской местности (очень часто такой работой в Индии занимаются женщины) ранее не имел ни банковского счёта, ни доступа к кредитованию и был вынужден ежедневно занимать оборотный капитал под огромные проценты. Наличие банковского счёта, на котором кредитная организация видит постоянное движение средств, позволило существенно снизить стоимость финансирования для миллионов индийских предпринимателей.
В основе India Stack – набор общедоступных интерфейсов программирования приложений (API). Открытые API позволяют легко интегрировать данные, которые государство хранит и предоставляет авторизованным пользователям. Компании используют данную функцию для предложения своих решений на базе этой системы. Разработчики и технологические стартапы теперь способны создавать мобильные приложения, программное обеспечение и бизнес-модели на основе инфраструктуры India Stack. Индия – единственная страна в мире, которая использует открытую экосистему API такого масштаба. В настоящее время усилия архитекторов India Stack сосредоточены на запуске и совершенствовании крупномасштабных платформ, основная задача которых – дальнейшая демократизация цифры и продолжение развития интернета в качестве общественного блага. Среди таких инициатив: Единый интерфейс здравоохранения (UHI), Сеть открытого кредитования (OCEN), Единая платформа логистического интерфейса (ULIP), AI4Bharat (создание открытых наборов данных, инструментов, моделей и приложений для переводов индийских языков при помощи искусственного интеллекта), TelecomStack (собственный стек телекоммуникационных технологий 5G Индии), Цифровая экосистема для профессионального обучения и навыков (DESH), Открытая сеть для цифровой коммерции (ONDC), Платформа агрегирования финансовой информации (Account Aggregator Framework) и другие направления. Создавая диверсифицированную инфраструктуру цифровых общественных сервисов, правительство стало катализатором, поставщиком, заказчиком и партнёром в процессе цифровизации.
Принципы построения цифровой общественной инфраструктуры тесно связаны с общим подходом к инновациям. В то время как в западных странах в основном придерживаются модели «защищай и получай прибыль», подход Индии традиционно заключается в принципе «делись и расширяй». В Индии неофициальные инновации всегда сосуществовали с официальными, и за долгие годы сформировалась целая экосистема народных инноваций, движимая потребностями сообществ и основанная на обмене инновационными решениями внутри общины. Тема «Цифровые данные на службе развития» была центральной во время председательства Индии в G20 в 2022–2023 годах.
Сегодня в Индии модно и престижно быть предпринимателем. По состоянию на октябрь 2025 г. в стране насчитывается более 195 тыс. официально зарегистрированных стартапов[14]. Большая часть из них появилась не в Дели, Бангалоре, Хайдерабаде или Мумбаи, а в городах второго и третьего дивизиона. Средний возраст двухсот наиболее успешных предпринимателей Индии – 45 лет[15]. В списке десяти наиболее молодых долларовых миллиардеров первого поколения самому младшему 22 года, самому старшему – 31 год[16]. Экосистема индийского бизнеса является высококонкурентной, зрелой и динамичной. Она обладает широкой базой, опирающейся не на закрытые группы и эксклюзивные связи, а на кадровый потенциал страны и на глобальный рынок. Увеличивающаяся степень интеграции с международными рынками сделала индийскую экономику более чувствительной к изменениям инвестиционного климата за пределами страны. В 2022–2023 гг. финансирование стартапов резко сократилось во всём мире, инвесторы стали гораздо более осторожными из-за роста процентных ставок и геополитической напряжённости. Однако к 2024 г. общие объёмы финансирования в Индии уже превысили 12 млрд долларов, что на 20 процентов больше, чем в 2023 году[17]. Доступное финансирование со стороны индийских и международных инвесторов, погоня за высокой оценкой стоимости компаний заставляют предпринимателей уделять приоритетное внимание росту клиентской базы, географической экспансии, уровню сервиса и клиентскому опыту, зачастую оставляя финансовую эффективность на втором плане. Компании в сфере экспресс-доставки продуктов и потребительских товаров, к примеру, «сжигают» более 560 млн долларов в квартал[18]. Тем не менее именно этот сегмент профинансирован лучше всего – инвесторы верят в перспективы огромного рынка, повышение благосостояния населения и постепенное улучшение финансовых показателей компаний.
