29.07.2020
Имитация как экспроприация
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Иван Крастев

Председатель Центра либеральных стратегий (г. София), ведущий научный сотрудник Института наук о человеке (г. Вена).

Стивен Холмс

Профессор права Нью-Йоркского университета.

Глава из книги «Свет, обманувший надежды»

В издательстве «Альпина Паблишер» вышел русский перевод нашумевшей на Западе книги Ивана Крастева и Стивена Холмса «Свет, обманувший надежды». Это глубокий, иногда беспощадный анализ того, почему надежды и ожидания конца ХХ века, когда наступившую эру либерального мирового порядка сочли «концом истории», привели к разочарованию и пессимизму конца 2010-х годов. С любезного разрешения издателя публикуем главу, посвящённую США и феномену Трампа.

 

Они говорят: «Америка прежде всего!»,

но имеют в виду «Америка – на очереди!»

Вуди Гатри*

В первых двух главах книги мы рассмотрели виновников странной гибели того, что мы привыкли называть либеральным миропорядком[1]. Мы проанализировали ресентимент, устремления и происки как центральноевропейских популистов, так и Владимира Путина. Но они действовали явно не в одиночку. И для того, чтобы понять, что нынешний президент Соединённых Штатов был их добровольным сообщником, не требуется особенно напрягать «серые клеточки» а-ля Пуаро[2]. Чем руководствовался Дональд Трамп, отворачиваясь от союзников Америки, дезавуируя многосторонние договоры и пытаясь разрушить международные институты, созданные США после Второй мировой войны, до сих пор толком не ясно. Но каковы бы ни были его мотивы, он оказался важнейшим соучастником группового убийства «либеральной гегемонии», которая определяла международную политику в течение трёх десятилетий после 1989 г.

Распутывать преступный заговор, конечно, дело увлекательное, но мы задаёмся другим вопросом: почему значительная часть американской общественности и деловых кругов США, а также большинство лидеров Республиканской партии так некритично воспринимают проект демонтажа того, что неоконсервативный историк Роберт Каган с полным основанием назвал «миром, который создала Америка»?[3]

Отвечая на вопросы политического, а не криминологического толка, недостаточно рассматривать революцию Трампа в узких конспирологических рамках и исключительно на американском материале. Поместив её в контекст различных антилиберальных движений и тенденций в других частях мира, мы сможем понять то, что иначе могло бы показаться случайным и необъяснимым. Общая тема, которая, по нашему мнению, связывает случаи Центральной Европы, России и Америки и делает сравнительный анализ возможным и плодотворным, – это политика имитации и её непредвиденные последствия. Трамп тоже пришёл к власти, эксплуатируя разочарование и обиды, которые возникли в однополярную эпоху имитаций.

Готовность Трампа заигрывать с белым национализмом, безусловно, способствовала его популярности. Но мы хотим расширить фокус внимания и спросить, как его сторонники относятся к остальному миру. Почему так много граждан доминирующей державы Запада, при «законно и легитимно избранном» президенте, испытывает недоверие к странам, которые традиционно считали Америку образцовым государством, а либеральную демократию – политической моделью, наиболее достойной подражания? Объяснить накапливающееся недовольство имитаторов по отношению к имитируемым достаточно легко, особенно когда нормативно-нравственная иерархия, заложенная в имитационных отношениях, усугубляется отсутствием альтернатив, моралистическим надзором и сомнительным успехом. Но с чего бы имитируемым обижаться на своих эпигонов?

Этот многогранный вопрос порождает множество других. Почему сторонники Трампа считают американизацию мира катастрофой для Америки? Почему они согласны с тем, что Соединённые Штаты являются не главным бенефициаром глобализации, но, напротив, страдают от своей центральной роли в глобальной торговле, международных организациях и Североатлантическом союзе? И почему так много американцев сплотилось вокруг президента, который назвал разделение Запада самого в себе* и деглобализацию американской экономики местью Америки за десятилетия национального унижения?