Цифровая трансформация привела к повышению деловой активности и появлению предпринимательства в новых технологически продвинутых сферах. Высококвалифицированные инженерные кадры, традиционный для Индии глубокий уровень развития ИТ и менеджмента также придали мощный импульс предпринимательству. Всего за несколько лет Индия стала третьей по масштабам экосистемой стартапов в мире после США и Китая[19]. Абсолютное большинство индийских компаний, которые уже имеют или скоро получат заветный статус «единорогов»[20], используют в качестве основы цифровые технологии.
Есть, конечно, исключения: в списке присутствуют и компании в сфере возобновляемой энергетики, образования, логистики, производства, но их меньшинство.
На крупной конференции, проходившей в Нью-Дели в апреле 2025 г. и объединившей тысячи предпринимателей с крупными государственными заказчиками, включая Министерство обороны, Индийскую организацию космических исследований, Государственную электронную торговую площадку GeM, основными темами обсуждений были искусственный интеллект, робототехника и кибербезопасность. В выступлении на форуме министр торговли и промышленности Пиюш Гоял выразил уверенность, что высококвалифицированные воины-предприниматели (startup—maharathi) помогут реализовать программу «Развитая Индия» к 2047 году. В то же время он провёл критическое сравнение между стартапами Индии и Китая и призвал уделить больше внимания областям, где наблюдается отставание: полупроводники, искусственный интеллект, робототехника, автоматизация, инфраструктура, логистика, электромобили и технологии хранения энергии. Министр объявил о создании нового, второго Фонда фондов с капиталом почти 1,2 млрд долларов, предназначенного для стартапов в области наукоёмких технологий. Это важный шаг вперёд, учитывая, что одной из общепризнанных проблем является низкий уровень расходов на исследования и разработки как в частном, так и в государственном секторе. Высокая доля государства в расходах на НИОКР (более 60 процентов) остаётся особенностью инновационного сектора Индии. Индийским конгломератам поручено сыграть центральную роль в развитии новых отраслей экономики и прорывных областей, таких как искусственный интеллект, микроэлектроника, робототехника, квантовые технологии, зелёная энергетика, беспилотные системы.
Масштабные программы правительства – Sagarmala, Bharatmala, Gati Shakti охватывают эти и другие сегменты инфраструктурного развития. Индия создаёт одиннадцать промышленных коридоров. Действует более 280 особых экономических зон. Ещё одним направлением, в котором крупный индийский бизнес поддерживает усилия правительства, является возобновляемая энергетика. Reliance Industries Мукеша Амбани активно развивает солнечную генерацию и зелёный водород. Adani Group, Jindal Group, Tata Group и Vedanta планируют включиться в индийскую атомную отрасль, открывающуюся для частного капитала. Ранее государство открыло частным инвесторам оборонный сектор и космос, где активно работают как небольшие компании, так и флагманы индийского бизнеса. Важнейшие инициативы правительства Моди, такие как Make in India («Делай в Индии») и Aatmanirbhar Bharat («Самодостаточная Индия»), хотя и развиваются не так быстро, как планировалось, поддерживают предпринимателей разного калибра, стимулируют деловую активность, способствуют локализации производства и экспорту. Благодаря участию в крупномасштабных проектах мощные индийские конгломераты становятся ещё сильнее, но подвергаются критике за близость к правящей БДП. Западные компании жалуются, что не имеют «регуляторных преимуществ», которыми пользуются их индийские коллеги[21].