Трамп сохранил немалый уровень поддержки среди своих сограждан даже после нападок на ближайших союзников Америки и публичного привечания лидеров, которые регулярно обрушиваются на Америку в самых резких выражениях. Ещё более загадочным является то, что многие американцы принимают и даже приветствуют правление человека, который, в невероятном приступе обратной имитации, как будто списывает свою публичную риторику с ксенофобского почвенничества Центральной Европы и воинственного антиамериканизма Кремля. Как можно объяснить эти странности?

 

Ось ресентимента

 

Адекватной оценке политической значимости Дональда Трампа больше всего мешает то, что он – неотёсанный и беспринципный хам, не отвечающий ни эстетическим, ни этическим запросам большинства комментаторов. Оскорбление, которое он наносит нравственности и вкусам высокообразованных аналитиков, побуждает их к «литературной» мести, заставляя изображать Трампа патологическим идиотом и дураком. Но такое глумливое отношение мешает добраться до истоков ошеломительного политического успеха Трампа.

Анализ революции Трампа в контексте современного мирового бунта против либеральной демократии и либерального интернационализма поможет нам выявить то, что действительно важно. Мы сосредоточимся на том, как движение Трампа вписывается в глобальную культуру недовольства и демонстративной виктимности, которой руководят и манипулируют лидеры бывших коммунистических стран, в частности Виктор Орбан и Владимир Путин. Такой подход не вынесет окончательного приговора эпохе Трампа. Но он сможет помочь нам оценить этого президента не как краткосрочное отклонение от якобы нормального порядка, который восстановится после его ухода, а как радикально преобразующего мир политического деятеля, каковым он и является.

Перемены, которые вызвал Трамп, будет трудно обратить вспять, потому что они коренятся не в низкопробном и попирающем закон поведении одиночки, а в глобальном восстании против того, что широко воспринимается как либеральный имитационный императив. Одним из кричащих проявлений этой тенденции и является поведение Трампа.

Поскольку Трамп антиинтеллектуален до безграмотности и патологически противоречив в своих политических заявлениях, либеральные комментаторы полагают, что он не предлагает целостного политического проекта, который можно теоретически осмысливать и оспаривать. Но мировоззрение может быть интуитивным, а не идеологическим и философским. И стратегия может быть инстинктивной, а не трезвой и продуманной. Это еще одна подоплёка нашего сравнительного подхода. Именно эксцентричное представление Трампа о месте Америки в мире, а не его кухонные заговоры и схемы самообогащения объясняют его уровень популярности. И его интуитивное, а не идеологическое мировоззрение становится более понятным, если его высказывания и действия сопоставить с высказываниями и действиями его политических «коллег», возглавляющих посткоммунистические страны, и показать, что они проистекают из общего недовольства однополярным порядком мироустройства после 1989 г.

Инстинктивно пренебрегая союзниками и унижая их, президент США не желает критиковать авторитарных правителей, в том числе в России и Центральной Европе, которые добиваются внутренней поддержки, нападая на американскую модель либеральной демократии. Дело не только в том, что он, как он выразился[4], он лучше ладит с «жёсткими» диктаторами, чем с «мягкими» союзниками. Дело в том, что компания авторитарных правителей, увлечённо поносящих Соединённые Штаты за двойные стандарты и лицемерие, очень близка ему по духу.

Политический истеблишмент, привыкший к блаженному представлению о роли США как глобального лидера, с трудом переваривал идею Трампа о том, что Америка – это самая большая «жертва» в мире. Окажется ли Трамп всемирно-исторической фигурой или нет, он вполне может представлять, по словам обозревателя Гидеона Рахмана, «тот тип инстинктивного политика… что использует и воплощает в себе силы, природу которых он понимает лишь частично»[5]. Наша задача не в том, чтобы найти доказательства сговора Трампа и Путина, а в том, чтобы раскрыть источники силы современного антилиберализма. Мы все чувствуем, что что-то глубоко меняется в глобальной политической архитектуре и атмосфере, и приход к власти в США такого разрушителя является частью этого процесса. Если считать Наполеона героическим «мировым духом на белом коне»*, то Трампа, пожалуй, стоит считать духом антилиберального времени, оседлавшим Twitter.