Семейная ценность
Индия лидирует среди стран мира по доле семейных компаний в ВВП (79 процентов). Невозможно переоценить роль, которую семья играет в жизни индийцев. Это же в полной мере относится и к бизнесу. Среди зарегистрированных на бирже компаний более 90 процентов являются семейными предприятиями и составляют четверть ВВП страны[22]. Ещё один важнейший сегмент экономики – 60 млн малых и средних предприятий. Они обеспечивают 30 процентов ВВП[23]. Большая их часть – тоже семейный бизнес. Стороннего наблюдателя впечатляет, как бережно сохраняются семейные традиции даже в небольших компаниях. Портреты основателей и предыдущих поколений владельцев обычно представлены в семейных магазинах и офисах на самом почётном месте. Крупные семейные конгломераты вносят ещё больший вклад в ВВП, хотя их число меньше. Рыночная капитализация принадлежащей семье Мукеша Амбани компании Reliance Industries, самой дорогой в Индии, составляет 225 млрд долларов[24]. Средний возраст 500 компаний с рыночной капитализацией более 1,1 млрд долларов[25] составляет 43 года, 23 компании существуют более ста лет, а самой старой из них, PNG Jewellers, – 193 года. Семья Мукеша Амбани возглавляет список богатейших семей Азии, в 10 верхних строчках которого значатся четыре индийские фамилии (помимо Амбани, это также Мистри, Джиндал, Бирла).
В период глобальной неопределённости и серьёзных изменений политического и экономического порядка международные корпорации, особенно на Западе, испытывают давление из-за опасений в связи со стратегической реорганизацией рынков и бизнеса. Они стремятся подготовиться к радикальным потрясениям, стараясь избежать рисков, настраиваясь ждать, наблюдать и пережить надвигающийся хаос с наименьшими потерями.
Крупные и наиболее успешные корпорации Индии настроены более оптимистично, чем их западные коллеги. Они представляют разнообразные секторы экономики, включая химическую и нефтехимическую индустрию, фармацевтику, программное обеспечение, автомобилестроение и производство автокомпонентов, строительство, машиностроение, финансовые услуги, недвижимость, текстильную промышленность, продукты питания и другие сегменты. По темпам создания богатства в последние годы лидируют промышленное производство и здравоохранение.
Большинство – потомственные предприниматели[26].
Семейные компании Индии – это не только споры о наследстве, расточительные траты и роскошные свадьбы, хотя свадебные торжества и занимают важное место в деловой жизни страны. Согласно регулярному опросу, проводимому PWC[27], 89 процентов индийских семейных предприятий считают, что у них есть чёткое представление о согласованных ценностях и целях компании, по сравнению с 79 процентами во всём мире. 83 процента семейных компаний Индии продемонстрировали значительный рост в 2023 г., 68 процентов респондентов назвали выход на новые рынки своим приоритетом, 88 процентов ожидают роста в ближайшие два года. Такое положение в целом совпадает с общим оптимистичным прогнозом относительно индийской экономики. Хотя показатели снизились по сравнению с предыдущими годами, в 2023 г., когда последний раз проводился опрос, Индия продемонстрировала одни из самых высоких результатов в мире. Индийцы также отличаются высоким уровнем доверия к своему бизнесу и правительству. Примечательно, что компании из Индии (а также из Китая) получают самые низкие оценки по уровню доверия за рубежом[28]. В то же время индийский бизнес пользуется наибольшим и стабильным уровнем доверия в Индии, превосходя по этому показателю правительство, неправительственные организации и средства массовой информации.
Корпоративная социальная ответственность была частью жизни индийского бизнеса задолго до того, как она стала обязательной главой в годовых отчётах транснациональных корпораций. Индия известна разнообразием социального предпринимательства, появление которого, среди прочего, объясняется давними традициями благотворительности и таким важным в индуизме понятием, как seva (бескорыстное служение). Индия стала первой страной в мире, где корпоративная социальная ответственность стала обязательной, после внесения в апреле 2014 г. поправок в Закон о компаниях 2013 года[29]. Закон требует, чтобы компании с чистой стоимостью активов от 5 млрд рупий (около 58 млн долларов), годовым оборотом от 10 млрд рупий (116 млн долларов) либо чистой прибылью от 50 млн рупий (584 000 долларов) тратили 2 процента средней чистой прибыли за три года на социальные проекты. Раздел о корпоративной социальной ответственности в индийском Законе о компаниях 2013 г. дополнен в 2019 г. положением о возможности взносов в инкубаторы и исследовательские проекты в государственных университетах, институтах технологий и национальных лабораториях, имеющих право на такое финансирование. В целом образование и здравоохранение являются основными направлениями благотворительности, за ними экология, устойчивое развитие, изменение климата[30].