Если бы не духовное сродство Трампа с этим более широким антилиберальным бунтом, у нас мог возникнуть соблазн посчитать его президентство случайностью, преходящим моментом, не имеющим поддержки большинства или исторического значения, и проигнорировать его. Но это было бы ошибкой. Изменения, которые он внёс в самосознание и репутацию Америки в мире, не просто радикальны. Они отражают все тот же дух провинциального негодования по отношению к космополитическому миру, который «приглашает, но не впускает», с которым мы столкнулись в Центральной Европе. Трамп, как и близкие ему по духу Орбан и Путин, также решительно отвергает традиционное представление Америки о себе как об образцовом народе и государстве. Поэтому он – при активной общественной поддержке – нападает на самонадеянную догму, восходящую к эпохе основания страны, а именно: «Мир восславит и будет подражать… нашему примеру»[6]. Таким образом, революция Трампа представляет собой нечто гораздо большее, чем просто смена политики. Она фиксирует и предвосхищает труднообратимые преобразования американской самоидентичности и представления Америки о своей исторической роли.

Не следует переоценивать способность Трампа к предвидению, но он, похоже, решил «нормализовать» Венгрию, Россию и другие нелиберальные режимы, не поощряя их, как предыдущие президенты, к принятию либерально-демократических норм, а, наоборот, поощряя Америку стать их двойником.

Можно даже сказать, что он организует обратную «смену режима», разрушая так много неформальных норм, что это фактически становится частичным пересмотром Конституции США в сторону антилиберализма.

И если его внутренняя повестка дня отражает, как в зеркале, повестку дня Венгрии, его международная повестка дня идёт след в след с повесткой дня России. Трамп поддержал возможный развал ЕС. Трамп продолжает заигрывать с мечтой Кремля о выходе США из НАТО, что делает его и Путина революционерами-соратниками, независимо от того, находятся они в сговоре или нет[7].

Откровенная приязнь Трампа к центральноевропейскому нелиберализму и детское благоговение перед путинским образом «крутого парня», несомненно, отражает его личные опасения по поводу идеи либерального конституционализма о подотчётности правительства. Но он пытается ниспровергнуть верховенство права не только потому, что оно угрожает ему лично[8]. Он отвергает его и потому, что сама идея беспристрастного правосудия и справедливости придаёт Америке историческую уникальность и моральное превосходство, делая её блестящим примером для всего мира.

 

Кто мы, по нашему мнению?

 

В статье для New York Times, опубликованной в 2013 г., Владимир Путин с насмешливым намёком на религиозность развенчивал прекраснодушную легенду об американской исключительности:

«Считаю очень опасным закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось. Есть государства большие и малые, богатые и бедные, с давними демократическими традициями и которые только ищут свой путь к демократии. И они проводят, конечно, разную политику. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными»[9].

В том, что лидер государства-соперника критикует преувеличенное чувство собственной уникальности и морального превосходства Америки, нет ничего необычного. Особенным и примечательным в данном случае был энтузиазм, с которым рядовой гражданин Дональд Трамп подхватил путинскую оплеуху одному из самых заветных американских мифов. Термин «американская исключительность», согласился Трамп, «очень оскорбителен, и Путин действительно донёс это [до Барака Обамы]»[10]. Такое броское одобрение путинской атаки на американскую исключительность, пусть и спровоцированное мелочным желанием унизить Обаму, многое говорит как об интуитивном восприятии Трампом политической жизни, так и о психологических истоках его «народной популярности».