В индийской традиции принято помогать незаметно, не афишируя усилий. Тем не менее некоторые индийские компании и предприниматели внесли настолько весомый и важный вклад в развитие общества, что все в стране знают об их роли. Среди таких легендарных личностей Ратан Тата, Азим Премджи, Нандан Нилекани, Шив Надар, Мукеш Амбани, Кумар Мангалам Бирла, Гаутам Адани, семья Баджадж, Анил Агарвал, Саджан Джиндал и многие другие. Отличительной тенденцией последних лет является то, что предприниматели делают пожертвования рано (когда им около 40 лет) и щедро. Филантропия в Индии перестала быть прерогативой только старшего поколения традиционных бизнес-семейств. Всё чаще благотворительностью занимаются основатели компаний первого поколения, профессионалы, добившиеся успеха собственными силами, и молодые наследники семейного бизнеса[31].
Согласно Отчёту о благотворительности 2024 г.[32], в 2023 финансовом году частные пожертвования в Индии увеличились на 10 процентов, а семейная благотворительность – на 15. За последние пять лет общие расходы на социальный сектор росли в среднем на 13 процентов в год, достигнув примерно 8,3 процента ВВП в 2023 году. Несмотря на это, Индия по-прежнему не дотягивает 4,7 процентов до целевого показателя социального финансирования, определённого институтом NITI Aayog. Текущий уровень в 8,3 процента ВВП также ниже, чем расходы других стран БРИКС.
Среди индийских комментаторов встречаются и более критические оценки роли в экономике и в обществе деловых элит. Отмечается, что всё большее число высококвалифицированных, предприимчивых и обеспеченных индийцев стремятся уехать из страны. Критикуется их космополитизм, а также политика правительства, направленная на поддержку и стимулирование такой миграции[33]. Как отмечается[34], индийский бизнес играет недостаточную роль в преобразовании страны и, несмотря на улучшившиеся условия для ведения бизнеса, частные инвестиции стагнируют.
Всегда была и остаётся слабой связка между наукой, образованием – и потребностями бизнеса, особенно в условиях стремительно прогрессирующих технологий. Финансовый сектор вместо вложений в перспективные долгосрочные разработки, важные как для индийского, так и для международного рынка, увлечён инвестициями на фондовом рынке, демонстрирующем беспрецедентный рост и обеспечивающий сверхприбыли.
Всё это – справедливо, и критика вполне обоснованна. Но большое видится на расстоянии. Индия сегодня – предпринимательская супердержава, которая, благодаря разветвлённым международным связям бизнеса и мощной диаспоре, шагнула далеко за пределы собственного рынка. Бизнес Индии опирается на тысячелетние традиции с одной стороны, а с другой – активно трансформируется, становится более демократичным, выходит за рамки закрытых бизнес-сообществ. Знаменитые семейные конгломераты также адаптируются, инвестируют в высокие технологии, активно расширяют профессиональное управление.
Для российского бизнеса индийское направление относительно ново. Очевидно, что существенными барьерами к сотрудничеству являются не столько инфраструктура, платежи и логистика (эти проблемы успешно решаются), сколько отсутствие информации и личных контактов, знаний о деловых возможностях с обеих сторон.
Предприниматели Индии и России плохо осведомлены о традициях, этике, деловой культуре друг друга и нюансах построения взаимовыгодных долгосрочных партнёрств. Опрос, проведённый Лабораторией индийских исследований СКОЛКОВО, показал, что недостаток информации, личных контактов, сложности с поиском надёжных деловых партнёров, а также языковые и культурные различия остаются самыми большими проблемами при ведении бизнеса между Индией и Россией.
Восполнить эти пробелы призвана работа, опубликованная Лабораторией индийских исследований Школы СКОЛКОВО, под названием «Предпринимательство в Индии. Что меняющийся деловой ландшафт Индии означает для её партнёров»[35].
Автор: Лидия Кулик, руководитель направления по исследованиям Индии в Школе управления СКОЛКОВО, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
[1] Classical Indic Commerce: Vaanijya // Indic Civilizational Portal. 26.06.2019. URL: https://indicportal.org/2019/06/26/ (дата обращения: 02.12.2025).
[2] Нилекани Н. Образ новой Индии. Эволюция преобразующих идей. М.: Альпина Паблишер, 2010. 508 с.
[3] Компания в сфере ИТ и программного обеспечения.
[4] Крупнейший в Индии онлайн-портал по поиску работы.
[5] Премьер-министр Индии от партии «Бхаратия джаната парти» в 1996 г. и в 1998–2004 гг.
[6] Кашин В.П. Нарендра Моди. Лидер современной Индии. М.: Институт востоковедения РАН, 2020. 264 с.
[7] Baru S. India’s Power Elite: Class, Caste and Cultural Revolution. New Delhi: India Viking, 2021. 243 p.
[8] Там же.
[9] Кулик Л., Коровкин В. Цифровизация Индии. От локального феномена – к фактору глобального влияния // Skolkovo India Lab. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/india-goes-digital-from-local-phenomenon-to-global-influencer-2/ (дата обращения: 02.12.2025).
[10] В качестве одного из наиболее значимых примеров можно привести покупку американской компанией Walmart за 16 млрд долларов 77-процентной доли в индийской Flipkart в 2018 году. Flipkart, компания в сфере электронной коммерции, была основана инженерами Сачином Бансалом и Бинни Бансалом в 2007 году. Сделка не только вдохновила индийскую молодёжь, но и заставила старшее поколение взглянуть по-новому на возможности бизнеса в сфере цифровых технологий и на молодых индийских предпринимателей.
[11] Startup India // Startup India. URL: https://www.startupindia.gov.in/ (дата обращения: 02.12.2025).
[12] Kant A. Made in India: 75 Years of Business and Enterprise. New Delhi: Rupa Publications India Pvt Ltd., 2023. 212 p.
[13] PM Narendra Modi Calls Startups “Backbone” of New India, Declares Jan 16 As ‘National Startup Day’ // The Economic Times. 15.01.2022. URL: https://economictimes.indiatimes.com/tech/start-ups/pm-narendramodi-calls-start-ups-backbone-ofnew-india-declares-jan-16-as-nationalstart-up-day/articleshow/88912955.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (дата обращения: 02.12.2025).
[14] Startup India // Startup India. URL: https://www.startupindia.gov.in/ (дата обращения: 02.12.2025).
[15] IDFC Hurun India Report “India’s Top 200 Self-Made Entrepreneurs of the Millennia 2024” // IDFC FIRST Bank. URL: https://www.idfcfirst.bank.in/top-200-entrepreneurs-hurun-2024 (дата обращения: 02.12.2025).
[16] Top 10 Youngest Billionaires in India 2025: Zepto Founders, Aged 22 and 23, Lead the List // The Indian Express. 07.10.2025. URL: https://indianexpress.com/article/trending/top-10-listing/hurun-rich-list-2025-top-10-youngest-billionaires-india-10283191/ (дата обращения: 02.12.2025).
[17] Indian Startup Funding Touches $12 Bn+ in 2024, Stabilises to 2020 Levels // Inc42. 27.12.2024. URL: https://inc42.com/features/indian-startup-funding-touches-stabilises-to-2020-levels/ (дата обращения: 02.12.2025).