Нападки на американскую исключительность – краеугольный камень мировоззрения Трампа. Это очевидно из той частоты и энтузиазма, с которыми он возвращается к этой теме. В 2014 г., отвечая на вопрос журналиста о смысле американской исключительности, он обобщил два своих основных возражения против этой идеи. Характерный для него извилистый поток сознания настолько однозначно подтверждает наши доводы, что его стоит привести целиком:

«Ну, я думаю, что это очень опасный термин, с одной стороны, потому что я слышал, как Путин сказал: “Кем они себя возомнили, говоря, что они исключительны?”. Вы можете чувствовать себя исключительным, но когда вы начинаете говорить это в лицо другим странам или другим людям, я думаю, что использовать этот термин очень опасно. Ну, я слышал, что Путин говорил кому-то… Кем они себя возомнили, говоря, что они исключительные? И я понимаю это. Знаешь, он сказал: Почему они исключительные? У них на улицах убивают людей средь бела дня. Посмотрите, что происходит в Чикаго и других местах. У них все эти беспорядки, вот что там происходит”. И я могу сказать, что многие страны во всём мире крайне возмущены этим термином – “американская исключительность”. Страны, которые живут лучше, чем мы, – гораздо лучше, чем мы. Ты хочешь поладить с миром, но говоришь, что ты исключительный?! Так что мне никогда не нравился этот термин. Я думаю, вы можете так думать, но я не уверен, что это то, о чём обязательно стоит так много говорить»[11].

Этот бессвязный монолог, изобилующий вымышленными путинскими цитатами, наводит на мысль о двух удивительно веских причинах согласия Трампа с отношением российского президента к американской исключительности. Во-первых, говорить иностранцам, что ваша страна превосходит их страну, оскорбительно. Утверждать, что Америка остаётся лучшей страной из всех, когда-либо существовавших на земле Господа нашего, невежливо и обязательно спровоцирует нежелательные ответные шаги. Беспричинно оскорбляя чувства других стран, Америка без всякого смысла подрывает свои же усилия на международной арене[12]. Во-вторых (это, конечно, несколько непоследовательно), Соединённые Штаты больше не являются предметом зависти для всего остального мира и поэтому должны перестать притворяться таковым. Америка уже давно не похожа на сияющий град на холме; бóльшая часть страны сегодня – пример разрушающейся инфраструктуры, приличествующий странам третьего мира. Фактически, «американская мечта» стала посмешищем для всех тех стран, «которые живут лучше, чем мы – гораздо лучше, чем мы».

Трамп прекрасно понимает пресловутое негодование президента России из-за того, что его поучают – особенно американцы: «Я не знаю, имеем ли мы право поучать [кого-нибудь]». Он считает, что Америке пора оставить свое миссионерство – хотя бы из-за насилия на улицах (более воображаемого, чем реального): «Только посмотрите, что происходит с нашей страной. Как мы можем поучать кого-то, когда люди хладнокровно стреляют в наших полицейских? Чему мы можем научить со всеми этими беспорядками и ужасами, происходящими в нашей стране?»[13] Объясняя, почему американцы не имеют права поучать иностранцев, Трамп умудряется придать своим речам как расчётливо паническое, так и нетипично смиренное звучание. Однако не следует упускать из виду революционный характер этого заявления. Он объявляет, что станет первым президентом в американской истории, отказавшимся от убеждения, что Америка выступает за доступную и легко усваиваемую идею (и является её воплощением). Сделать Америку великой значит сделать так, чтобы Америка перестала быть чем-то духоподъёмным и обнадёживающим. Это расчётливый шаг, ибо страна, твёрдо приверженная нравственной идее, привлечёт эпигонов и прихлебателей, которые неизбежно будут создавать ей проблемы.

Гордыня, с которой Трамп ставит Америку на первое место, не противоречит его отказу от американской исключительности. Дело в том, что доктрина «Америка прежде всего» означает безразличие к благополучию других стран при попытках подловить и обставить их на международных торговых переговорах. В этом нет ничего исключительного.

«Побеждать» – это полная противоположность тому, чтобы «подавать пример». Последнее для Трампа хуже, чем пустая трата времени. Это значит обучать других, как обойти тебя.

Центральное место в радикализме Трампа занимает идея о том, что американизация зарубежных стран, особенно бывших врагов, плохо сказывается на Америке. Такие разговоры представляют собой тектонический сдвиг. Среди прочего, речь идёт о полном отказе от постулата об исключительной добродетели, невинности и непогрешимости Америки, дающей ей право и обязанность распространять своё влияние по всему миру[14]. Он прямо и недвусмысленно, как никто другой из предыдущих американских президентов, отказался от глубоко укоренившейся американской веры в то, что перед Соединёнными Штатами стоит историческая миссия – научить жителей других стран тому, как организовывать свои общества и жить своей жизнью[15]. Трамп, пожалуй, первый американский президент, который ни при каких условиях не смог бы повторить знаменитые слова Вудро Вильсона: «Вы – американцы и вы призваны нести свободу, справедливость и принципы гуманности, везде, где бы вы ни оказались» [16].

Трамп не только выступает против любого прозелитизма демократии и прав человека. Он постоянно игнорирует грань между странами, которые уважают права человека и демократические нормы, и странами, которые их нарушают. У Америки нет миссии, и она не является образцом ни для кого – как и у истории человечества нет «конца» в смысле нравственной цели или задачи. Поэтому он упорно отвергает мессианское самосознание Америки, а также идею о том, что Соединённые Штаты являются маяком свободы и справедливости для всего человечества, идеалом, к которому должны стремиться все развивающиеся страны.

После избрания Трампа один из самых резких его критиков заметил, что «Америка может снова начать вести себя как нормальная нация»[17], – но в его устах это звучало отнюдь не комплиментом. Однако для того, чтобы сделать Америку снова нормальной, не обязательно возвращаться к «бустеризму»* эпохи Рейгана. Напротив, это означает переосмысление международного имиджа страны: она должна выглядеть не лучше и не хуже – в моральном смысле – чем любая другая страна. Перед выборами 2016 г. Митт Ромни предупреждал, что если Трамп станет президентом, «Америка перестанет быть сияющим градом на холме»[18], не осознавая, очевидно, что именно это и было намерением Трампа. Отказываясь видеть контраст между непорочностью и благочинием Америки и греховностью и низостью других стран, Трамп хочет, чтобы весь остальной мир знал, что Америка не только является, но и считает себя такой же беспринципной, как и любая другая страна.

Для Трампа нормализация означает «восстановление положения США как эгоистичного государства среди эгоистичных государств»[19]. Америка может первенствовать, лишь если она перестанет отстаивать такие иллюзорные идеалы, как демократия и права человека, придуманные на благо других народов. Предыдущие американские президенты утверждали, что верят в американскую исключительность. Но это была опасная форма самогипноза, яма, которую наивные американцы роют самим себе, регулярно туда падая.

Что может быть глупее обязательства Соединённых Штатов действовать самоотверженно в интересах других стран?

В основе этого отрицания мифа об американской исключительности – дарвинистское представление о жизни как о беспощадной, аморальной войне всех против всех. Когда тележурналист Джо Скарборо заметил, что Путин «убивает журналистов, которые не согласны с ним», Трамп, как известно, ответил: «Ну, я думаю, что наша страна тоже много убивает, Джо»[20]. Америка – нормальная страна. Она убивает невинных людей, как и любая другая страна, и часто вовсе без причины[21].

Трамп хочет, чтобы Америка не только признала, но и приняла тот факт, что она не является непорочной. Сравните этот циничный аморализм с аналогичными признаниями его либеральных предшественников. Отвергая идею непорочности Америки, Билл Клинтон и Обама делали это по причинам, полностью противоречащим доводам Трампа. Они оба признавали серьёзные проступки своей страны, но не отказывались от самонадеянного представления об Америке как о нравственном идеале, которым восхищаются во всём мире.