[18] Quick Commerce Sector Burning Rs 5,000 Crore Per Quarter: Zomato CEO Deepinder Goyal // The Economic Times. 04.03.2025. URL: https://economictimes.indiatimes.com/tech/startups/quick-commerce-sector-burning-rs-5000-crore-per-quarter-zomato-ceo-deepinder-goyal/articleshow/118689715.cms?from=mdr (дата обращения: 02.12.2025).
[19] По данным журнала The Economist.
[20] «Единорог» – это стартап, оцениваемый инвесторами в 1 млрд долларов или более и остающийся в руках своих основателей.
[21] Amazon and Walmart Confront Indian Politics // The Economist. 24.04.2021. URL: https://www.economist.com/weeklyedition/2021-04-24 (дата обращения: 02.12.2025).
[22] Bang N.P. Family Businesses: Spreading Roots and Wings // ISB Insight. 09.08.2019. URL: https://isbinsight.isb.edu/family-businesses-spreading-roots-and-wings/ (дата обращения: 02.12.2025).
[23] E-Conomy India 2023. The Economy of a Billion Connected Indians // Google. URL: https://services.google.com/fh/files/blogs/india_economy_report_2023.pdf (дата обращения: 02.12.2025).
[24] По состоянию на май 2025 г. по рыночной капитализации это 55-я компания в мире. См.: Reliance Industries Limited // Market Cap. URL: https://companiesmarketcap.com/reliance-industries/marketcap/#:~:text=Market%20cap%3A%20%24227.71%20Billion%20USD,cap%20according%20to%20our%20data (дата обращения: 02.12.2025).
[25] Axis Bank’s Burgundy Private and Hurun India Release the Fourth Edition of the “500 Most Valuable Non-State-Run Companies in India” // Axis Bank. URL: https://www.axisbank.com/docs/default-source/press-releases/2024-burgundy-private-hurun-india500-national.pdf (дата обращения: 02.12.2025).
[26] India’s 100 Richest // Forbes. 2025. URL: https://www.forbes.com/lists/india-billionaires/ (дата обращения: 02.12.2025).
[27] PWC’s 11th India Family Business Survey // PWC. 2023. URL: https://www.pwc.in/services/entrepreneurial-and-private-business/11th-family-business-survey-2023-india-report.html (дата обращения: 02.12.2025).
[28] 2023 Edelman Trust Barometer. India Report // Edelman. 2023. URL: https://www.edelman.in/sites/g/files/aatuss371/files/2023-02/2023%20Edelman%20Trust%20Barometer%20Report%20-%20India.pdf (дата обращения: 02.12.2025).
[29] CSR in India: CSR Rules and CSR Implementation Areas // The CSR Universe. 10.09.2020. URL: https://thecsruniverse.com/articles/csr-in-india-csrrules-and-csr-implementation-areas (дата обращения: 02.12.2025).
[30] Wealth with Purpose // Web Assets. 2024. URL: https://web-assets.bcg.com/b1/35/0f6bc-15d413e8ac3661f8bcaf5fa/revised-aipbcg-wealth-with-purpose-a-report-onprivate-indian-philanthropy.pdf (дата обращения: 02.12.2025).
[31] Там же.
[32] India Philanthropy Report 2024 // Bain & Company. URL: https://www.bain.com/insights/india-philanthropy-report-2024/ (дата обращения: 02.12.2025).
[33] Baru, Sanjaya. Secession of the Successful. New Delhi: India Viking. 2025
[34] Failure of India Inc. // The Indian Express. 29.08.2025. URL: https://indianexpress.com/article/opinion/columns/p-b-mehta-writes-can-indian-capital-step-up-when-it-is-needed-the-most-10217392/ (дата обращения: 02.12.2025).
[35] Кулик Л. Предпринимательство в Индии. Что меняющийся деловой ландшафт Индии означает для её партнёров // Skolkovo India Lab. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/entrepreneurship-in-india-what-india-s-evolving-business-landscape-means-for-its-partners-2/ (дата обращения: 02.12.2025).