Так, в 1999 г., чтобы показать, что он приехал в Анкару не для того, чтобы бахвалиться Америкой или проповедовать американский образ жизни, президент Билл Клинтон обратился к Великому национальному собранию Турции со следующими словами:

«Учтите, что я выходец из страны, основанной на убеждении, что все люди созданы равными; и всё же, при основании США у нас было рабство; женщины не могли голосовать; даже мужчины не могли голосовать, если у них не было собственности. Я кое-что знаю о несовершенстве практического воплощения политических идеалов. Мы прошли долгий путь в Америке, от момента основания до сегодняшнего дня, но этот путь стоит того, чтобы его пройти»[22].

Риторический смысл этого признания несовершенства Америки состоял в том, чтобы убедить слушателей имитировать «долгий путь» Америки. Последовав примеру США, турки со временем смогли бы преодолеть этническую дискриминацию в собственной стране. Соединённые Штаты всё ещё не в состоянии обеспечить свободу и справедливость для всех. Но это нисколько не умаляет исключительности США. Исключительность Америки проявляется как раз в том, что американский президент может, оказавшись за границей, открыто признавать недостатки своей страны, не ставя себя в положение оправдывающегося. Это искреннее признание вины косвенно подразумевало, что американцы, поучающие турок, прошли дальше по пути нравственного совершенствования, чем слушающие их поучения турки.

Десять лет спустя в Каире Обама выступил с таким же деликатным панегириком американской исключительности[23]. Единственное, что сделало Америку уникальной, это готовность её лидеров открыто признаваться в былых грехах страны. Эта обезоруживающая откровенность и была, очевидно, причиной того, что страна оставалась нравственным маяком для человечества. Именно поэтому её представители сохранили за собой право и обязанность сообщать другим о том, какие повинности они «должны» нести и какой передовой опыт они «должны» копировать. Отрицая непогрешимость Америки, Клинтон и Обама косвенным образом отстаивали исключительность Америки, которая всё чаще ставилась под сомнение, а в особенности – её статус нравственного образца для остального мира.

Трамп признаёт грехи Америки не в порядке исповеди, а скорее из кощунственных побуждений. В безжалостном и конкурентном мире только наивные будут стремиться к невинности и только лузер отправится в покаянное турне с извинениями. Осознание собственной порочности в результате не становится поводом для ощущения вины или сожаления. Напротив, это признак сметки и практицизма. В конце концов, зачем быть единственным честным игроком за покерным столом? Для Трампа отказ от американской праведности – это первый шаг к тому, чтобы избежать саморазрушительных иллюзий о собственной добродетели, порождаемых мифом об американской исключительности.

Пресловутая «харизма» Трампа в значительной степени основана на его способности ломать стереотипы. И самое исключительное в его исключительном президентстве – это его отказ от мифа об американской исключительности[24].

Он совершил то, что раньше считалось невозможным. Он примирил большинство американских джингоистов с идеей о том, что Америка может быть «великой», не будучи международным лидером, не обладая моральным превосходством, не будучи особенно непогрешимой и не имея права поучать другие страны.

Он отделил врождённую любовь Америки к себе от идеи о том, что Америка – «особенная», в смысле нравственного превосходства, страна. В этом контексте следует отметить, что только самые левые члены Демократической партии отрицают, что «США стоят выше других стран»[25]. Это в полной мере демонстрирует гипнотические способности Трампа. Он заставил свой националистический электорат мыслить точно так же, как самые либеральные из рефлексирующих демократов, не вынуждая первых отказываться от своих нетерпимых и ксенофобских фантазий.

Боевой клич Трампа – «Нам нужен кто-то, кто сможет взять бренд Соединённых Штатов и снова сделать его великим»[26]. Это парадоксальный лозунг, потому что он явно нацелен на ребрендинг Америки как страны-посредственности, которая не лучше и не хуже любой другой страны мира. Не имея ничего общего с американской исключительностью, американское «величие» в трамповском изводе исторически беспрецедентно. Он акцентирует внимание на том, чтобы сделать Америку великой снова, но речь не может идти о 1950-х и 1960-х гг., когда экономика Америки превосходила экономику всего остального мира, опустошённого войной, когда Америка разрешила противоречия между трудом и бизнесом и «увидела рождение битников и гражданских прав»[27], – ибо это был явно расцвет американской исключительности. «Величие» Трампа – нечто совсем иное. Речь идёт о полном отказе от самопровозглашенной уникальности Америки и её ассимиляции со всем остальным – заурядным – миром. Это должно было быть шоком, поскольку «американцы не привыкли считать свою страну ровней остальным»[28]. Но многие, включая лидеров Республиканской партии, приняли эту «нормализацию» своей страны в целом без сомнений и сопротивления[29]. Для того, чтобы понять это политическое смирение, нужно пройти долгий путь к осознанию секрета выдающегося политического успеха Трампа. Как ему удалось убедить завзятых националистов отказаться от идеи о том, что Соединённые Штаты превосходят все другие страны в моральном отношении?

Имитация и недовольство
Иван Крастев, Стивен Холмс
Отсутствие адекватных альтернатив либеральной демократии стало стимулом для недовольства, потому что людям нужен выбор или хотя бы его иллюзия. Популисты выступают против замены коммунистического догматизма либеральным. Посыл левых и правых протестных движений заключается в неприятии ультимативного подхода, требовании признать различия и самобытные особенности.
Подробнее

____________

* Американский автор фолк- и кантри-музыки, певец (1912–1967). Автор и исполнитель протестных песен левого толка. В эпиграфе цитируется строка из его антивоенной и антифашистской песни “Lindbergh” (направленной заодно против американского правого истеблишмента) – прим. пер.
* Аллюзия на библейскую фразу: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Мф 12:25 – прим. пер.
* Метафорическое определение Гегеля – прим. пер.
* Бустеризм – активная инвестиционная пропаганда. Чаще всего используется для описания местных (муниципальных, реже – на уровне штата) программ привлечения капитала под красочные описания деловых перспектив. Здесь же авторы, скорее всего, имеют в виду, что Трамп отказывается от «продвижения имиджа» Америки на международном уровне – прим. пер.

 

Сноски

[1] См. Эллисон Г. Миф о либеральном порядке// Россия в глобальной политике. 2018. №4. https://globalaffairs.ru/number/Mif-o-liberalnom-poryadke-19668.

[2] David Leonhardt, ‘Trump Tries to Destroy the West’, New York Times (10 June 2018); Robert Kagan, ‘Trump Marks the End of America as World’s “Indispensable Nation”’, Financial Times (19 November 2016).

[3] Robert Kagan, The World America Made (Vintage, 2012); Kagan, ‘Trump Marks the End’.

[4] Robert Costa, Josh Dawsey, Philip Rucker and Seung Min Kim, ‘“In the White House Waiting’: Inside Trump’s Defiance on the Longest Shutdown Ever’, New York Times (12 January 2018).

[5] Gideon Rachman, ‘Donald Trump Embodies the Spirit of Our Age’, Financial Times (22 October 2018).

[6] Alexander Hamilton, Phocion Letters, second letter (1784).

[7] Julian E. Barnes and Helene Cooper, ‘Trump Discussed Pulling US From NATO, Aides Say Amid New Concerns Over Russia’, New York Times (14 January 2019).

[8] И Трампа, и Орбана, и Путина называют «клептократами»: Paul Waldman, ‘Trump Is Still Acting Like a Tinpot Kleptocrat’, Washington Post (29 May 2018); Bálint Magyar, Post-Communist Mafia State: The Case of Hungary (Central European University Press, 2016); Karen Dawisha, Putin’s Kleptocracy: Who Owns Russia? (Simon and Schuster, 2015). Но сопоставимые схемы самообогащения, как бы интересны они ни были для следователей, ничего не говорят о сопоставимых источниках поддержки населения.

[9] ИТАР-ТАСС, «Владимир Путин приветствовал решение Барака Обамы продолжить диалог в решении сирийской проблемы». 2013. Ссылка: https://tass.ru/glavnie-novosti/675664

[10] Trump, CNN interview (13 September 2013).

[11] Interview with Jeffrey Lord, ‘A Trump Card’, American Spectator (20 June 2014).

[12] Это замечание указывает на то, что попытка Трампа заставить союзников Америки раскошелиться во время его выступления в штаб-квартире НАТО в Брюсселе 25 мая 2017 г. была направлена не столько на то, чтобы стимулировать их разделить финансовое бремя, сколько на то, чтобы просто оскорбить их; похоже, он считал, что союзники не могут причинить США никакого вреда.

[13] ‘Transcript: Donald Trump on NATO, Turkey’s Coup Attempt and the World’, New York Times (21 July 2016).

[14] См. Conor Cruise O’Brien, ‘Purely American: Innocent Nation, Wicked World’, Harper’s (April 1980); Ливен А. Анатомия американского национализма. – М.: ЭКСМО, 2015. – 512 с.

[15] Ср. «…ни одна страна в современной истории не была настолько стойко одержима идеей о своей особой миссии в мире, как Соединённые Штаты» – Russel Nye, This Almost Chosen People (Macmillan, 1966), p. 164.

[16] Woodrow Wilson, The New Democracy, vol. 4 of The Public Papers of Woodrow Wilson, ed. Ray Stannard Baker and William E. Dodd (Harper and Brothers, 1926), pp. 232-3.

[17] Kagan, ‘Trump Marks the End’.

[18] ‘Transcript of Mitt Romney’s Speech on Donald Trump’, New York Times (3 March 2016).

[19] Janan Ganesh, ‘America Can No Longer Carry the World On Its Shoulders’, Financial Times (19 September 2018).

[20] Philip Bump, ‘Donald Trump Isn’t Fazed by Vladimir Putin’s Journalist-Murdering’, Washington Post (18 December 2015).

[21] В феврале 2017 г., уже став президентом, Трамп развил и усилил свой циничный тезис о неправедном характере Америки. В своём шоу в Fox News Билл О’Райли сказал ему: «Путин – убийца», на что Трамп ответил: «Есть много убийц. У нас много убийц… вы думаете, наша страна настолько невинна?» Цит. по: Christopher Mele, ‘Trump, Asked Again About Putin, Suggests US Isn’t “So Innocent”’, New York Times (4 February 2017). О способности Трампа вдохновлять эпигонов см. ‘Trump Advisor Tom Barrack Says “Atrocities in America Are Equal or Worse” than the Khashoggi Killing’, The Week (13 February 2019).

[22] William J. Clinton, ‘Remarks to the Turkish Grand National Assembly in Ankara’, 15 November 1999; https://clintonwhitehouse4.archives.gov/WH/New/Europe-9911/remarks/1999-11-15b.html.

[23] ‘Text: Obama’s Speech in Cairo’, New York Times (4 June 2009).

[24] Diane Roberts, ‘With Donald Trump in the White House, the Myth of American Exceptionalism Is Dying’, Prospect (13 September 2017).

[25] Pew Research Center (30 June 2017); http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/06/30/most-americans-say-the-u-s-is-among-the-greatest-countries-in-the-world/.

[26] Alexander Burns, ‘Donald Trump, Pushing Someone Rich, Offers Himself’, New York Times (16 June 2015), курсив наш – СХ, ИК.

[27] Ken Jowitt (личное общение).

[28] Ganesh, ‘America Can No Longer Carry the World’.

[29] Stephen Wertheim, ‘Trump and American Exceptionalism’, Foreign Affairs (3 January 2017). Прогноз Вертхайма о том, что «если Трамп продолжит отвергать исключительность, он подорвёт доверие к своему правительству внутри страны, создав разрыв легитимности, за заполнение которого будет бороться каждая из политических фракций страны», так и не исполнился – пока.

Нажмите, чтобы узнать больше